Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования –
Детский экологический центр «Рифей»
Илюкина Надежда Ивановна
педагог дополнительного образования,
1 квалификационная категория
Творческая реабилитация детей
с ограниченными возможностями здоровья в системе
дополнительного образования
Во всем мире с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в
развитии. В России процент детей с ОВЗ также растет. В решении коллегии
министерства образования РФ от 18 января 2000 года «О повышении роли системы
дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ» отмечается, что «назрела
острая
необходимость
в
разработке
и
реализации
социальных
программ,
направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ...».
Существуют два подхода к социализации:
1. Субъект-субъектный, когда человек активно участвует в жизни общества.
Он не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные
обстоятельства и на самого себя. Человеку отводится активная роль в социализации.
Авторы – американцы Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид.
2.Субъект-объектный
подход
подразумевает
пассивное
отношение
к
социализации, другими словами это просто адаптация к обществу. Авторы этой
концепции – французы Эмиль Дюркгейм и Парсонс.
Нам необходимо вывести ребенка из позиции «покорника», из под постоянной
опеки и принимаемых за него решений, подвести ребенка к первой позиции,
позиции человека активного.
Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать
как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства
культуры. Таким образом, социокультурный аспект включает в себя нравственнокультурологическую направленность, цель которой – приобщение детей к
высоконравственным ценностям, обогащение социального опыта, расширение круга
общения ребенка.
Очень важны в процессе социализации агенты социализации, т.е. значимые для
человека люди, которые оказывают на него определенное внимание. Для наших
обучающихся значимыми агентами являются родители, учителя, педагогиорганизаторы и педагоги дополнительного образования.
Принципы, по которым строится работа с детьми с ОВЗ:
Ребенок не создает проблемы и трудности, их порождает инвалидность ребенка.
Инвалидность – это не столько медицинская проблема, сколько проблема
неравных условий.
Нет и не может быть чудодейственного средства, поэтому необходимо
использовать все, чем располагает общество.
Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием
здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и
самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности.
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия
искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная
специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на
использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного
средства воспитания личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Творческая реабилитация – это целый комплекс мероприятий, направленных
на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и
интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы
ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию,
выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и
социальной значимости.
Задачи творческой реабилитации:
Создание благоприятной микросреды.
Актуализация желания ребенка работать с конкретным педагогом.
Исходя из диагноза, особенностей ребенка оказать ему помощь в выборе
предложенных материалов для работы, провести презентацию материалов.
Диагностика удовлетворенности ребенка своей деятельностью на занятиях.
Приспособление ребенка к жизни и труду, его бытовое и последующее
трудовое устройство (например, продажа изделий).
В
практике
специального
образования
широко
используется
термин
«артпедагогика».
Основные функции артпедагогики:
Культурологическая (обусловленная развитием человека на основе освоения им
художественной культуры, становления ее творцом).
Образовательная (обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и
практических навыков в художественно-творческой деятельности – музыкальной,
изобразительной, художественно-речевой, театральной, игровой).
Воспитательная (формирующая нравственные, эмоционально эстетические,
коммуникативно-рефлексивные основы личности).
Коррекционная (содействующая коррекции и компенсации недостатков в
развитии
познавательной
личностной
сфер:
деятельности,
активизация
эмоционально-волевой,
посредством
искусства
моторной,
потенциальных
возможностей ребенка с ОВЗ, его творческих проявлений в разных видах
художественной деятельности).
Педагоги Детского экологического центра «Рифей», используя методы
артпедагогики
(а
такжеэлементы
арттерапии,
сказкотерапии,
драмотерапи,
изотерапии, двигательной терапии) на занятиях с детьми с ОВЗ, соблюдают
определенные условия:
Равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на
уровне глаз.
Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку.
Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение.
Пространство, в котором проходит деятельность, должно ощущаться ребенком
как комфортное.
Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка.
Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать
в собственном темпе.
Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой
вербализации чувств или коллективного обсуждения.
Формы работы с детьми с ОВЗ в Центре дополнительного образования детей –
Детском экологическом центре «Рифей»:
Индивидуальные и групповые занятия с детьми, которые имеют склонность к
определенным видам деятельности по индивидуальным программам, когда можно
отследить рост ребенка через это направление.
Встречи с интересными людьми.
Посещение выставок работ авторов-инвалидов, которые проводятся в городе.
Праздники, концерты, развлекательные мероприятия.
Выставки детских работ на уровне Центра, города, области.
Литературно-музыкальные композиции художественно-эстетического цикла.
Тренинговые занятия с детьми, с родителями, совместно дети-родители.
Обучающие занятия для родителей определенным приемам и методам работы,
необходимых для коррекционных занятий в домашних условиях.
Занятия социально-бытовой адаптации с учетом актуального состояния ребенка.
Программы Центра, направленные на обучение детей с ОВЗ:
ДТО «Природа и художник», ДТО «Природа и фантазия» ДТО «Комнатное
цветоводство», ДТО «Цветовод-декоратор», экологический проект «Экологическая
мозаика».
Результаты обучения детей с ОВЗ в МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»:
Педагоги Центра адаптируют содержание учебных программ к возможностям
детей с ограниченными возможностями, например, увеличивают время на усвоение
отдельных тем, которые не поддаются пониманию, уделяют больше времени
отработке техники рукоделия.
В основном с каждым ребенком педагог проводит индивидуальные занятия.
С некоторыми детьми, если они работают в общей группе, проводится
индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы,
буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно
справляются с программой (это полезно как ребенку с ОВЗ, так и детям, которые
работают рядом с ним).
Очень
важно
создавать
ребенку
«ситуацию
успеха»,
оказывать
ему
положительную поддержку, эмоционально реагировать на малейшее достижение
ребенка, хвалить (можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на
первых порах).
Дети с ОВЗ очень болезненно реагируют на порицание, поэтому педагоги
Центра практически не используют этот метод воздействия, если невозможно не
указать ребенку на его ошибку, обязательно объясняют, почему не получилось в
этот раз, что в следующий раз получится обязательно.
Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций.
Педагоги
Центра
отмечают
важность
сотрудничества
с
педагогами
коррекционной школы - заинтересованность в работе детей педагога или родителя
повышает результативность обучения.
В психологическом аспекте занятия в Центре (выход в другую среду,
возможность сделать самостоятельный выбор деятельности, расширение круга
общения) помогают нивелировать воздействие различных видов деприваций у детей
с ОВЗ (сенсорной - лишение возможности получения информации об окружающем
мире, установление оптимального эмоционального контакта с окружающими,
когнитивной – познавательной и социальной – лишение возможности обучения в
социуме).
Т.о. развивая социальные и художественно-творческие навыки у ребенка, мы
предполагаем, что у него появится возможность творческого самовыражения,
повысится самооценка, сформируется позиция активного члена общества, установка
«если я с другими, значит я не один».