«Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся средствами социальнозначимой деятельности в интересах экологии и устойчивого развития» .pdf

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
Управление образования Администрации г.Екатеринбурга.
Отдел образования Железнодорожного района г. Екатеринбурга.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – Детский
экологический центр «Рифей»

«Формирование ключевых образовательных компетенций
обучающихся средствами социальнозначимой деятельности в
интересах экологии и устойчивого развития»

Исполнители:
Ерохина
Наталья
Петровна,
директор МБУ ДО – ДЭЦ
«РИФЕЙ», педагог
дополнительного образования,
Илюкина
Надежда
Ивановна,
педагог
дополнительного
образования,
Шадрина Татьяна Николаевна,
педагог
дополнительного
образования

г. Екатеринбург
2021г

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….с.2
1. Теоретические подходы к определению ключевых компетенций……………...с.3
2. Инновационный проект как средство формирования
ключевых компетенций обучающихся ДЭЦ……………………………………..с.5
Заключение………………………………………………………………....................с.6
Литература………………………………………………………………………….....с.7
ВВЕДЕНИЕ.
В декларации Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах
устойчивого развития (2009) отмечается, что “…в первое десятилетие XXI века мир
сталкивается со значительными, комплексными и взаимосвязанными проблемами
потребительского образа жизни. Мировой экономический кризис показал
рискованность существующих систем экономического развития, основанных на
ложных ценностях и краткосрочных выгодах. В связи с этим необходимо прийти к
общим соглашениям по образованию, которые позволят людям осознать
необходимость перемен… Такое образование должно быть качественным, 66 XV
Международная конференция “Экологическое образование в интересах устойчивого
развития” основанным на эколого-гуманистических ценностях, и обеспечивать
знания, навыки и компетенции для устойчивой жизни в обществе”.
Формирование экологической компетентности современного человека, его
экологически грамотного культурного поведения, развитие личности средствами
природы является целью экологического образования для устойчивого развития.
Основным результатом традиционной системы непрерывного экологического
образования являются знания, но низкий уровень природоохранной активности,
слабо выраженное субъективное, этическое отношение к природе.
Концепция
модернизации
российского
образования
подчеркивает
необходимость ориентации образования не только на усвоение знаний, но и на
развитие личности обучающегося, его способностей. Качество образования
обусловливает сформированность ключевых компетенций – целостной системы
универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной
ответственности школьников.
Ключевые образовательные компетенции
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися
умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях
профессиональной, личной и общественной жизни, использовать потенциал своей
личности для обеспечения саморазвития.
В реальной действительности сложился ряд противоречий
 социально – экономического,
 организационно-педагогического
 личностно – психологического характера, а именно,
между:
- объективными потребностями общества в гражданах, обладевшими
ключевыми компетенциями в области экологии, и недостаточной разработанностью
2

этого направления в теории и практике педагогики; - возросшим стремлением
молодёжи к успешной социализации и неспособностью школы на высоком уровне
прививать учащимся навыки экологического поведения;
- ориентацией государственной образовательной политики на профилизацию
школьного обучения как фактора социализации подрастающего поколения и
недостаточной разработанностью содержательно-методических средств её
реализации.
Совокупность выделенных противоречий обусловила проблему нашего
исследования, состоящую в поиске и определении концептуальных основ
формирования ключевых компетенций школьников для устойчивого развития,
способствующей их социализации.
Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая
теоретическая и практическая значимость определили тему исследования:
«Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся
средствами социальнозначимой деятельности в интересах экологии и
устойчивого развития»
Цель: теоретическое обоснование и научно-методическое сопровождение
дидактической системы формирования ключевых образовательных компетенций
обучающихся, обеспечивающей успешную социализацию школьников.
Объект исследования: образовательный процесс в МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»
формирующий ключевые образовательные компетенции обучающихся.
Предмет
исследования:
интегративная
дидактическая
система
формирования
ключевых
образовательных
компетенций
обучающихся
(содержание, технология и способы педагогического управления), обеспечивающая
эффективное вхождение обучающихся в социальную среду.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены
следующие задачи:
1. На основе применения историко-аналитического метода выявить
совокупность исходных положений, определяющих теоретические и научнометодические
основы
формирования
ключевых
образовательных
компетенций обучающихся.
2. В соответствии с основными положениями концепции и модели разработать
технологию формирование ключевых образовательных компетенций
обучающихся,
представленную
сочетанием
содержательного,
процессуального и результативного компонентов процесса социализации
личности.
3. Выделить критерии и показатели оценки формирования ключевых
образовательных компетенций обучающихся как условие их социализации.
4. В ходе экспериментальной работы осуществить проверку концепции
формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся и
наметить пути совершенствования этой работы.
1. Теоретические подходы к определению ключевых компетенций
Почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен
определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для
эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области
3

и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки,
способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. А по
определению компетенций мы обратились к исследованиям Хуторского А.В. по
мнению, которого можно выделить семь ключевых образовательных компетенций:
1.Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения,
связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и
понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает
механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От
неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его
жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть
хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни
человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы
семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в
жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой
сфере, например, владение эффективными способами организации свободного
времени.
3.Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы
логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки
учебно-познавательной
деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной
деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением
приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения
проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей
функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение
измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных
методов познания.
4.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор,
магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных
технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет),
формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией,
содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков,
способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями,
навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать
вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе,
фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов
4

коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в
рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6.Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в
гражданско-общественной
деятельности
(выполнение
роли
гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений
и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном
самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать
ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной
выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик
овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе
навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы
осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь
выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных
интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании,
развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании
психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой
компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье,
половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит
комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
- ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и
образовательных областей;
- предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции,
имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных
предметов.
2. Инновационный проект как средство формирования ключевых компетенций
обучающихся ДЭЦ
На сегодняшний день Центром «Рифей» разработан инновационный проект
«Создание единого социально-педагогического пространства для экологического
образования детей и взрослых Железнодорожного района г.Екатеринбурга».
Реализация данного проекта связана с организацией социально значимой
деятельностью по решению экологических проблем, получению личного и
коллективного результата, жизненноважного как для каждого школьника, так и
всего общества в целом.
В соответствии с выделенными компетенциями был подобран комплект
диагностических исследований
по оценке ключевых общеобразовательных
компетенций.
5

Исследования проводились среди обучающихся ДТО МБУ ДО - ДЭЦ
«Рифей»
Для обучающихся младшего школьного возраста была применена методика
исследования «Цветик – семицветик», цель которой: установить направленность
интересов младших школьников
Изменения интересов можно проследить в таблице
Направленность личности младших школьников
Сроки
Диагностика «Цветик-семицветик» И.М. Витковская
проведения
исследования
Для себя
Для родных и Для класса и Для
всех
близких
школы
людей
27 (20,9%)
13
человек
январь 2021г. 56 человек (43,4%) 33 (25,6%)
(10,1%)
16 человек (12,4%) 22 человек (17%) 32 человек (24,8%) 59
человек
сентябрь
(45,7%)
2021г.
15человек(11,6%) 39человек (30,2%) 67
человек
январь 2022г. 8 (6,2%)
(51,9%)
8 человек (8,3%)
10человек(25%)
30человек (26,7%) 81
человека
Сентябрь
(63%)
2022

На основании методики ЭЗОП (автор В.А. Ясвин), цель которой: исследование доминирующей

установки обучающихся в отношении природы был выведен результат
Тип

Группа
детей,
принимавших участие в
социальнозначимой
деятельности

Группа
детей,не
принимавших участие в
социальнозначимой
деятельности

Эстетический тип
2
5
Смешанный тип
21
23
Прагматический тип
23
17
Этический тип
35
21
Познавательный тип
33
22
Так же были применены методики Л.В. Байбородовой «Акт добровольцев», М.И.
Рожковым «Методика изучения социализированности личности учащегося», С.М.
Петровой «Пословицы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что участие детей в социальнозначимой
деятельности положительно влияет на качественные показатели ключевых
компетенций обучающихся:

6

- приобретается опыт практической деятельности, происходит освоение
социальных ролей. Это создаёт условия для формирования общекультурной и
социально-гражданской компетентностей;
- производится оценка учащимися своих способностей и возможностей, степени
сформированности ключевых образовательных компетенций,
- развитие умений адекватной само- и взаимооценки, а также осознание и
принятие эколого-ориентированных ценностей, выработка жизненной позиции.

1.
2.
3.
4.

ЛИТЕРАТУРА
Возрастная и педагогическая психология /Под редакцией М.Г. Гамезо и др. –
М.: Просвещение, 1984.-С.220-232.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на
Дону.: Феникс, 1996.-480с.
Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учебное пособие. –
М.: Логос, 2001.-383с.
Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – С.181-193;

5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как
обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с.
(Серия «Педагогическая мастерская»).
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика:
Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.-456с.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».