1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные художники» имеет художественную направленность, образовательная область – изобразительное искусство (графика, живопись и композиция). Дети учатся создавать картины и получать при этом максимум удовольствия! В рисовании главное – процесс. Ребенку важно самому решать, каким будет следующий шаг, следующая линия, какой выбрать цвет. Именно это дает поразительный результат. Каждый ребенок – творческая личность, приобщиться к изобразительному творчеству могут все желающие. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р). • Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023 года). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». • Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242. • Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021. • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д. • Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей». • Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг. Направленность программы художественная. Актуальность обучения в дополнительном образовании определяется неограниченными возможностями изобразительного искусства в творческом развитии ребёнка. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, стратегической направленностью в воспитании ребенка XXI века становится подготовка человека, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Изобразительное искусство требует предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, это необходимо каждому обучающемуся сегодня и профессионалу в будущем. Занятия живописью воспитывают чувство формы, ритма, гармонии, цвета, погружают в мир творчества, предоставляют возможность самовыражения. На занятиях происходит духовнонравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому. Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей в творческой развивающей среде, ориентирована на эффективное решение задач формирования и становления креативной, самостоятельной личности ребенка и соответствует социальному заказу общества. На изучение изобразительного искусства в общеобразовательных организациях отводится ограниченное количество времени, поэтому развитие художественных способностей, выявление и поддержка талантливых детей школьников через систему дополнительного образования детей становится наиболее актуальным. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в том, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием нетрадиционных техник рисования. Дает возможность для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Программа помогает обучающимся в учебной деятельности, в теории предполагает углубление знаний по таким учебным дисциплинам, как история, литература, мировая художественная литература, помогает обучающимся думать и выражать свое отношение к истории родной страны и края, культуре и экологии. Практические занятия помогают обучающимся выстраивать связь изобразительного искусства с другими предметами. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы. Программа рассчитана на широкую категорию обучающихся (дети младшего и среднего школьного возраста), не имеющих какой-либо подготовки, специальных навыков и базовых знаний. Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы, от 7 до 11 лет. В этом возрастном периоде обучающиеся начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию конкретных предметов, явлений, способны создать и осмыслить воображаемый предмет и попытаться воссоздать его. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию. Детям свойственны повышенная активность, стремление к экспериментированию и склонность к фантазированию. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. В этом возрасте детям нравится выполнять сложную творческую работу, требующую глубоких знаний, высокого уровня навыков и компетенций, проявлять свою индивидуальность и мастерство. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Объем программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные художники», длительностью 216 часов, из которых 93 часов отводятся на теоретические занятия, 123 часов на практические занятия. Количество детей в группе – от 10 до 15 человек. Предварительная подготовка к освоению программы не требуется. Состав группы является постоянным, сформированным к началу занятий по программе. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, что позволяет в полном объеме достичь поставленных задач. Уровневость – стартовый уровень. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом. Практические задания выполняются под присмотром педагога. Особенности организации образовательного процесса. Данная программа предполагает очную форму обучения. Обучение по программе проводится в виде теоретических и практических занятий. Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение. Форма обучения: очная. Виды занятий: выставка, конкурс, мастер-класс, беседа, игровые ситуации, связанные с рефлексией мыслительной деятельности. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе, он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, помещений общего назначения, мероприятий. Формы подведения итогов: беседа, открытое занятие, выставка. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении изобразительного искусства через изучение народных ремесел. Задачи воспитательной работы: • Познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России; • Формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; • Формировать самостоятельную способность к созданию изображений с использованием народной росписи на базе полученных знаний. Ожидаемые результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с народными ремеслами и традициями народов России, демонстрируют желание продолжать изучать культурное наследие Родины. Обучающиеся умеют самостоятельно создавать изображения с использованием народной росписи в своих творческих работах. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 216 часов № п/п Название раздела, темы 1. Возможности графических материалов, виды графических материалов Выразительные возможности графических материалов Три основных цвета «Цветочная поляна» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Понятие Нюанс. «оттенок». Кол-во часов Всего Теория Практика 6 3 3 6 3 3 6 2 4 6 3 3 6 3 3 6 2 4 6 2 4 6 3 3 6 3 3 6 2 4 6 2 4 6 2 4 Контраст. Теплые и холодные цвета в живописи. Насыщенные и ненасыщенные цвета. Осенний пейзаж. «Рыжий лисенок, дуб и филин» осенняя сказка. «Улицы родного города» Натюрморт с фруктами Беседа «Художники-анималисты» 10. Линия – пятно «Подводный мир» 11. Рисование животных, птиц. «Тукан на ветке» 12. «В царстве белого медведя» Формы аттестации/ контроля опрос, наблюдение беседа, наблюдение опрос, творческая работа беседа, творческая работа беседа, творческая работа беседа, творческая работа беседа, творческая работа беседа, наблюдения, творческая работа беседа, наблюдения беседа, творческая работа беседа, наблюдения, творческая работа беседа, наблюдения, творческая работа 13. Освоение техники «Пуантилизм» 6 3 3 6 3 3 6 2 4 6 2 4 6 6 - 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 6 - 6 2 4 6 2 4 6 2 4 29. Мои любимые цветы. Рисование на тему. 6 2 4 30. «Цветное настроение». Рисование на тему. 6 2 4 14. «Рождественская сказка» 15. «Семья снеговиков», композиция 16. Выполнение работ к выставкам и конкурсам 17. Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве. 18. Рисуем по шаблону. 19. «Волшебница зима» 20. Иллюстрация к литературному произведению (сказка, басня и др.). Линия. 21. Равновесие (ветка растения + насекомое). Композиция. 22. Портрет домашнего Композиция. животного. 23. Натюрморт в тоне. 24. Ритм. Городской пейзаж. 25. Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве. 26. Рисование на тему «Весенняя капель». 27. Весенний пейзаж. 28. «Соленое море». беседа, творческая работа беседа, наблюдения, выставка беседа, наблюдения, выставка наблюдения, творческая работа беседа, наблюдение беседа, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа беседа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа 31. Культура народов России. 6 3 3 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 36. Подведение итогов. Выставка по итогам года. 6 6 - ИТОГО: 216 93 123 32. «Музыкальный рисунок». 33. Путешествие по Золотой стране. 34. Выполнение работ к выставкам. 35. «Красота вокруг нас». наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа наблюдения, творческая работа творческая работа выставка, открытое занятие 2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Возможности графических материалов, виды графических материалов. Теория: Организация рабочего места. Рассказ о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы. Введение. Принадлежности для рисования. Графические изобразительные средства: тушь, фломастеры и маркеры, цветные карандаши, плакатные перья, цветные мелки. Практика: Выполнение практического задания графическими материалами. 2. Выразительные возможности графических материалов Теория: Знакомство с различными графическими техниками. Умение передавать настроение, фактуру при помощи линии и пятна при работе карандашом и углем. Практика: Выполнение практического задания графическими материалами. 3. Тема. Три основных цвета «Цветочная поляна». Теория: Беседа об акварели, гуаши, масленых красках. Анализ произведений художников. Основы цветоведения. Знакомство с цветовым кругом. Практика: Выполнение практического задания: смешение цветов, получение вторичных цветов путем смешения основных. Знакомство со спектрами цвета и вспомогательные тона. 4. Понятие «оттенок». Контраст. Нюанс. Теория: Развитие воображения, умения смешивать и получать нужный цвет. Смешение основных цветов. Практика: Выполнение работы по теме без использования зеленого цвета. Техника выполнения – гуашь. 5. Теплые и холодные цвета в живописи. Насыщенные и ненасыщенные цвета. Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий работ учащихся. Знакомство с жанрами произведений изобразительного искусства (натюрморт). Умение различать основные, составные цвета, теплые и холодные цвета. Практика: Выполнение работы по теме, техника выполнения – гуашь. 6. Осенний пейзаж. «Рыжий лисенок, дуб и филин». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж. Практика: Выполнение работы по теме, техника выполнения – гуашь. 7. «Зимние улицы моего города». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж. Теплые и холодные цвета, теплый и холодный колорит. Практика: Выполнение работы по теме, техника выполнения – гуашь. 8. Натюрморт с фруктами Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Знакомство с мягким графическим материалом (углем). Практика: Выполнение 2-3 практических упражнений мягким графическим материалом, для формирования практических умений работы с материалом. Выполнение практического задания графическим материалом. 9. Беседа «художники-анималисты». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Реалистичное и стилизованное изображение. Основные принципы и приемы стилизации. Практика: Выполнение 2-3 практических упражнений мягким графическим материалом. 10. Линия – пятно «Подводный мир». Теория: Реалистичное и стилизованное изображение животных. Практика: Эскизный поиск (2-3 варианта), выбор наиболее удачного. Выполнение практического задания графическим материалом. 11. Рисование животных, птиц. «Тукан на ветке». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Умение использовать адекватные графические средства в творческой работе. Практика: Задание выполняется маркером (белый по черной бумаге и черный по белой бумаге). Умение решать поставленные задачи на уровне импровизаций. 12. «В царстве белого медведя». Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Развитие композиционного мышления и воображения. Теплые и холодные цвета, теплый и холодный колорит. Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Практика: Выполнение работы по теме, техника выполнения – гуашь. Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью. 13. Освоение техники «Пуантилизм». Теория: развитие композиционного мышления и воображения. Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Развивать чувство прекрасного. Практика: Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. 14. «Рождественская сказка». Теория: Народные суеверия, предания и приметы, связанные с традициями встречи Рождества. Обряды и обычаи, связанные с персонажами суеверий. Практика: Выполнение тематических композиций с одним из Рождественских персонажей. Выставка для родителей. Оформление работ на выставку. 15. «Семья снеговиков», композиция. Теория: Народные суеверия, предания и приметы, связанные с традициями встречи Нового года. Обряды и обычаи, связанные с персонажами суеверий. Практика: Выполнение композиций с одним из Новогодних персонажей. Выставка для родителей. Оформление работ на выставку. 16. Выполнение работ к выставкам и конкурсам. Теория: Основы выставочной и конкурсной деятельности. Требования к работам Практика: Выполнение работы по теме выставки/конкурса. 17. Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве. Теория: Посещение выставки. Практика: Беседа об искусстве. 18. Рисуем по шаблону. Теория: Расширять представления детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывая готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Практика: Освоение рисования по шаблону. 19. Изображение природы в разных состояниях. «Волшебница зима». Теория: Развитие навыка композиционного решения рисунка. Жанр пейзаж. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Фантазия и реальность. Линия и пятно как средства выражения. Смешение цветов. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции по теме. 20. Иллюстрация к литературному произведению (сказка, басня и пр.). Линия. Теория: Художник-иллюстратор. Познакомить с творчеством художников-анималистов. Познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, К.А. Коровина. Формировать графические навыки. Развивать наблюдательность, творческую активность. Воспитание бережного отношения к природе и экологического мышления. Способствовать развитию воображения, эстетического восприятия. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Линия как средство выражения. Тон, ритм. Практика: Выполнение композиции на тему «Моя любимая сказка». 21. Равновесие (ветка растения + насекомое). Композиция. Теория: Рисование на тему. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Композиционное решение рисунка. Использование полученных знаний о равновесии: соотношение предметов/объектов/элементов композиции в пространстве. Пятно как передача эмоционального содержания смысла. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 22. Портрет домашнего животного. Композиция. Теория: Рисование с натуры или по представлению. Жанр. Анималистический жанр. Продолжение темы: реалистичное и стилизованное изображение животного. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 23. Натюрморт в тоне. Теория: Рассказ-беседа, демонстрация наглядных пособий. Умение использовать графические возможности графитного карандаша. Продолжение знакомства с разными видами штриховки, тоном. Учиться видеть и составлять тоновую шкалу натюрморта, владеть штрихом. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 24. Ритм. Городской пейзаж. Теория: Анимационный жанр. Особенности стилизации изображаемых форм. Специфика цветового решения. Практика: Выполнение практического задания: выполнение композиции на заявленную тему: «Ритм. Городской пейзаж». 25. Посещение тематических выставок. Беседа об искусстве Теория: Посещение выставки. Практика: Беседа об искусстве. 26. Рисование на тему «Весенняя капель». Теория: Ритм пятен, линий, пропорций, колорит, доминанта. Закрепление понятий. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции на тему «Весна». 27. Весенний пейзаж. Теория: Пятно как средство передачи выражения образа. Овладение выразительными возможностями пятна. Гармонические сочетания цветов (пятен); доминанта. Понятия плановость и пространство. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 28. Равновесие (ветка растения + насекомое). Теория: Рисование на тему. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Композиционное решение рисунка. Цвет как передача эмоционального содержания смысла. Практика: Выполнение композиции на тему «Равновесие (ветка растения + насекомое)». 29. Мои любимые цветы. Рисование на тему. Теория: Развитие навыков композиционного решения рисунка. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Фантазия и реальность. Линия и пятно как средство выражения. Смешение цветов. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции на тему: «Мои любимые цветы». 30. «Цветное настроение». Рисование на тему. Теория: Изучение ритмического строя в композиции, анализ композиции произведений мастеров (равновесие, ритм тональных и цветовых пятен). Развивать навыки композиционного решения рисунка. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Фантазия и реальность. Линия и пятно как средство выражения. Смешение цветов. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. Практика: Выполнение композиции на заявленную тему. 31. Культура народов России. Теория: Традиции народов России. Ремесла народов России. Изучение традиционных росписей (гжельская роспись, жостовская роспись, хохлома, городецкая роспись, мезенская роспись). Практика: Создание творческих работ по образцу. Самостоятельное создание творческих работ с использованием традиционных росписей. 32. «Музыкальный рисунок». Теория: Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать жанры изобразительного искусства. Практика: Выполнение работы по теме. 33. Путешествие по Золотой стране. Теория: Развивать навыки композиционного решения рисунка. Пространственное и механическое смешение цветов. Колорит. Фантазия и реальность. Практика: Выполнение композиции на тему: «Путешествие по Золотой стране». 34. Выполнение работ к выставкам. Теория: Основы выставочной деятельности. Требования к работам. Практика: Выполнение работы по теме выставки. 35. «Красота вокруг нас». Теория: Посещение музея искусств. Практика: Беседа об искусстве. 36. Подведение итогов. Выставка по итогам года. Теория: Этот удивительный и неповторимый мир живописи. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Композиционное и колористическое решение. Передача пространства. Эмоциональное содержание. Практика: Выставка по итогам года. Открыток занятие для родителей. Подведение итогов, награждение. 2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: • обучающиеся будут демонстрировать осознание социальной значимости изобразительной деятельности для личностного саморазвития (владеют навыками наблюдения за явлениями жизни и природы, понимания красоты как ценности, имеют первичное представление о себе, семье мире и природе); • обучающиеся будут иметь внутреннюю мотивацию для саморазвития и работы над личностными навыками и компетенциями; • обучающиеся будут демонстрировать уважение к чужому труду, желание к совместной деятельности (генерируют новые идеи в коллективе и воплощают их в совместных работах). Метапредметные: • обучающиеся будут демонстрировать навыки самостоятельной работы (умение подготовить рабочее место и поддерживать порядок во время работы, владеют умениями работать по правилам и по образцу, способны планировать свои действия, владеют навыками самообслуживания); • обучающиеся будут демонстрировать владение социально-значимыми компетенциями и установками (умение позиционировать себя; взаимодействовать с партнерами: владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному на понимании; знают и выполняют правила поведения, способны управлять своим поведением; способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, проявляют интерес и уважение к творчеству других людей; способны прогнозировать эффекты своей деятельности. Предметные: • обучающиеся овладеют основными понятиями и терминами изобразительного искусства 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Продолжительность каникул Комплектование групп Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Режим занятий первый 15 сентября 31 мая 36 36 216 с 01 января по 08 января с 01 июня по 19 августа с 20 августа по 10 сентября с 19 мая по 31 мая 2 раз в неделю по 3 часа второй 15 сентября 31 мая 36 36 216 с 01 января по 08 января с 01 июня по 19 августа с 20 августа по 10 сентября с 19 мая по 31 мая 2 раз в неделю по 3 часа 3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Кабинет для занятий, соответствующий санитарным требованиям. Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор. Оборудование: стулья, парты, доска, шкафы для хранения пособий и материалов, осветительные приборы. Материалы и оборудование: № п/п Наименование 1 Папка Акварельная бумага 280 г/м2 формата А3 20 листов 2 Папка для работ гуашью и акварелью формата А4 10 листов 3 Планшет для пастели «Palazzo»160 г/м2 теплые цвета формата А3 15 листов 5 цветов 4 Бумага «Госзнак» 200 г/м2 формат А1 5 Картон грунтованный «Vista-artista» 10х115 см 6 Палитра пластиковая 7 Точилка пластиковая 8 Кисти синтетика круглая № 4, 6 На обучающегося в год 1 пачка 1 пачка 1 пачка 5 листов 1 штука 1 штука 1 штука по 1 штуке 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Кисть щетина «XM» плоская/короткая ручка № 6 Стакан-непроливайка Линер «Vista-artista» черный цвет 0,2-0,8 мм Ручка гелевая «Vista-artista» черный цвет 10мм Набор угля натурального «Сонет» 10 шт 3-6 мм Карандаш чернографитовый HB Ластик для карандашей «» мягкий Ластик-клячка «Vista-artista» Карандаши чернографитовые 2В, 4В, 6В, 8В Краски гуашь «Сонет» набор 12 цветов (40 мл) Краска гуашь № 1 100 мл белая Краски темперные 6 цветов (46 мл) Матерчатые салфетки 1 штука 1 штука 1 штука 5 штук 1 набор 5 штук 5 штук 5 штук 4 штуки 2 набора 1 банка 1 набор 1 упаковка КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Информационно-дидактические материалы: - репродукции выдающихся произведений искусства; - подборки работ студийцев прошлых лет; - муляжи грибов, фруктов, овощей; - предметы быта для постановки натюрмортов; - изделия, образцы устного народного творчества. Педагогические принципы: на занятиях созданы условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциация по степени одаренности. Дидактические принципы программы: доступность и наглядность, познавательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Методы и приёмы: 1. Словесные: - беседа; - рассказ, искусствоведческий рассказ; - использование образцов педагога; - художественное слово. 2. Информационно-рецептивный: - рассматривание; - наблюдение; - экскурсия; - образец педагога; - показ педагога. 3. Практические. 4. Репродуктивные: - прием повтора; - работа на черновиках; - выполнение формообразующих движений рукой. 5. Исследовательский. 6. Эвристический. Предполагается дать основы теории живописи, графики, научить различать жанры изобразительного искусства. Обучающиеся будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приемами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие. Используемые методы: - дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; - формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования; - способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей; - созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; - создают ситуацию успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. 3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Результатом реализации программы является создание обучающимися своего оригинального произведения, творческой работы. Главным критерием оценки является, не только талантливость, сколько его способность трудиться и упорно добиваться нужного результата, овладевая всеми секретами изобразительного искусства. Используется самоанализ и коллективный анализ работ обучающихся. Формы самоанализа и коллективного анализа – беседа во время выставки работ обучающихся. Выставка проводится после завершения тематического раздела, итоговая выставка проводится внутри объединения и внутри Центра. Обучающиеся рассказывают о своей работе, анализируют и обсуждают работы сверстников. Одной из форм подведения итогов, является составление обучающимися альбома художественных работ, в котором виден результат и динамика его творческого развития. Виды, формы контроля и сроки их проведения указаны в таблице ниже. Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной «Карточке успеха обучающегося», осуществляет диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения программы. Вид, сроки контроля Входной (сентябрь) Текущий (в течение учебного года) Итоговый/промежуточная аттестация (декабрь) Содержание Выявление уровня знаний, умений и способностей Выявление ошибок и успехов в освоении материала Формы/методы контроля Беседа, педагогическое наблюдение Просмотр практических и творческих работ, групповая оценка работ, педагогическое наблюдение Отслеживание динамики, Выставки, прогнозирование просмотр практических результативности и творческих работ, дальнейшего обучения педагогическое наблюдение Итоговый/аттестация (май) Определение уровня Выставки, сформированности знаний, детский мастер-класс умений и навыков на открытом занятии, творческие работы, педагогическое наблюдение СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные художники» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24 июня 2023 года). 2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р) (с изменениями на 15 мая 2023 года). 3. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г № 996-р). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи). 6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 7. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области» (с изменениями на 19 ноября 2021 года). 8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года). 10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля 2023 года)). 11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей». 12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Детского экологического центра «Рифей». ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Баррингтон Б. Рисуем натюрморты / Б. Баррингтон. – Москва: Эксмо, 2017. – 48 с. 2. Блейк М. Как рисовать.Пастель.: Пошаговое руководство для начинающих / М. Блейк. Москва: Астрель, АСТ, 2013. – 96 с. 3. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности ребёнка / Н.В. Бутенко. – г. Челябинск: Цицеро, 2013. – 67 с. 4. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Большой лес/Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. - 64 с. 5. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Птицы, звери, комары и мухи / Т.В.Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. —64 с. 6. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Цветы и травы/Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2019. - 64 с. 7. Керликовски К. Основы рисования. Цветы и бутоны / К. Керликовски. – Москва: Артродник, 2012. – 46 с. 8. Пауэлл У. Разберемся в цветовой гамме / У. Пауэлл. - Москва: АСТ:Астрель, 2011.- 31с. 9. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве / П.К. Сензюк. – Киев: Рад шк, 2018. – 78 с. 10. Сокольникова И.М. Основы рисунка/И.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 2014. – 96 с. 11. Сокольникова И.М. Основы композиции/И.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 2014. – 64 с. 12. Сокольникова И.М. Основы живописи /И.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 2014. – 82 с. 13. Литвиненко В.И. Учимся рисовать/В.И. Литвиненко. – Санкт- Петербург: Кристалл, 2016. – 160 с. 14. Ушакова О.Д. Великие художники/О.Д.Ушакова. – Санкт- Петербург: Литера, 2015. – 120 с. 15. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом/О.В. Шматова. - Москва: Эксмо, 2018. – 80с. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ 1. Джелберт В. Нарисуй цветы акрилом по схемам: Ты – художник! / В. Джелберт. – Москва: Контэнт, 2017. – 32 с. 2. Даглдиян К. Декоративная композиция/ К. Даглдиян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.– 216 с. 3. Карлов Н.Г. Изображение птиц и зверей / Н.Г. Карлов. – Москва:Просвещение, 2016. – 192 с. 4. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты – художник! / А. Лоури. – Москва: Контэнт, 2017. – 95 с. 5. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. – Москва: АСТ. Астрель, 2010. –141 с.