1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - ЛИДЕР» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен ниже). Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - ЛИДЕР» социально-гуманитарной направленности. Актуальность. Программа «Я - ЛИДЕР» актуальна, так как: 1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными нормативными актами: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании); • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р); • Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023 года); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; • Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242; • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); • Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 219д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д; 2 • • Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»; Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг. 2. Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала. 3. Необходимость разработки данной программы заключается в: • организации экологического воспитания обучающихся вне школьного времени; • получении практических знаний, умений и навыков, не входящих в школьную программу обучения; • приобретении необходимого минимума знаний о содержании животных в неволе; • возможности непосредственного общения с животными. Отличительные особенности программы. В настоящее время остро стоит вопрос об актуализации детских общественных движений в стране: в 2015 году вышел указ Президента РФ о создании официальной детскоюношеской организации «Российское движение школьников». Дети готовы организовывать свои отряды, клубы и команды, но зачастую не могут найти руководителя детского общественного объединения, и тогда его роль на себя берут подростки-лидеры. Очень часто лидеры-подростки с большой готовностью берутся за дело, желая реализовать свои замыслы, но одного желания хватает ненадолго. Как показывает практика, жизнь и деятельность таких объединений, где роль руководителя коллектива взял на себя подросток, недолговечна: причиной тому отсутствие у ребенка – лидера детского общественного объединения – определенных лидерских знаний, умений, опыта организаторской деятельности. В процессе работы с детскими коллективами непременно встает проблема подготовки юных лидеров, помощников педагогов, организаторов детского общественного движения. Проблема создания, развития и успешной деятельности детских объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров и наставников детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами, наставниками и вожатыми: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений, вожатых пришкольных и загородных лагерей. Умение вести за собой, работать в коллективе, креативные качества личности помогут ребятам – выпускникам объединения «Я-ЛИДЕР» быть конкурентно способными в жизни. Программа направлена на развитие гражданской активности детей и подростков, ориентированных на самоутверждение и самореализацию в системе детского общественного движения, что поддерживается государственной политикой в сфере образования и молодежной политики, в этом нам видится ее актуальность. Новизна заключается в том, что активная позиция лидера/наставника общественной организации воспитывается посредством практикоориентированной деятельности. Целесообразность программы выражена в подборе интерактивных методов и форм работы, способствующих формированию лидерской позиции и конструктивной деятельности обучающихся. Практическая значимость программы заключается в следующем: • Благодаря обучению программе, у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважения к Родине, чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. • Учащиеся учатся проводить досуговые мероприятия, коллективно-творческие дела, реализовывать общественно значимые инициативы, работать вместе со сверстниками, дошкольниками, младшими школьниками и взрослыми, проявлять самостоятельность. 3 Дети учатся сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в процессе общественнополезной деятельности. • В процессе обучения подростки познакомятся с психологическими возрастными особенностями младших и средних школьников, особенностями подготовки и проведения различных мероприятий, оформительской деятельности. • Они научатся выявлять лидеров, развивать организаторские способности свои и других детей, смогут самостоятельно принимать решения о работе своей организации и отвечать за них, делать качественную оценку своей деятельности, анализировать свои ошибки и находить пути их исправления. Адресат программы. Данная программа предназначена для обучающихся 12 – 18 лет. Программа рассчитана на социально-педагогические, методологические, аспекты обучения, развития и воспитания детей среднего и старшего школьного возраста. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Вся деятельность в программе основывается на принципе: «Я - Ищущий и Дарящий, Я – Учитель и ученик, Воспитатель и Воспитанник» - способствующий развитию творческого начала в ребенке, его лидерской и познавательной активности. На основании понимания того, что высокоразвитое чувство гражданского долга, ответственности за свои дела и поступки, активное усвоение социальных ролей и отношений, инициатива и творчество при выполнении общественно-значимых поручений и конкретных дел создают атмосферу сопричастности детей и подростков ко всему, что является предметом их увлеченности и интересов. В программе особое значение уделяется формам социализации, самореализации, саморазвития, адаптации. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своих талантов. Девиз объединения: «Я –ЛИДЕР! Это мой выбор!» предполагает стремление ребенка к чему-то большему, лучшему, неординарному, сопряженное с преодолением препятствий и трудностей на пути к своей цели. У детей и подростков ярко выражена потребность в общении со сверстниками и взрослыми на уровне осознания своей взрослости, самоопределения, социального ориентирования, самоутверждения. Занятия проводятся в группе численностью 15-20 человек, так основные занятия в основе своем содержат тренинги, ролевые игры. Группа является комплексной, состав на период проведения занятий постоянный, а в течении года – переменный. Посещать данное творческое объединение может каждый желающий. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 4 Объем программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - ЛИДЕР» рассчитана на реализацию в течение двух лет обучения, длительностью 288 часов. 1 год обучения: стартовый уровень 144 часа. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. 2 год обучения: базовый уровень 144 часа. «Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивающих трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Особенности организации образовательного процесса. Данная программа предполагает очную форму обучения. Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников (деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы (участие в районных, городских и всероссийских), проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы). Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение. Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая. Виды занятий: лекция, игровой тренинг, концертные выступления, беседы, веревочный курс, ролевые игры, походы и другое. Формы подведения итогов: экскурсия, анализ работ, творческий отчёт, педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра, практическое занятие. Воспитательный потенциал программы Цель воспитательной работы в рамках программы «Я - ЛИДЕР», воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе. Задачи: • воспитывать активную жизненную позицию, целеустремленность, чувство коллективизма; • воспитывать доброжелательность, сострадание и сочувствие, культуру поведения; • воспитывать толерантность и эмпатию; • воспитывать потребность в профессиональном самоопределении. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и городских мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках, мастерклассах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ). • Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения: самоуправление; 5 • • • • • • определение ролей и сфер персональной ответственности; поддержка детских инициатив; коллективное взаимодействие; беседы, дискуссии; трудовые десанты; мероприятия воспитательного характера. Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя + обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков и способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру: - обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте; - формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру межличностной коммуникации; - способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах социореализации личности. Цели и задачи программы Цель: Способствовать формированию творческой, гуманной личности с активной лидерской позицией, умеющей реализовать свои способности в коллективе в процессе организации досуговой деятельности. Задачи: Обучающие: • расширять кругозор в области истории детского общественного движения; • изучать возрастную психологию младших и старших школьников; • знакомить с принципами и методами организации КТД, творческих мероприятий, особенностями работы с младшими школьниками и учащимися среднего звена; • формировать умения и навыки по выявлению и развитию лидерских способностей, активизации качеств, необходимых для успешной деятельности по руководству и организации коллектива сверстников; • формировать коммуникативные компетенции, умения и навыки межличностного общения. Воспитательные • воспитывать активную жизненную позицию, целеустремленность, чувство коллективизма; • воспитывать доброжелательность, сострадание и сочувствие, культуру поведения; Развивающие • развивать организаторские и лидерские способности учащихся среднего школьного возраста; • развивать творческие и креативные способности, фантазию, воображение; • развивать интеллектуальные способности, речь. 6 2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 144 часа № п/п Количество часов Тема 1. 2. Воспитание лидера, портфолио наставника и вожатого 3. Основы подготовки мероприятий, коллективная творческая деятельность, основы организаторской работы. 5. Теория Практика часов Вводное занятие. Презентация программы. Введение: «Кто такой лидер (портрет), наставник, вожатый, его обязанности и функции» 4. Всего Возрастная психология Ораторское искусство, участие в конкурсах и мероприятиях ИТОГО 8 36 28 2 8 8 Формы Форма подведения аттестации/контроля итогов Беседа, игры на знакомство (первичное, вторичное), презентация. Тест оценки сформированности лидерских качеств, тренинг выявления лидеров, рефлексия, «свечка». 28 Беседы, дискуссии, тренинги, ролевые, деловые игры. Тренинг на сплочение коллектива «Веревочный курс». Создание собственного образа «Я-лидер». 20 Презентации, деловые инновационные игры, разработка творческого проекта (мероприятия). Проведение, защита проекта/мероприятия. 6 36 8 28 36 8 28 144 34 110 Беседа, презентации, игры-тренинги, деловые игры, рефлексия, работы в командах, группах, творческие задания. Мастер-классы, практикумы, тренинг «Выход из зоны комфорта», танцевальные и театральные тренинги и тренировки. 7 «Своя игра» по итогам пройденного материала. Конкурсы, выступления. 2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ «КТО ТАКОЙ ЛИДЕР» Теория: Основные этапы истории: история пионерского движения; современные детские общественные организации (Российское движение школьников – РДШ); Международная организация СПО); советов старшеклассников. Стратегия развития общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; понятие «лидер»; основные качества лидера. Практика: игры на знакомство, выявление лидеров, сплочение коллектива. 2. «ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА, ПОРТФОЛИО НАСТАВНИКА И ВОЖАТОГО» Теория: Стадии развития коллектива. Работа актива. Качества, которыми должен обладать лидер: ораторское искусство, владение методами убеждения, умение принимать решение, сформировать команду. Практик: Планирование. Тестирование. Методы выявления лидеров, активизации лидерских качеств. Игры и тренинг «Веревочный курс» на сплочение коллектива. 3. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЙ, КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСНОВЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ Теория: Понятие - мероприятие. Виды мероприятий. Сценарий. План мероприятия. Художественное оформление мероприятия. Творческие группы и функционал по подготовке мероприятия. Практика: Совместная творческая деятельность – оформление уголка, ситуативноролевые игры; разработка, подготовка и проведение мероприятий, связанных с деятельностью детской организации. 4. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Теория: Возрастные особенности, специфика детского и подросткового возраста. Методика КТД. Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей: праздник, интеллектуально-познавательная игра, КВН, конкурс, викторина. Методы организации мероприятий. Практика: деловая игра «Своя игра» по пройденному материалу 5. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО, УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ И МЕРОПРИЯТИЯХ Теория: История и развитие ораторского искусства, роды и виды ораторской речи, уроки красноречия и умения держать себя на сцене. Практика: разработка и реализация творческих проектов и мероприятий, тренинг «Выход из зоны комфорта». 2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В процессе реализации программы формируются неравнодушные, творческие личности с активной гражданской позицией, осознающие себя как потенциальные лидеры общественного детского объединения, умеющие конструктивно взаимодействовать и организовать работу группы детей и подростков, проявляющие уважительное отношение к чужому мнению, с установкой на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацией к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, объединенные в дружный работоспособный коллектив организаторов и помощников руководителя Центра. 8 К концу 1 года обучения дети знают: Низкий уровень: • названия детских общественных организаций; • основные формы деятельности РДШ; • 2-3 качества лидера; • 1-2 способа выявить лидерские способности; • первоначальные сведения о конструктивном общении; • 2-3 формы проведения игр и игровых программ; • 2-3 специфические особенности детей младшего школьного возраста; • 1-2 вида и способа оформления уголков. Средний уровень: • названия и сферу деятельности школьной, городской детских организаций, общие сведения об истории детского общественного движения нашей страны; • основные формы деятельности РДШ и СПО; • 2-3 формы и основные методы организации и проведения игровых мероприятий; • основные черты лидера; • первоначальные сведения о конструктивном общении; • правила поведения во время мероприятий разных уровней. Высокий уровень: • основные этапы истории развития детского общественного движения СПО и РДШ, отличия детской общественной организации от общественного движения; • формы и методы организации и проведения игр и игровых программ, виды игровых методик; • основные черты лидера; • первоначальные сведения о конструктивном общении; • правила поведения во время мероприятий, общественных акций. К концу 1 года обучения дети умеют: Низкий уровень: • понимать причины успеха/неуспеха; • использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; • принимать мнение группы в процессе выполнения творческой задачи; • планировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; • организовывать работу небольшой группы младших школьников под руководством взрослого; • проводить один вид досуговых и познавательных мероприятий с младшими школьниками, • организовывать 1-2 игры, составлять копилку игр; • выпускать стенгазеты под руководством взрослого. Средний уровень: использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных • задач; • конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи; 9 • планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать способы достижения результата; • организовывать работу небольшой группы младших школьников; • проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками; • организовывать игры различного вида, составлять копилку игр; • выпускать стенгазеты, оформлять информационные стенды. Высокий уровень: • использовать разнообразные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; • конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи; • планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; • организовывать работу небольшой группы младших школьников; • разрабатывать и реализовывать творческие проекты, проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками и сверстниками; • организовывать игры различного вида, составлять копилку игр; • выпускать стенгазеты, оформлять информационные стенды, создавать видеоролики. 2.4. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 144 часа № Тема Всего Теория Практика часов 1 Вводное занятие 4 1 3 2 «Игротека» 40 12 28 3 Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов/медиация Знакомство с детскими общественными организациями. Приемы и формы работы по развитию коммуникативных навыков 24 4 20 20 4 16 4 10 Форма Форма проведения подведения занятий итогов Игра, презентация Презентации, беседы, ролевые игры, круглый стол, практикумы, конкурсы Презентации, беседы, дебаты, ролевые игры, тренинги Презентации, беседы, круглый стол, мастерклассы Рефлексия Создание собственной игры по темам Решение интерактивного теста по пройденному материалу Создание видеоролика, посвященного центру, ДТО, рефлексия 5 Формы массовых мероприятий 20 4 16 6 Слагаемые успеха. Конкурентноспособная личность 36 8 28 144 33 111 ИТОГО: Презентации, мозговой штурм, импровизация Презентации, тренинги, беседы, творческие вечера Проведение открытого мероприятия Подведение итогов, создание личной карты успеха, рефлексия, торжественное завершение программы «ЯЛИДЕР» 2.5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: Ввод в тематику занятий, актуализации тем прошлого года обучения. Практика: игры. 2. «ИГРОТЕКА» Теория: Понятие «игра». Виды игр. Игры на знакомство, с залом, на внимание, подвижные, тактильные, творческие. Игры-шутки, игры-розыгрыши, миксеры. Практика: совместная продуктивная деятельность − составление каталога игр, игротека, разработка творческого проекта «Составление собственной игротеки». 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ. РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ/МЕДИАЦИЯ Теория: Понятие толерантности. Составляющие толерантного поведения. Милосердие. Принятие. Терпимость и др. Разрешение конфликтов. Правила поведения в споре. Избегание конфликтных ситуаций. Практика: Отработка коммуникативных компетенций в тренингах, ролевых играх. Упражнения. Игры «Пойми меня», «Шляпа и др. Тренинг «Мы вместе». Проигрывание конфликтных ситуаций. 4. ЗНАКОМСТВО С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИ. КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ Теория: Виды общественных инициатив: движение, организация, объединение по интересам, их отличия. Основные детские организации нашей страны. Понятие «общение», «конструктивное общение», рефлексия. Причины трудностей в общении. Коммуникативные игры-тренинги. Виды тренингов. Тренинг-знакомство. Игры на знакомство. Тренинг-сплочение. Игры на сплочение. Правила ведения и структура тренинга. Правила, принимаемые участниками тренинга (правило «поднятой руки», «говорим по одному», «внимательно слушаем говорящего», «говорим о чувствах и мыслях, не оцениваем» и т.п.). Практика: Отработка коммуникативных компетенций в тренингах на знакомство и сплочение коллектива, ролевых играх, создание собственного видеоролика. 11 5. ФОРМЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Теория: Формы массовых мероприятий. Конкурсы, интеллектуальные турниры, выставки, эстафеты, лектории, диспуты, экскурсии, походы, ток-шоу и др. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Практика: Игры и упражнения на взаимодействие. Работа в группах. Разработка собственных вариантов проведения мероприятий. Рекомендации. Проведение открытого мероприятия. 6. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ Теория: Понятие - успех. Секреты успеха. Условия успеха (время, цель, знания). Нацеленность: на успех или избежание неудач. Конкурентоспособность. Понятие. Качества конкурентноспособной личности. Отношение к людям, к делу, к миру и природе, к риску, к духовным ценностям и др. Самосовершенствование и личностный рост. Практика: Игры и упражнения на взаимодействие, создание личной карты успеха, подведение итогов, рефлексия. 2.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ К концу 2 года обучения дети знают: Низкий уровень: • основные этапы истории развития детского общественного движения; • формы и методы организации и проведения игр и игровых программ, виды игровых методик; • основные черты лидера; • первоначальные сведения о конструктивном общении; • правила поведения во время мероприятий, общественных акций. • • • • • • Средний уровень: особенности функционирования общественных детских объединений; основные формы и методы проведения досуговых мероприятий; основные качества лидера; методики диагностики лидерских способностей; возрастные особенности младших школьников; разновидности игр и игровых программ. Высокий уровень: • формы организации общественных инициатив, разнообразие детских и молодежных общественных организаций России, их особенности; • необходимые качества лидера детского общественного объединения; • приемы и формы работы по развитию и закреплению коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей; • стадии подготовки и проведения КТД, общественно значимых акций, конкурсов и праздничных программ; • способы и формы оформления информации в электронном и печатном виде. К концу 2 года обучения дети умеют: Низкий уровень: • использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; 12 • конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи; • организовывать работу небольшой группы младших школьников; • проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками под руководством педагога; • организовывать игры различного вида, составлять копилку игр. Средний уровень: • решать проблемы творческого и поискового характера под руководством старшего; • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; • моделировать деятельность детской общественной организации; • составлять план подготовки и проведения КТД, сценарии мероприятий; • проводить широкий спектр мероприятий с учащимися младшего и среднего звена; • проводить различные тренинговые занятия по развитию лидерских и организаторских качеств с активом детских организаций; • диагностировать уровень сформированности лидерских качеств и анализировать диагностический материал под руководством педагога. Высокий уровень: • решать проблемы творческого и поискового характера самостоятельно; • моделировать деятельность детской общественной организации, составлять проекты и программы ее деятельности; • разрабатывать творческие проекты, составлять сценарии мероприятий; • проводить широкий спектр мероприятий с учащимися младшего и среднего звена; • проводить различные тренинговые занятия по развитию лидерских и организаторских качеств с активом детских организаций, подбирать тренинги самостоятельно; • диагностировать уровень сформированности лидерских качеств и анализировать диагностический материал. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Продолжительность каникул Комплектование групп Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Режим занятий 1 15 сентября 2024 31 мая 2025 36 72 144 с 01 января по 08 января 2025 с 20 августа по 10 сентября 2025 с 12 мая по 31 мая 2025 2 раза в неделю по 2 часа 13 2 15 сентября 31 мая 36 72 144 с 01 января по 08 января с 20 августа по 10 сентября с 12 мая по 31 мая 2 раза в неделю по 2 часа 3.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Занятия детского творческого объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я - ЛИДЕР» могут проходить на базе любого детского учреждения, соответствующего санитарным нормам, а также оснащённым для работы необходимым оборудованием: • техническими средствами обучения (проигрыватель СВ и DVD, телевизор и видеомагнитофон, персональный компьютер, проектор, желательно наличие интерактивной доски); • методическим обеспечением (соответствующая литература, познавательные фильмы по темам, музыкальное сопровождение и прочее); • определённым набором театральных атрибутов (грим, маски, элементы костюмов и другое). Для работы необходимо: • просторное, хорошо проветриваемое помещение; • игрушки, предметы для занятий пластикой, импровизацией. Руководителю необходимо иметь хорошую библиотеку музыкального материала, театральных сборников, тематических сборников и другое. Руководитель должен обладать определённым набором специальных навыков (в дополнение к общепрофессиональным навыкам учителя, педагога дополнительного образования, воспитателя): • владеть не только узкопредметными знаниями, умениями и навыками, но и развивать свой общий интеллектуальный запас по различным областям науки и искусства; • владеть различными методиками обучения и воспитания детей; • быть самому не только «педагогом», но и участником творческих процессов: уметь сочинить стихи, сшить деталь костюма, прочитать выразительно стихи, сочинить музыку и другое. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Для успешной реализации программы необходимы: • Методическая литература по социальному проектированию. • Методическая литература по игровым технологиям. • Банк игр для всех возрастов. • Определенный набор театральных атрибутов. • Презентационный материал для лекций. • Конституция РФ (в действующей редакции). • Конвенция о правах детей. 14 • • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 № 536 (О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Способы определения и методы отслеживания результативности освоения программы. Формы подведения итогов реализации программы: Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует следующие этапы мониторинга: Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений. Форма: устный опрос, тесты. Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе реализации программы. Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка. Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании программы. Форма: защиты исследовательских работ. По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся вручаются грамоты, дипломы. Формы выявления результатов Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, конкурсы, мероприятия, выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос. Формы предъявления результатов: • выполнение тестовых заданий (с набором баллов), • защита творческих работ, • диагностическая игра, • участие в конференциях, • проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение программы и отношение к природе учащихся, • педагогическое наблюдение Формы фиксации результатов: • информационная карта «Определение уровня сформированности предметных умений и навыков учащихся»; • сводная информационно-диагностическая карта освоения программы; • бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы; • видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности, Контрольные параметры указаны в таблице (Приложение 1). По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных мероприятиях. Методические принципы и основные методы обучения Методические принципы программы: • единство учебного и воспитательного процесса; 15 • систематичность и последовательность; • создание ситуации успеха для каждого ребенка (авансирование успеха, подбор индивидуальных заданий, похвала); • связь теории с практикой (практике отводится около 75% учебного времени); • единство индивидуализации и социализации образовательного процесса. Основные методы обучения: • словесный; • наглядный; • практический; • интерактивный; (Предпочтение отдается интерактивным методам обучения (деловые игры, дискуссии и диспуты, тренинги). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - ЛИДЕР» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р). 3. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р). 4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи). 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 10. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». 16 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей». 15. Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей». ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидерские навыки. − М.: Эксмо , 2003. − 318 с 2. Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. − N 1. − С. 19-29 3. В помощь активу старшеклассников. Методика выявления лидеров в детском коллективе. РСМ. − Калуга, 2000. 4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М.: ЦГЛ, 2005. 5. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков./Внешкольник./ − 2006.− №12 (117) декабрь.− С.17-19. 6. Игра – обучение, тренинг, досуг/под редакцией Петрусинского// В 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994 7. Кадзасов А.В., Медведев Н.А., Суслов П.А., Финажина С.Ю. Свети всегда! В помощь активу детской организации – Калужский областной комитет РСМ. – Калуга, 2000. 8. Евтихов О. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2012 г.− 256 с. 9. Как создать общественные объединения учащейся молодежи. / Методические рекомендации. – Калуга, 2000. 10. Лучина Т., Солошенко И.. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков./Воспитание школьников/ − №2, 2006 – С.20-23 11. Методика КТД / Классный руководитель/ − №2, 2004.− С.18-29. 12. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. − М.: Творческий центр, 2006. 13. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: МИП МГСТР,1992. 14. Щебетенко, А. И. Психологические тесты для лидера коллектива / А.И. Щебетенко. - М.: Сфера, 2016. − 160 c. 15. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. − М.: Аст , 1997. − 301 с. 16. Сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [электронный ресурс] – режим доступа: https://рдш.рф/about/document ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ 1. Андреева Г.М. Социальная психология. − М., 1990. 17 Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь Здоровья. – М.: ТЦ Сфера, 2000. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? − М., 1991. Игры – обучение, тренинг. Досуг/под ред. В.В. Петрусинского.− М.: Новая школа, 1994. 5. Козлов Н. Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа, 1994. 6. Локатова М.С. Праздник в подарок. − Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. 7. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе.− М.: ТЦ Сфера, 2003. 8. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. − М.: Творческий центр, 2006. 9. Соколов Я.В. Граждановедение. − М., 1993. 10. Туристская игротека: Игры, викторины, конкурсы. − М.: ЦДЮТиК, 2003. 11. Шмаков С.Я. Учимся, играя…− М.: ЦГЛ, 2003. 12. Сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [электронный ресурс] – режим доступа: https://рдш.рф 13. Фопей К. Как научить детей сотрудничать. /в 4 частях/. – М.: Генезис, 2001. 2. 3. 4. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. Биоуроки http://biouroki.ru/ 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), http://schoolcollection.edu.ru 3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru 4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya 5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics 6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/ 7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru 8. Это интересно! http://www.tavika.ru/ 18