Туристы - экологи 2-432 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристы экологи» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен
ниже) и является модифицированной, на основе типовых программ «Юные туристыэкологи» (И.А. Самарина, 2004 г.) и «Юные туристы – краеведы» (Д.В. Смирнов, Ю.С.
Константинов, А.Г. Маслов, 2004 г.). Программа разработана для детей младшего
подросткового возраста от 9 до 15 лет для получения дополнительных знаний, умений в
области биологии и непосредственного тактильного общения с животными живого
уголка, не имеющих специальной подготовки в данной предметной области, но
проявивших желание к овладению знаниями в данной области.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристы экологи» туристско-краеведческой направленности.
Актуальность
Программа «Туристы - экологи» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242;
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
2

организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
•
Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
•
Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала;
Необходимость разработки программы заключается в усвоение ребенком суммы
сведений, краеведческих знаний, но идет процесс воспитания таких нравственных
качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, страны,
воспитание общей культуры. Привлекая обучающихся в реализацию программ, мы
хотим показать разнообразие и познавательную ценность различных форм активного и
здорового образа жизни.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что в программу
включена организация походов, экскурсий, экспедиций. Она направлена на
повышение физической активности современных детей, снижение у них
гиподинамии,
компьютерной зависимости. Исследовательская деятельность
подростков, которой в программе уделяется большое внимание, связана с экологией,
поэтому программа актуальна, перспективна и востребована.
Программа нацелена на формирование у обучающихся экологической
культуры, умений и навыков общения с окружающей средой, а также навыков
выживания в природной среде, на осознание детьми тесной взаимосвязи человека и
природы и роли людей в сохранении природной среды в нетронутом виде для будущих
поколений, а также на воспитании у обучающихся чувства взаимовыручки,
товарищества, патриотизма и любви к своей малой Родине.
Программа обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся, формирование готовности к саморазвитию.
Образовательный процесс построен с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностях обучающихся.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей 9-15 лет, что соответствует младшему
подростковому возрасту. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости.
В это время у детей характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм
– стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям,
суждениям, чувствам взрослых. Именно в этот момент необходимо, чтобы рядом с
детьми находился человек, который будет воспитывать подрастающее поколение и
прививать обучающимся любить природу, малую родину. Российская земля – край
щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.
Состав группы является постоянным 10-15 человек, сформированным к началу
занятий по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
педагогом самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и регламентируется расписанием занятий.

3

Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Объем программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристы экологи» рассчитана на реализацию в течение двух лет обучения, длительностью 432
часа.
1 год обучения: стартовый уровень 216 часов. «Стартовый уровень» предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
2 год обучения: базовый уровень 216 часов. «Базовый уровень» предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
- на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
географии, биологии, ОБЖ, истории, физическому воспитанию;
- на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по применению
приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс, игра, беседа,
тест, трудовые поручения, опрос, круглый стол, походы.
Формы подведения итогов: мастер-класс, экскурсия, походы, анализ работ, творческий
отчёт, педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая
игра, практическое занятие, викторина, тест, итоговое занятие проводится в форме
похода.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Туристы - экологи» формирование ценностных ориентаций относительно как природы, так и социума,
развитие личности обучающегося и нравственного оздоровления.
Задачи:
• социализация и интеграция в общество;
• знакомство с культурным и природным наследием;
• развитие личности посредством прививания интереса к различным способам
активного отдыха;
• приобщение к физической активности.
4

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
районных и городских мероприятиях учреждения, командных соревнованиях,
посещение музеев и культурно-исторических объектов, экскурсии на природные
локации.
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• коллективные творческие дела;
• экскурсии, поездки, походы в музеи;
• классные часы, беседы;
• участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов
(руководителя + обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие
природных задатков и способностей детей на основе интереса к культуре и
окружающему миру:
• обеспечивает процесс саморазвития и самовоспитания, учит само рефлексии;
• развивает исследовательский потенциал;
• способствует активной адаптации и интеграции в общество через общественную
деятельность
Цель и задачи.
Цель: развитие физически здоровой, культурно-насыщенной, духовно-нравственной,
патриотически-ориентированной личности ребенка на основе занятий туризмом и
краеведением.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
обучающие:
• познакомить обучающихся с историей города Екатеринбурга, его окрестностей;
• формировать основные туристические навыки: ориентирование на местности,
основы
• техники пешеходного туризма, организацию быта в походах;
• учить оказывать доврачебную помощь и соблюдать технику безопасности.
развивающие:
• всестороннее физическое развитие;
• расширение кругозора в области истории, географии, биологии, краеведения;
• развитие организаторских способностей;
• развитие у обучающихся лидерских качеств (способность влиять на личность
или группу людей, побуждая их эффективно работать для достижения
поставленных целей).
воспитательные:
• воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю;
• формировать культуру общения и поведения в коллективе;
• соблюдать правила поведения на природе, в походе и общественных местах;
• воспитывать терпение и трудолюбие.

5

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 216 часов
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Инструктаж по ОТ и ППБ.
Вводное занятие по видам
туризма. Экологический туризм.

4

2

2

2.

Организация походов. Цели
маршрутов. Схемы и карты
местности. Условные обозначения.
Компас. Азимут.

20

8

12

3.

Способы
ориентирования
на
местности. Природные ориентиры.
Как не заблудиться в лесу.

14

6

8

4.

Что взять с собой в поход. Личное
снаряжение. Правила укладывания
рюкзака.

14

6

8

5.

Групповое снаряжение,
требование к нему.

22

8

14

6.

Разработка маршрута похода и
графика движения. Распределение
обязанностей в туристской группе.

22

8

14

7.

Что нужно знать туристу в походе.
Туристские навыки и быт.
Организация туристского
спортивного похода.
Гигиена туриста. Простейшие
медицинские навыки. Аптечка.
Оказание доврачебной помощи.

30

12

18

14

6

8

Краеведение. География
городских окрестностей.

26

11

15

8.

9.

Формы
аттестации/
контроля
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
экскурсия
педагогические
наблюдения,
работа с
компасом,
определение
азимута
педагогические
наблюдения,
практическая
работа
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
работа с
алгоритмом
педагогическое
наблюдение,
трудовые
поручения,
работа со
снаряжением
педагогические
наблюдения,
поход
выходного дня
педагогические
наблюдения,
поход на
местность
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
комплектовани
е аптечки,
викторина
педагогические
наблюдения,
6

10.

Антропогенные формы рельефа.
Рудники, карьеры, насыпи, дамбы,
каналы.

14

6

8

11.

Флора и фауна Свердловской
области. Наблюдения за местными
экосистемами.

14

6

8

12.

Экология человека. Здоровье на
Урале. Люди, рядом с которыми
мы живём.

14

6

8

13.

Итоговое занятие.

8

1

7

216

86

130

ИТОГО:

творческий
отчет, игра
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
выход на
местность
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
сбор полевого
материала
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
экскурсия на
Каменные
палатки
Поход в
лесопарковую
зону города
Екатеринбурга

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Инструктаж по ОТ и ППБ. Вводное занятие по видам туризма. Экологический
туризм.
Теория: Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития,
оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных
навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны.
История развития туризма в России. Виды туризма. Экологический туризм –
ответственный поход в природу. Дисциплина, требования к одежде, обуви,
профилактика переохлаждения во время практических занятий.
Практика: Анкетирование членов объединения. Дидактические игры на тему «Будем
знакомы». Ознакомительный поход по окрестностям города Екатеринбурга.
1.

2. Организация походов. Цели маршрутов. Схемы и карты местности. Условные
обозначения. Компас. Азимут.
Теория: Организация исследовательских походов. Наблюдение – основной метод
исследования в туризме. Выбор цели. Выбор района путешествия и сбор информации
для проведения похода. Составление маршрутов для достижения выбранной цели.
Компас, схема и карта местности, выполнение наблюдений, записи, фотографии,
составление отчетов. Работа с компасом и картой. Азимут, движение азимутом.
Взятие азимута с карты с использованием различных типов компасов. Умение читать
карту. Топографический диктант.
Практика: Осуществление выбранных маршрутов, движение по карте на местности.
Определение своего местонахождения на карте, схеме.
7

3. Способы ориентирования на местности. Природные ориентиры. Как не заблудиться
в лесу.
Теория: Ориентирование по карте, по солнцу, по звездам, по луне. Природные
ориентиры: муравейники, стволы деревьев, просеки. Планировка класса, школы и
школьного двора; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании
школы и сооружений школьного двора. Способы изображения на рисунках, схемах и
планах различных объектов. Условные знаки.
Практика: Зарисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом
расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение
навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора. Игры на
местности с элементами спортивного ориентирования.
4. Что взять с собой в поход. Личное снаряжение. Правила укладывания рюкзака.
Теория: Одежда и снаряжение. Личное туристское снаряжение, его изготовление,
ремонт и модернизация. Подбор личного снаряжения исходя из индивидуальных
особенностей. Подготовка личного снаряжения к походу. Ремнабор.
Практика: Отработка навыка укладывания рюкзака. Выход на местность для проверки
качества уложенного рюкзака.
5. Групповое снаряжение, требование к нему.
Теория: Подбор группового снаряжения для различных видов походов. Ремонт
снаряжения в походе и после похода. Ответственность за сохранность группового
снаряжения. Распределение общественного снаряжения по участникам похода.
Практика: Изучение назначения, преимуществ и недостатков группового
снаряжения: палаток, кострового оборудования, ремонтного набора и другое.
6. Разработка маршрута похода и графика движения. Распределение обязанностей в
туристской группе.
Теория: Постановка целей и задач похода. Разработка маршрута похода и графика
движения. Определение правильных норм переходов, мест отдыха, организации
лагеря, дневок, радиальных выходов, запасных вариантов маршрута, вариантов схода
с маршрута в аварийных и непредвиденных ситуациях. Распределение обязанностей
в туристской группе (начиная с подготовительного периода похода). Материальное
обеспечение похода: снаряжение, питание, смета расходов на организацию похода.
Оформление необходимых документов на совершаемый поход.
Практика: Психология и тренинги на командное взаимодействие. Необходимость
выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы.
Взаимопомощь в туристской группе. Поход выходного дня.
7. Что нужно знать туристу в походе. Туристские навыки и быт. Организация
туристского спортивного похода.
Теория: Туристские навыки и быт. Организация лагеря для проведения ночевок.
Установка палатки, навешивание тента, разведение костра, приготовление пищи на
костре. Узлы. Техника и тактика передвижения по горной, лесной и болотистой
местности, наведение переправ. Правила поведения во время различных природных
явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и другое).
Практика: Поход в горной местности. Организация переправ через реки. Организация
бивуака.
8. Гигиена туриста. Простейшие медицинские навыки. Аптечка. Оказание доврачебной
8

помощи.
Теория: Возможные заболевания и травмы в походе. Необходимые медикаменты.
Состав и укладывание аптечки. Способы накладывания повязок, особенности
фиксирования частей тела при переломах. Способы транспортировки пострадавшего.
Практика: Зарядка. Викторина: медицинские вопросы. Отработка навыков оказания
первой медицинской помощи. Отработка навыков транспортировки пострадавшего.
9. Краеведение. География городских окрестностей.
Теория: Краеведение, сбор информации о районе похода. Определение интересных
объектов и корректировка маршрута. Историческое прошлое края.
Практика: Игры на темы: «Что лежит в аптечке?» «Что делать в случае …
(задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и
пр.)?», «Действия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской
прогулке»,
«Правила перехода улицы». Разработка маршрута и организация похода с учетом
предложений обучаемых. Посещение городских музеев.
10. Антропогенные формы рельефа. Рудники, карьеры, насыпи, дамбы, каналы.
Теория: Антропогенный пейзаж. Природа Урала до прихода человека. Современный
ландшафт. Рудники, фабрики, песчаные и гравийные карьеры, спрямление русла рек,
заброшенные дороги и т.д.
Практика: Выход на местность с различным антропогенным рельефом.
11. Флора и фауна Свердловской области. Наблюдения за местными экосистемами.
Теория: Ботаника,
зоология,
география.
Что
изучает
гидробиология,
ландшафтоведение, паразитология, ихтиология, болотоведение и др. Флора и фауна
Свердловской области. Животный и растительный мир в различных природных
зонах: водоемах и лесах. Высотное зонирование.
Практика: Выходы на местность с проведением наблюдений за животным и
растительным миром в окрестностях города Екатеринбурга, чтение следов на снегу,
подкормка птиц в зимнее время (кормушки). Сбор полевого материала для подготовки
доклада на итоговой научной конференции.
12. Экология человека. Здоровье на Урале. Люди, рядом с которыми мы живём.
Теория: Здоровье на Урале. Значение физической подготовки для туриста. Влияние
природных условий на организм человека. Наиболее часто встречающиеся
заболевания и их профилактика. Люди, рядом с которыми мы живем.
Биоиндикаторы загрязнения окружающей среды: ель, мхи, лишайники.
Природоохранные мероприятия в Свердловской области.
Практика: Экскурсия на «Каменные палатки», Ботанический сад.
13. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Поход в лесопарковую зону города Екатеринбурга.

9

2.3. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 216 часов
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Наименование раздела, темы
Инструктаж по охране труда и
противопожарной
безопасности.
Техника
безопасности при проведении
занятий,
соревнований,
походов. Права и обязанности
участников. Проверка задания
на каникулы.
Общая физическая подготовка
(ОФП) туриста.

Специальная
физическая
подготовка (СФП) туриста.
Режим движения и отдыха в
походе
Врачебный контроль. Личная
гигиена туриста. Питьевой
режим.
Основные
приемы
оказания первой доврачебной
помощи
Топографическая
подготовка.
Ориентирование на местности.
Снаряжение и инвентарь для
спортивного ориентирования
Техническая, тактическая и
психологическая подготовка
туриста

Техника спортивного туризма.
Правила
безопасности
при
преодолении
препятствий.
Страховка и самостраховка
Особенности
пешеходных
спортивных походов

Количество часов
Всего Теория Практика

6

2

4

12

5

7

12

5

7

12

5

7

18

8

10

10

4

6

12

5

7

6

2

4

Формы
аттестации/
контроля
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
10

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Особенности горных походов, с
элементами альпинизма

Особенности
спортивных походов

6

2

4

12

5

7

6

2

4

12

5

7

лыжных

Особенности водных и других
видов
походов,
а
также
комбинированных маршрутов.
Задание-рекомендация
на
зимние каникулы.
Повторный инструктаж по
ОТ и ППБ. Проверка задания
на каникулы.
Питание в туристском
походе. Расчет
калорийности
и пищевой
ценности рациона питания.
Организация походного
бивака. Занятия на привале.
Выполнение исследовательской
работы

16

6

10

6

2

4

10

4

6

6

2

4

Распределение
обязанностей
членов туристской группы

Жизненные навыки
в
природной среде. Выживание
в экстремальных условиях

Разбор проведенных
походов,
соревнований,
учебных
дистанций.
Составление отчета о походе

трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
11

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Экологическая подготовка.
Охрана природы в походе.
Понятие экосистем. Понятие
биоценоза. Типы биоценозов
Природоохранная деятельность.
Охранные
территории
Свердловской области. ООПТ.
Памятники
природы.
Заповедники, заказники
Краеведческие
экскурсии.
Этнографические
и
исторические программы

6

2

4

10

4

6

10

4

6

8

3

5

6

2

4

4

4

0

10

3

7

216

86

130

Минералогические маршруты.
(Малышевское м-е.)

Градообразующие предприятия
города Екатеринбурга.

Человек и его роль в деле охраны
окружающей среды

Основы
исследовательской
деятельности
в
природе.
Составление
докладов.
Подготовка выступлений на
конференциях. Выдача задания
– рекомендации на летние
каникулы.
Итого

творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет

2.4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.
Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Техника
безопасности при проведении занятий, соревнований, походов. Права и обязанности
участников.
12

Теория: Ознакомление с требованиями по технике безопасности во время занятий в
школе, в городе, на природе, во время экскурсий. Кодекс чести юного туриста.
Девизы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», «После тебя
должно стать лучше, чем было до тебя». Правила хорошего тона, взаимоотношения
между мальчиками и девочками в туристской группе. Взаимопомощь и
взаимовыручка. Уважение к коллективу (группе), стремление к сплоченности.
Ответственность за порученное дело.
Проверка задания на каникулы:
- предоставление рисунка ландшафта местности, которую посещал вовремя летнего
отдыха,
- демонстрация дневника наблюдений за погодой,
- рассказ об особенности посещение краеведческого объекта (экскурсии).
Практика: Туристская прогулка в пригородной зоне с целью закрепления знаний и
навыков межличностных взаимоотношений, поведения в природе, на улице и в
транспорте, а также выявления навыков наблюдательности, вежливости,
отзывчивости, доброты, внимания. Ролевые игры по правилам взаимоотношений
между мальчиками и девочками; правилам хорошего тона; правилам поведения
участников в группе.
2.
Общая физическая подготовка (ОФП) туриста.
Теория: Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физических
упражнений на организм. Физическая и морально-волевая подготовка. Закаливание.
Развитие силы. Соблюдение личной гигиены при занятиях физическими
упражнениями. Основная цель утренней физической зарядки. Просмотр видеофильма
о мужестве и выносливости.
Практика: Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств,
выносливости, гибкости, быстроты, пластичности и координационных способностей.
Спортивные игры. Гимнастические упражнения. Бег в колонне по одному по
пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и
высоту. Бег с препятствиями. Подвижные (в том числе народные) игры на воздухе, в
спортивном зале. Навыки расслабления мышц после занятий физическими
упражнениями.
3. Специальная физическая подготовка (СФП) туриста. Режим движения и отдыха
в походе.
Теория: Беседа о значении физической подготовки туриста. Необходимая спортивная
форма и инвентарь. Специальные упражнения для соответствующих видов туризма
(пешеходного, лыжного и т.п.). Необходимость тренировочных занятий по
совершенствованию техники передвижения, используемой в этих видах туризма
(например: тропление лыжни в лыжном походе, в зависимости от снега, рельефа,
скольжения, вида лыж, веса рюкзака и т.п.). Техника движения в туристской группе,
преодоление естественных препятствий в различных видах походов.
Практика: Определение правильного темпа движения туристской группы. Обучение
и отработка личной и групповой страховки в походах. Тренировки на развитие
выносливости при движении (беге по закрытой, пересеченной и болотистой
местности) в неблагоприятных погодных условиях. Движение группы на маршруте.
Лыжная подготовка.
4. Врачебный контроль. Личная гигиена туриста. Питьевой режим. Основные приемы
оказания первой доврачебной помощи.
Теория: Общегигиенические требования при проведении тренировок, соревнований,
13

походов. Питьевой режим. Вода, используемая в походе. Способы обеззараживания
воды. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье,
работоспособность и безопасность. Различные травмы, заболевания и их лечение.
Состав походной аптечки. Индивидуальный перевязочный пакет, его комплектование
и упаковка. Изучение лекарственных растений по гербариям и справочникам.
Практика: Комплектование походной аптечки. Оказание первой доврачебной
помощи при кровотечениях, переломах, утоплении, ожогах, обморожениях.
Применение повязок. Обучение приемам транспортировки пострадавшего.
Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях похода.
Взаимопомощь при транспортировке пострадавшего.
5. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности. Снаряжение и
инвентарь для спортивного ориентирования.
Теория: Топографическая и спортивная карты. Масштабы топографических и
спортивных карт. Условные знаки различных видов карт. Работа с компасом и картой.
Азимут, движение азимутом (техника движения). Изображение рельефа на
топографической и спортивной карте. Влияние рельефа на выбор пути движения.
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на
карте с помощью курвиметра, обычной нитки. Глазомерный способ определения
расстояний. Определение расстояния шагами. Определение пройденного расстояния
по времени движения. Способы определения расстояния до недоступного предмета,
определения высоты предмета. Ориентирование по компасу и карте, по различным
особенностям местных предметов. Потеря ориентировки и нахождение на карте своего
местонахождения. Правила соревнований по спортивному ориентированию.
Практика: Рисовка карты на чистом листе по рассказу преподавателя.
Топографический диктант. Решение различных топографических задач на
запоминание условных знаков, маршрута, информации карты, на быстрое и правильное
чтение карты. Решение этих топографических задач в движении, беге. Поиск
обозначенных на карте различных объектов в городе (районе) за определенное время
(с соблюдением правил перехода улиц). Определение расстояния до недоступного
предмета, ширины реки, оврага. Определение высоты предмета. Движение по азимуту
по пересеченной местности. Упражнения в различных видах спортивного
ориентирования. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
6. Техническая, тактическая и психологическая подготовка туриста.
Теория: Кодекс путешественника. Тактика спортивного похода.
Тактика
прохождения спусков, подъемов, переправ, траверсов. Тактика распределения времени
на прохождение маршрута. Выбор тактики движения с учетом меняющихся факторов
(погоды, местности, времени суток и т.д.) Психологическая подготовка туристской
группы. Роль руководителя и лидера туристской группы, капитана команды. Лидер
формальный и неформальный. Разрешение спорных ситуаций в группе, их
профилактика. Принятие решений в группе. Конфликтные ситуации и способы их
разрешения.
Практика: Техника и тактика индивидуального и группового преодоления
естественных препятствий (без специального снаряжения). Темп и тактика движения
в горнолесной местности. Ориентирование и разведка маршрута в сложных
метеоусловиях. Психотехнические игры, тесты, задания. Разбор вариантов движения
при проведении учебных соревнований.
7. Техника спортивного туризма. Правила безопасности при преодолении
препятствий. Страховка и самостраховка.
Теория: Приемы и способы страховки. Страховка групповая, самостраховка,
14

комбинированная. Узлы: удавка, булинь, брамшкотовый, академический и др.
Техника их вязания. Техника и тактика преодоления естественных препятствий с
использованием снаряжения. Взаимопомощь в команде.
Практика: Просмотр видеосюжетов о технике и тактике индивидуального и
группового преодоления естественных препятствий. Отработка индивидуальной и
групповой техники и тактики передвижения (спуски, подъемы и траверсы склонов
местности). Отработка практических умений и навыков преодоления препятствий с
использованием страховочных систем. Движение по склону с альпенштоком.
Переправа через болото. Использование переправы по веревке с перилами, навесной
переправы. Переправа через реки (ручьи) вброд различными способами.
8. Особенности пешеходных спортивных походов.
Теория: Личное и групповое снаряжение для пешего похода. Классификация
маршрутов пешеходного туризма. Типы препятствий. Категории перевалов.
Разрядные требования пешего туризма. Соревнования по спортивному туризму.
Контрольно- туристский маршрут (КТМ).
Практика: Прохождение контрольно-туристского маршрута.
9. Особенности горных походов, с элементами альпинизма.
Теория: Личное и групповое снаряжение для горных походов. Страховочные
средства. Знание узлов. Типы веревок. Ремнабор. Бивак в горном походе. Особенности
выбора и прохождения маршрута. Движение группы по горной местности.
Преодоление осыпных, лавиноопасных склонов. «Живые камни». Страховка и
внимательность. Связь в горах. Техника транспортировки пострадавшего. Просмотр
фильма «Лавины в Хибинах».
Практика: Отработка техники безопасности при движении по лавиноопасному
склону. Игра: «Поиск пострадавшего в лавине».
10. Особенности лыжных спортивных походов.
Теория: Снаряжение для лыжных походов. Подбор лыж, креплений, обуви.
Особенности личного и группового снаряжения для лыжных походов. Особенности
выбора и прохождения маршрута лыжного похода. Движение группы на лыжах,
способы тропления лыжни. Бивак в лыжном походе. Меры профилактики
обморожений и простудных заболеваний. Ремнабор. Ремонт лыж в походных условиях.
Хранение лыж, ботинок и уход за ними.
Практика: Отработка различных лыжных ходов, спусков и подъемов на склонах
различной крутизны (в том числе с рюкзаком). Отработка правильных падений и
торможений при движении на лыжах по пересеченному рельефу. Движение на лыжах
с преодолением естественных препятствий. Транспортировка пострадавшего с
помощью волокуши (из лыж).
11. Особенности водных и других видов походов, а также комбинированных
маршрутов.
Теория: Специальное снаряжение для водного похода. Виды судов для водных
походов. Правильная загрузка судна. Правильная посадка гребца. Транспортировка,
сборка и ремонт туристских судов. Ремнабор. Естественные препятствия и опасные
места на маршруте водного похода, их преодоление. Организация бивака в водном
походе. Транспортировка перевернувшегося, затонувшего судна к берегу. Другие
виды туристских походов. Их особенности (снаряжение, маршруты, питание и т.д.).
На последнем занятии декабря выдается задание – рекомендация на каникулы:
- подготовить личное снаряжение для зимних походов: одежда, лыжи, ботинки, бахилы
и т.п.;
15

- сделать список продуктов, которые взял бы с собой для двухдневного зимнего похода.
Практика: Изучение водных маршрутов в Свердловской области.
Порожистые реки. Высокая вода. Просмотр фильма.
12. Питание в туристском походе. Расчет калорийности и пищевой ценности рациона
питания.
Теория: Повторный инструктаж по ОТ и ППБ. Проверка задания на каникулы:
- проверка наличия личного снаряжения для зимних походов;
- проверка списка продуктов для двухдневного зимнего похода.
Значение, режим и особенности организации питания туристов в походе.
Энергетические затраты и их компенсация. Весовые и калорийные нормы дневного
рациона. Значение правильной организации питания в сложных условиях. Составление
расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во
время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Пищевая ценность
продуктов питания. Роль белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов в
пище. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно- солевой режим.
Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ.
Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их
калорийность, стоимость, вес. Расчет калорийности рациона питания. Составление
набора продуктов (раскладки продуктов) для проведения похода.
Практика: Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый
прием пищи. Закупка, фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Подбор и
распределение продуктов для похода среди его участников. Приготовление пищи на
костре.
13. Организация походного бивака. Занятия на привале. Выполнение
исследовательской работы.
Теория: Организация привала в походе. Выбор места для бивака. Противопожарные
меры и охрана природы при организации лагеря. Распределение обязанностей
при организации бивака. Различные типы костров. Сушка одежды и обуви в походе.
Хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование для питания даров
природы. Организация бивака в неблагоприятных погодных условиях, в темное время
суток, в экстремальных ситуациях, при потере или порче снаряжения. Снятие
бивака, уборка места бивака. Ведение исследовательской работы во время движения,
на привале, на дневке.
Практика: Практические занятия по быстрой и правильной установке походного
бивака, разжиганию костра и приготовлению пищи. Обучение правильной, быстрой
и экономичной работе с топором и пилой. Техника безопасности при работе с этими
инструментами.
14. Распределение обязанностей членов туристской группы.
Теория: Обязанности членов в туристской группе. Принципы их распределения.
Обязанности заместителя руководителя похода, медика, завхоза, хронометриста,
рем.мастера, фотографа. Дежурство в походе. Работы на биваке.
Практика: Расчет нормы допустимой весовой нагрузки участников похода.
Тестирование веса рюкзака. Игра-состязание «Мастер на все руки» (способы штопки,
наложения заплат, заклеивания, пришивания пуговиц, простейший ремонт лыж, стоек,
палаток, рюкзаков и пр.; знание назначения предметов ремнабора).
15. Жизненные навыки в природной среде. Выживание в экстремальных условиях.
Теория: Соблюдение правил безопасности в походе, экспедиции, при проведении
исследовательских работ. Наблюдение за погодой – одна из мер обеспечения
16

безопасности. Основные признаки изменения погоды. Действия в случае потери
ориентировки:
остановка движения, определение местонахождения, поиск
ориентиров, дорог, следов. Поиск крупных линейных и площадных ориентиров.
Движение по генеральному азимуту. Действия при отставании от группы. Попытка
догнать группу только в случае ее видимости или до развилки троп, дорог.
Ожидание помощи. Изготовление временного укрытия, разведение костра.
Самостоятельный выход к населенному пункту. Действия группы при потере участника.
Техника безопасности при работе на склоне, на берегу водоема, в лесу, в условиях
сниженной видимости и при низких температурах.
Практика: Отработка действий группы в искусственно созданных экстремальных
ситуациях. Участие в «Казачьих играх». Строительство пещер и ветрозащитных
стенок из снега.
16. Разбор проведенных походов, соревнований, учебных дистанций. Составление
отчета о походе.
Теория: Разбор итогов похода проводится в форме беседы. Разбор похода направлен
на устранение ошибок и недостатков в организации похода. Разбор дистанций,
соревнований. Ошибки технические и тактические. Спортивные разряды и порядок их
присвоения. Виды отчетов и их составление. Справки о зачете путешествия,
присвоение разрядов. Разрядные требования.
Практика: Распределение обязанностей среди участников при составлении отчета.
Обработка собранного материала, составление коллекций, оформление гербария.
Просмотр и отбор фото и видео материалов. Подготовка отчета о походе, экспедиции.
Составление фото-презентации. Проведение отчетного вечера, конференции,
подготовка газеты, выставки по итогам похода, экспедиции.
17. Экологическая подготовка. Охрана природы в походе. Понятие экосистем.
Понятие биоценоза. Типы биоценозов.
Теория: Влияние деятельности человека на природу. Изучение этого фактора на
примере туристских маршрутов, знакомых обучающимся. Мероприятия, направленные
на устранение вредного воздействия человека на природу. Природоохранная
деятельность в походе. Способы тушения пожара в лесу. Изучение повадок некоторых
зверей и птиц, поведение при встрече с ними. Растения и животные, занесенные в
«Красную книгу», а также редкие их виды. Понятие экосистем, биоценоза. Типы
биоценозов в Свердловской области.
Практика: Ведение дневников наблюдений (впечатлений) за природой.
Экскурсии в лес и наблюдение за поведением птиц, животных, сезонными изменениями
в природе. Выполнение краеведческих заданий. Подкормка птиц.
18. Природоохранная деятельность. Охранные территории Свердловской области.
ООПТ. Памятники природы. Заповедники, заказники.
Теория: Природные ресурсы края и перспективы их дальнейшего использования.
Рекреационные территории. Особо охраняемые природные территории (ООПТ):
заповедники, заказники и пр. Памятники природы. ООПТ в Свердловской области.
Природный парк «Оленьи ручьи». Экологические маршруты. Редкие и исчезающие
виды растений и животных в окрестностях города Е к а т е р и н б у р г а .
Биологические атласы и определители. Влияние туризма и рекреации на среду.
Практика: Посещение памятников природы, лесничества. Изучение скорости
зарастания кострищ, влияния фактора беспокойства на видовой состав животных.
Учет порубок деревьев, разоренных гнезд, муравейников, выявление степеней
депрессии, степени флуктуирующей асимметрии и т.д. Благоустройство
рекреационных территорий.
17

19. Краеведческие экскурсии. Этнографические и исторические программы.
Теория: Интересные объекты для показа в г. Екатеринбурге и его окрестностях.
Коренное население Урала. Их образ жизни и занимаемые территории.
Практика: Посещение краеведческого музея города Екатеринбурга. Самостоятельное
составление небольшой экскурсионной программы по выбранному маршруту или
объекту. Поездка по историческим местам.
20. Минералогические маршруты. Поселок Малышево и город Березовский.
Теория: Геологическое строение и полезные ископаемые края. Главные черты
рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрографии края,
растительного и животного мира. Наиболее типичные горные породы и минералы
края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Рациональное
природопользование. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах. Породы и
минералы. Руды и способы их переработки.
Практика: Экскурсия в минералогический музей Горного университета.
21. Градообразующие предприятия города Екатеринбурга.
Теория: ОАО «Уралмаш» и его роль в жизни города. Промышленные предприятия
города Екатеринбурга. Что они производят. Политика предприятий в деле защиты
окружающей среды.
Практика: Экскурсия на промышленные объекты г Екатеринбурга.
22. Человек и его роль в деле охраны окружающей среды.
Теория: Роль международных региональных организаций в области охраны
окружающей среды. ООН, Международный Социально-экологический Союз,
ГРИНПИС (Green peace). Всемирный фонд охраны дикой природы. Передвижение
загрязненных воздушных и водных масс, миграция животных не подчиняются
государственным границам. Мероприятия по охране окружающей среды приводят к
улучшению экологической обстановки местности. В результате этого жизнь человека
выходит на качественно новый уровень: улучшается здоровье населения. Каждый
человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
23. Основы исследовательской деятельности в природе. Составление докладов.
Подготовка выступлений на конференциях.
Теория: Понятие об исследовательской работе. Тема исследования. План
исследовательской работы. Работа со справочной литературой (справочниками,
словарями, определителями). Методы сбора материала. Правила оформления
исследовательской работы. Отбор лекционного материала. Требования к речи
лектора. Использование средств наглядности.
Выдача задания – рекомендации на летние каникулы, 2 часа.
- выбор темы исследования, составление плана исследовательской работы.
Практика: Порядок проведения исследовательской работы, подбор литературы,
правила оформления исследовательской работы. Исследовательская деятельность в
природе. Подготовка и выступление на научной конференции.
2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
• проявлять терпение, трудолюбие, толерантность, эмпатию;
• принимать самостоятельные решения, предлагать свои версии и варианты;
• приобретать навыки общения и развивать коммуникативные способности и
патриотизм.
18

Метапредметные:
•
коммуникативные - умеет позитивно общаться, умеет слушать и слышать
партнера по общению, обосновывает свою точку зрения, выстраивая логическую
систему доказательств, владеет речевой деятельностью, использует различные приемы
владения языком и обладает навыками конструктивного повседневного и делового
общения, развиты коммуникативные навыки общения со взрослыми и сверстниками,
игровые навыки.
•
познавательные - проявляет осведомленность в разных сферах художественной,
технической, научной и культуры, умеет получать, применять и преобразовывать
поученные знания, умеет самостоятельно управлять своей познавательной и творческой
деятельностью;
•
регулятивные - умеет принимать решения и делать выбор, умеет сдерживать
себя, учитывает желания других людей, в том числе и сверстников, умеет просить о
помощи и оказать ее нуждающимся. Способен выбрать линию поведения адекватно
ситуации, верит в себя, в свои силы и возможности, социально активен
Предметные:
•
формирование теоретических знаний о истории города Екатеринбурга, его
окрестностей;
•
умение применять туристические навыки на практике: ориентирование на
местности, основы техники пешеходного туризма;
•
умение организовывать быт в походе, оказать доврачебную помощь и соблюдать
технику безопасности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения
Дата начала обучения
Дата окончания обучения
Количество учебных
недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов
Продолжительность
каникул
Комплектование групп
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
Режим занятий

первый
15 сентября
31 мая
36

второй
15 сентября
31 мая
36

36
108
с 01 января по 08 января
с 01 июня по 19 августа
с 20 августа
по 10 сентября
с 19 мая по 31 мая

36
108
с 01 января по 08 января
с 01 июня по 19 августа
с 20 августа
по 10 сентября

2 раз в неделю по 3 часа

с 19 мая по 31 мая
2 раз в неделю по 3 часа

2.3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебное помещение:
- Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
- Столы и стулья для педагога и обучающихся.
19

- Классная доска.
- Шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- Магнитная доска.
Учебные принадлежности:
- Ручки.
- Простые карандаши.
- Фломастеры.
- Маркеры.
- Блокноты для заметок.
Дидактические материалы:
- Туристская и краеведческая литература.
- Фотоматериалы по туризму.
- Видеофильмы о живой природе, способах выживания в природе, экологическая и
краеведческая тематика.
- Электронные информационные ресурсы по туризму.
- Набор карточек и заданий по ориентированию, оказанию медицинской помощи и
прочее.
- Дидактические игры и викторины.
- Туристские карты Свердловской области и Уральского горного массива.
- Спортивные карты для ориентирования в окрестностях г. Екатеринбурга.
Оборудование:
- Компасы жидкостные.
- Обвязки.
- Палатки туристические.
- Тент для оборудования бивака.
- Тент полиэтиленовый.
- Туристические коврики.
- Котелки.
- Рюкзаки.
- Набор походных котлов и другой костровой посуды.
- Костровой тросик.
- Топор походный.
- Пила (облегченная 2-х ручная с чехлом).
- Медицинская аптечка.
- Походный ремонтный набор.
- Газовая горелка.
- Веревка основная (капроновая, диаметром 8-10 мм) 40 м.
- Веревка вспомогательная (диаметром 6 мм) 40 м.
- Репшнур 30 м.
- Лавинная лента 15 м.
- Карабин туристский.
- Система страховочная.
- Каска.
- Лавинная лопатка.
- Палатка для зимних походов.
- Печка разборная для зимних походов.
- Планшет для картографического материала и документов.
- Фонарик.
20

- Спальный мешок.
- Коврик походный.
- Накидка от дождя.
- Записная книжка (карманная с ручкой или карандашом).
- Индивидуальный перевязочный пакет.
Методические материалы:
- Таблицы по зоологии.
- Таблица «Породные группы собак».
- Таблица «Породные группы кошек».
- Таблица «Аквариумные растения».
- Таблица «Виды аквариумов и террариумов».
- Зоогеографическая карта мира.
- Сигнальные карточки.
- Папки (тематические) с набором иллюстраций разных животных.
- Справочники.
- Энциклопедии.
Технические средства обучения:
- TV.
- Каталог учебных фильмов о природе, туризме, краеведении.
- Лупы, микроскопы.
- Термометры.
- Обогреватели с терморегуляторами.
- Компрессоры воздушные.
- Светильники смешанного типа освещения.
- Вытяжные вентиляторы.
- Кондиционеры.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
(или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Инструктаж по ОТ и
ППБ. Вводное занятие
по видам туризма.
Экологический туризм.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал.
Инструкции

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии.

Формы
учебного
занятия.

наглядный,
словесный,
практическое
задание

беседа, игра,
трудовые
поручения

21

2.

3.

4.

5.

Организация походов.
Цели маршрутов.
Схемы и карты
местности. Условные
обозначения. Компас.
Азимут.

Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Способы
Географические
ориентирования на
карты мира,
местности. Природные России, Урала.
ориентиры. Как не
Оборудование для
заблудиться в лесу.
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Что взять с собой в
Географические
поход. Личное
карты мира,
снаряжение. Правила
России, Урала.
укладывания рюкзака.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Групповое снаряжение, Географические
требование к нему.
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,

частичнопоисковый,
словесный метод

игра, поход,
трудовые
поручения

наглядный,
использование
тех. средств,
словесный метод,
проблемный
метод

беседы, игры,
трудовые
поручения

словесный метод
частичнопоисковый

беседа,
трудовые
поручения,

практическое
задание
использование,
словесный метод

мастер-класс,
беседа,
трудовые
поручения,

22

6.

Разработка маршрута
похода и графика
движения.
Распределение
обязанностей в
туристской группе.

7.

Что нужно знать
туристу в походе.
Туристские навыки и
быт. Организация
туристского
спортивного похода.

8.

Гигиена туриста.
Простейшие
медицинские навыки.
Аптечка. Оказание
доврачебной помощи.

9.

Краеведение.
География городских
окрестностей.

энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по

практическое
задание,
использование
тех. средств,
наглядный,
словесный метод,
проблемный
метод

беседа, тест,
трудовые
поручения,
опрос

практическое
задание,
наглядный,
словесный метод,
проблемный
метод

трудовые
поручения,
поход

практическое
задание,
словесный метод,
наглядный,
проблемный
метод

мастер-класс,
беседа, тест,
трудовые
поручения,
опрос

использование
тех. средств,
словесный метод,
частичнопоисковый,

беседа, тест,
трудовые
поручения,
опрос

23

10.

Антропогенные формы
рельефа. Рудники,
карьеры, насыпи,
дамбы, каналы.

11.

Флора и фауна
Свердловской области.
Наблюдения за
местными
экосистемами.

12.

Экология человека.
Здоровье на Урале.
Люди, рядом с
которыми мы живём.

туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.

проблемный
метод

использование
тех. средств,
словесный метод,
наглядный,
частичнопоисковый,
проблемный
метод

мастер-класс,
беседа,
трудовые
поручения,
опрос, поход

практическое
задание,
наглядный,
словесный метод,
частичнопоисковый

мастер-класс,
беседа,
трудовые
поручения,
опрос,
походы

использование
тех. средств
словесный метод
наглядный,
проблемный
метод

беседа,
трудовые
поручения,
поход

24

13.

Итоговое занятие

Оборудование
туриста для
похода.

практическое
задание,
наглядный,
словесный метод,
частичнопоисковый метод

беседа,
трудовые
поручения,
поход

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, викторина.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
Форма: мастер-класс, трудовые поручения, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, поход.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании
программы.
Форма: туристический поход.
По
окончании
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
обучающимся вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование,
мероприятия, выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в походах и мастер-классах,
• выполнение трудовых поручений,
• анализ исследовательских и творческих работ,
• педагогическое наблюдение,
• тематические беседы, опрос.

конкурсы,

Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков учащихся».
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности, конкурсах,
походах, выездах.
Диагностика уровня сформированности предметных умений проводится по
параметрам и критериям, представленным в таблице «Определение уровня
сформированности предметных умений и навыков учащихся» Приложение 1.

25

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Планируемые результаты
Проявлять
терпение,
толерантность, эмпатию;

Критерии оценивания

трудолюбие,

Принимать
самостоятельные
предлагать свои версии и варианты

проявление
толерантности и эмпатии

решения, умение оценивать
поступки свои и других,
умение сотрудничать

Виды контроля/
промежуточной
аттестации
вводный, текущий,
итоговый
вводный, текущий,
итоговый

Диагностический инструментарий
(формы методы, диагностика)
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

Приобретать навыки общения и развивать
коммуникативные способности и патриотизм.

способность применять
ответственность и
уважать других

вводный, текущий,
итоговый

Умения использовать различные способы
поиска, сбора, обработки и понимание
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями
изучаемого
материала.
Владение
навыками
самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе
деятельности.

осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

Проявлять
самостоятельность,
ответственность, аккуратность и уважение к
другим людям.

проявление
толерантности и
эмпатии, культура
поведения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

Предметные результаты

Формирование теоретических знаний о применение полученных
истории
города
Екатеринбурга,
его знаний в различных
окрестностей.
жизненных ситуациях

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины, практических занятий

Умение применять туристические навыки на уровни освоения знаний
практике: ориентирование на местности, по программе,
основы техники пешеходного туризма.
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях
Умение организовывать быт в походе, оказать умение применять
доврачебную помощь и соблюдать технику полученные знания в
безопасности.
различных жизненных
ситуациях

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая игра, беседы, тесты,
трудовые поручения, практические
занятия, мастер-класс, наблюдения
и общение с животными живого
уголка
педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

вводный, текущий,
итоговый

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Туристы - экологи» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 24 июня 2023 года).
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р) (с изменениями на 15 мая 2023 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015г.№ 996-р).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи).
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области» (с изменениями на 19 ноября 2021 года).
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года).
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019 г № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля
2023 года)).
11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Алешин В.М. Туристская топография / В.М. Алешин, А.В. Серебряников. - М.:
Профиздат, 1985.
2. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы. Программа кружка, разработки занятий,
методические рекомендации / Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –
Волгоград: Учитель, 2014. – 331с.
28

3. Андреева В.Н. Красная книга Мурманской области / В.Н. Андреева. – Мурманск:
Мурманское книжное издательство, 2003. – 400 с.
4. Бардин К.В. Азбука туризма: (О технике пешеходных путешествий). Пособие для
учителей, руководителей турист. походов со школьниками. - М.: Просвещение, 1981. - 205с.
5. Голованов В.П. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности
педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля / В.П.
Голованов, С.А. Стрельникова // Теория и практика дополнительного образования. – 2010.
- № 9. - С.35-36.
6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л.Г. Горькова. – М.,
2008. – 238 с.
7. Костерев Н.А. Справочник инструктора детско-юношеского туризма. часть III.
Безопасность туристско-краеведческих походов, экскурсий, экспедиций / Н.А. Костерев,
Т.А. Самохина. – М., 2003.
8. Миндель А.Я. Дорогу осилит идущий (клубная работа, туризм, экология) / А.Я. Миндель.
- М.: РОДЮО, 2006. - 172 с.
9. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся (методические рекомендации) / А.А. Остапец – Свешниковю - М.:
Просвещение, 2001. – 144 с.
10. Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции / А.М.
Панфилов. - М.: Центр детского и юношеского туризма Министерства образования
Российской Федерации, 1997.
11. Смирнов Д.В. Спортивный туризм. Примерная программа внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование / Д.В. Смирнов. - М.: Просвещение, 2011.
12. Смирнов Д.В. Программа факультатива "Юный турист: изучаю родной край". Сборник
программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.:
Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
13. Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического
профиля. Научно-методический сборник / под ред. Д.В. Моргуна. – М. : - 2005. – 140 с.
14. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного
образования детей / Константинов Ю.С. и др. - М.: Советский Спорт, 2005. - 324 с.
15. Усыскин Г.С. Очерки истории Российского туризма / Г.С. Усыскин. - М.: Герда, 2000.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Большая энциклопедия природы. М., 2010.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю. Е., "Ребенок среди природы", Минск-полымя 1985
3. Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ Русский раритет, 1993.
4. Дельвин Н.П. Лапландский заповедник / Н.П. Дельвин. – М., 1984. – 160 с.
5. Дребенцов В.С. Животный мир Мурманской области / В.С. Дребенцов. – Мурманск:
Мурманское книжное издательство, 1974. – 185 с.
6. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика / Е.И. Иванов. - М.: ФиС, 1985.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов / Э.Н. Кодыш. - М.: ФиС, 1990.
8. Корытин С.А. Повадки диких зверей / С.А. Корытин. - М.: Агропромиздат, 1986.
9. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста / А.А. Коструб. - М.: Профиздат,
10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы / Э.Э. Линчевский. - М.:
ФиС, 1981.
11. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукоянов. - М.: ФиС, 1988.
12. Лукояно П.И. Самодельное туристское снаряжение / П.И. Лукоянов. - М.: ФиС, 1987.
13. Лысого Н.А. Питание туриста в походе/ Н.А. Лысогор.- М.:Пищевая пр-ть, 1980.
14. Мацюцкий С.П. Туристу о растениях / С. П. Мацюцкий. - М.: Профиздат, 1988.
15. Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.
16. Некрасов И.Б. Рабочая
тетрадь
по
туризму
и
краеведению
29

(пособие
для воспитанников) / И.Б. Некрасов. - М. 2001.
17. Соколов И.А. Топографическая карта и местность/ И.А. Соколов. - М.
18. Степановски А.С. Охрана окружающей среды. 2010 г.
19. Энциклопедия окружающего мира. М., 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/

30

Приложение № 1
Диагностика уровня сформированности умений и навыков учащихся в
предметной области
Показатели

Критерии
оценивания

Степень
выраженности

Баллы

Теоретические
знания
(по
основным
разделам
учебного плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

- низкий уровень 0-1
(ребенок овладел
менее
чем
½
объема
знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень 2-3
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½);
- высокий уровень
(ребенок
освоил
практически весь 4-5
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период)

Владение
специальной
терминологией
по
тематике
программы

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

- низкий уровень 0-1
(ребенок,
как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины);
- средний уровень 2-3
(ребенок сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
- высокий уровень 4-5
(специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием)

Практические
Соответствие
- низкий уровень 0-1
умения и навыки, практических
(ребенок овладел
предусмотренные умений
и менее
чем
½
31

Формы
выявления
результативности
Контрольный
опрос

Собеседование,
Наблюдение.

Контрольное
задание.

программой (по
основным
разделам
учебного плана
программы)

навыков
программным
требованиям

предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень 2-3
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более
½);
- высокий уровень 4-5
(ребенок овладел
практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период

32

Контрольное
занятие.
Выставка
Презентация,
трудовые работы
и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».