АгитКлуб Рифей 2-288 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АгитКлуб
«Рифей» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен
ниже).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АгитКлуб
«Рифей» социально-гуманитарной направленности.
Актуальность.
Программа «АгитКлуб «Рифей» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее – Закон об образовании);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
•
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242;
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 219д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д;
2

•
•

Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально полного
раскрытия его естественно-научного потенциала.
3.
Необходимость разработки данной программы заключается в:
•
организации экологического воспитания обучающихся вне школьного времени;
•
получении практических знаний, умений и навыков, не входящих в школьную
программу обучения;
•
приобретении необходимого минимума знаний о содержании животных в неволе;
•
возможности непосредственного общения с животными.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что создание экологического
агитационного клуба является актуальным и востребованным как обществом, так и самими
детьми. Существует ряд проблем, одна из которых – отсутствие у детей активной жизненной
позиции по отношению ко многим социально-значимым сферам жизнедеятельности, в том
числе и в экологическом аспекте. Некоторые подростки попросту боятся высказывать свое
мнение, а большая часть и не имеют его. Сегодня в их кругу высаживать цветы и
облагораживать территорию, строить скворечники, а также заниматься другими проблемами
окружающей среды не является престижным. Наоборот, издевательство над бездомной
кошкой или собакой является предметом гордости. Следовательно, необходимо мотивировать
детей на активное участие в решениях экологических проблем и пропаганду высокой
экологической культуры.
Современные дети заменили жизнь в реальности телевизором и виртуальным миром,
вследствие чего у них ощущается недостаток живого, межличностного общения. Из-за этого
дети всё чаще не могут выстраивать взаимоотношения как со сверстниками, так и с взрослыми,
сильно страдает культура письменной и устной речи. Пройдет немного времени – и они
попросту разучатся выстраивать взаимоотношения. Все эти факторы могут привести к
ужасным
социальным
последствиям.
Кроме
того,
необходимо
сохранять
психофизиологическое здоровье детей, давать им возможность для эмоциональной разрядки,
чего нет в их повседневной жизни.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 12 – 18 лет, интересующихся
проблемами экологии, Программа представляет широкие возможности для совместного
творчества руководителя и участников объединения.
Обогащение духовного мира ребёнка позволит ему научиться увеличивать в
окружающем нас мире количество добра, сможет снять с души что-то тревожное или злое,
сделает ещё один шажок к гармонии всего живого на Земле. Необычность данной программы
заключена в том, что поиском решений этих проблем дети занимаются на занятиях
театрального искусства.
В результате работы детского творческого объединения обучающиеся должны знать и
понимать то, о чём они в концертной деятельности расскажут и покажут. Рассказать и показать
надо ярко и образно, чтобы выступление вызвало потребность зрителей (и самих
выступающих) в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира,
вызвало готовность оказать действенную помощь нуждающимся в ней, вызвало желание
сделать посильный вклад в улучшение состояния окружающей среды. Воспитанники должны
научиться работать с товарищами коллективно, развить коммуникативные качества, а также
другие основные психофизиологические качества. Осознать свое место в природной среде.
3

Состав группы является постоянным 10-15 человек, сформированным к началу занятий
по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа не
имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении. Образовательный
процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого педагогом
самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АгитКлуб
«Рифей» рассчитана на реализацию в течение двух лет обучения, длительностью 288 часов.
1 год обучения: стартовый уровень 144 часа. «Стартовый уровень» предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
2 год обучения: базовый уровень 144 часа. «Базовый уровень» предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивающих трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
общеразвивающей программы.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
•
на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
биологии и экологии птиц и животных;
•
на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по применению
приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: лекция, игровой тренинг, концертные выступления, беседы, веревочный курс,
ролевые игры, походы и другое.
Формы подведения итогов: экскурсия, анализ работ, творческий отчёт, педагогические
наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра, практическое занятие.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «АгитКлуб «Рифей», воспитание
чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
Задачи:
•
прививать культуру общечеловеческих ценностей;
•
развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
•
воспитывать толерантность и эмпатию;
•
воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
4

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и городских
мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках, мастер-классах,
беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научно-исследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
самоуправление;
определение ролей и сфер персональной ответственности;
поддержка детских инициатив;
коллективное взаимодействие;
беседы, дискуссии;
трудовые десанты;
мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя +
обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков и
способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
- обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
- формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
- способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
•
•
•
•
•
•
•

Цели и задачи.
Цель: формирование активной гражданской позиции у обучающихся среднего школьного
возраста для становления гуманного отношения к окружающей среде средствами театральной
педагогики экологической направленности.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
Обучающие:
•
создать творческий коллектив на основе детского творческого объединения;
•
научить практическим умениям и навыкам работы в театральной среде;
•
совершенствовать умения находить источники информации (поиск необходимой
информации, обработка результатов и их презентация).
Развивающие:
•
развивать творческие и психофизические способности ребенка;
•
стимулировать развитие любознательности и творческих способностей;
•
способствовать созданию условий для социальной адаптации каждого ребенка.
Воспитательные:
•
формирование активной гражданской позиции обучающихся;
•
обеспечение детям комфортной эмоциональной среды - ситуации успеха и
развивающего обучения;
•
формирование потребности в саморазвитии и самообразовании;
•
воспитание личной ответственности за окружающую природу.

5

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
п/п
1.

1 год

2 год

Мы в природе

6

8

2.

Просвещай, играя

10

8

3.

Ритмопластика

12

13

4.

Гимнастика чувств

6

9

5.

Красота слова

9

18

6.

Театральная игра

28

24

7.

Концертная деятельность

73

64

Итого:

144

144

Тема

2.2. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 144 часа
№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

МЫ В ПРИРОДЕ

1.1.

Введение

1.2.

"Я в природе, природа во мне"

2.

ПРОСВЕЩАЙ, ИГРАЯ

2.1.

История театра

2.2.

Что
такое
агитация
и
просвещение?
Методы агитации, возможные
проблемы
РИТМОПЛАСТИКА
Упражнения на основные
группы мышц
Упражнения на
развитие
двигательной способности и
пластической
выразительности
Упражнения на
импровизацию

2.3.
3.
3.1.
3.2.

3.3.

Количество часов

Формы
аттестации/контроля
практика

всего

теория

6

2

4

1

1

0

5

1

4

10

3

7

6

1

5

2

1

1

2

1

1

12

3

9

4

1

3

4

1

3

4

1

3

6

педагогические
наблюдения,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы, веревочный
курс, ролевые игры
лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
Развитие
мышечнодвигательного восприятия и
мышечной памяти
Развитие умения работать с
партнером

6

5.2.

КРАСОТА СЛОВА
Развитие дыхания и свободы
речевого аппарата
Развитие дикции и интонации

5.3.

Речь и движение

5.4.

Логика словесного действия

6.
6.1.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Специальные
театрализованные игры
Действия с воображаемыми
предметами
Пластика поведения людей и
животных
Театр-экспромт

4
4.1.

4.2.

5.
5.1.

6.2.
6.3.
6.4.

7.1.

Особенности
концертной
деятельности
КОНЦЕРТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сценарий

7.2.

Декорации

7.3.

Написание сценариев

7.4.

Выбор ролей

7.5.

Концертная деятельность

6.5.
7.

ИТОГО

0

6

3

0

3

3

0

3

9

3

6

3

1

2

1

0

1

3

1

2

2

1

1

28

8

20

6

1

5

2

0

2

12

2

10

3

1

2

5

4

1

73

3

70

7

0

7

8

0

8

9

3

6

4

0

4

45

0

45

144

22

122

лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры
лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

2.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. МЫ В ПРИРОДЕ
1.1. Введение.
План на год, обмен впечатлениями.
7

1.2. «Я в природе, природа во мне».
Развитие у воспитанников эксцентричной концепции экологического образования,
воспитание любви к окружающей среде, умения «видеть прекрасное»
Практика: поход в парк, эко-КВН «Кто хозяин?», подвижные игры «Море волнуется»,
«Охотники и утки», этюды «Осенний парк», «Живой листик», «Бездомный котенок».
2. ПРОСВЕЩАЙ, ИГРАЯ
2.1. История театра.
История возникновения театров различных народов, особенности каждого.
2.2. Что такое агитация и просвещение?
«Что такое агитация?», «Что такое просвещение?»
Практика: упражнение «Купите вжиживлялку», «Агрессивный контакт», этюд «Бросайте
курить», «Я-здоровье берегу!».
2.3. Методы агитации, возможные проблемы.
Методы пропаганды: «Анонимный авторитет», «Будничный рассказ», «Держи вора!»,
«Забалтывание», «Эмоциональный резонанс», «Констатация факта», «Эффект бумеранга»,
«Комментарии». Возникающие проблемы и пути их решения.
Практика: участие в акции «Зеленый трамвай».
3. РИТМОПЛАСТИКА
3.1. Упражнения на основные группы мышц.
Развитие ловкости, гибкости, выносливости, ритмичности, быстроты реакции, координации
движений, способности к пластической импровизации.
Практика: упражнения «Дерево», «Буратино и Пьеро», «Пляж», «Баба Яга», «Пальма»; Игры:
«Муравьи», «Кактус и ива», «Угадай, что я делаю?»
3.2. Упражнения на развитие двигательной способности и пластической выразительности.
Упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность.
Упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность,
направленные на формирование ловкости, подвижности, гибкости, выносливости, чувства
ритма, быстроту реакции, координацию движений.
Создание образов предметов и живых существ через пластические возможности своего тела с
помощью жеста и мимики.
Практика: этюды: «Тюльпан», «Змеи», «Считалка», «Теневой театр».
Упражнения: «Творческий полукруг»: «Перепады», «Хлопки», «Японская заводная машина»,
«Калькулятор», «Пишущая машина» и т. д.
Считалки («Раз, два — острова», «Апельсин») и игры («Маланья», «Сантики-фантики»,
«Черная стрелка», «Козел» и т. д.).
3.3. Упражнения на импровизацию.
Развитие воображения, способности к пластической импровизации. Коллективные и парные
этюды, формирующие умение действовать с партнерами.
Практика: упражнения «Осень», «Осенние листья», «Птицы летят», «Ветер», «Зима»,
«Снежинки», «Огонь», «Дед Мороз», «Прогулка», «Сказка», «Умирающий лебедь»,
«Буратино и Пьеро», «Новогодние игрушки», «В стране гномов».
4. ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
4.1. Развитие мышечно-двигательного восприятия и мышечной памяти.
Тренинг мышечно-двигательного восприятия и мышечной памяти. Импровизационные игры,
упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность, на
развитие воображения, фантазии, по выработке естественного поведения в предлагаемых
обстоятельствах. Упражнения по работе над координацией движения.
Практика: упражнения: «Зернышко», «Деревянные куклы», «Рисунок пальцами»,
«Сурдоперевод», «Оживи предмет», «Орешки», «Закрытие — раскрытие», «Движение в
пространстве» и т. д.
8

4.2. Развитие умения работать с партнером.
Важность умения работать в коллективе, с партнером.
Практика: Веревочный курс, Свечка «Динь-динь». Упражнения: «Я-твой друг», «Сотворения
мира».
5. КРАСОТА СЛОВА
5.1. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Снятие голосовых зажимов. Ознакомление с типами дыхания (ключичное, грудное, реберное,
диафрагмальное, смешанно-диафрагмальное). Развитие носового дыхания. Упражнения и
игры на развитие речевого аппарата и образной речи. дыхательная гимнастика.
Практика: дыхательная гимнастик йогов («Очистительное дыхание», «для развития голоса»,
«Упражнение на ходу», «ритмическое дыхание» и проч.), упражнения «затуши свечу криком»,
«ладошки»
5.2. Развитие дикции и интонации.
Дикция. Интонация. Артикуляция. Избавление от мышечных зажимов, монотонности,
«слов-паразитов» при публичном выступлении.
Практика: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «веселый пятачок», «удивленный бегемот»,
«зевающая пантера», «змея — лопата», «веселые лошадки», «обезьянки».
5.3. Речь и движение.
Творческие игры со словами на развитие воображения и фантазии, пополнение словарного
запаса.
Упражнения, формирующие умение вести диалог с партнером, составлять предложения и
небольшие сюжетные рассказы.
5.4. Логика словесного действия.
Логика речи. Речевой такт. Пауза (логическая и психологическая). Логическое ударение. Знаки препинания. - Инверсия.
Практика: «Чтение с листа», «Говори правильно», «Окончание слов».
6. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
6.1. Специальные театрализованные игры.
Развитие воображения и фантазии, способности понимания внутреннего состояния по
внешним признакам, ассоциативного мышления. Средство формирования — действие в
условиях вымысла. Игры, упражнения и этюды на подлинность и целесообразность действий
в предлагаемых обстоятельствах
Практика: «Одно и то же по-разному», «Игры-превращения», «Подарок», «Оживи предмет»,
«Цветение и увядание», «Аквариум», «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем».
6.2. Действия с воображаемыми предметами.
Упражнения и эпизоды на активизацию воображения, используя знакомые сюжеты (сказки,
стихи).
Игры на действие с воображаемыми предметами, на развитие чувства правды и веры в
вымысел.
Практика: упражнения «Превращение палочки», «Цепочка», «Работа с воображаемыми
предметами», «Король», «Маланья», «Что мы делали – не скажем, но зато мы вам покажем».
6.3. Пластика поведения людей и животных.
Изучение и закрепление знаний поведения и повадок различных животных и людей,
логическое объяснение причин.
Практика: игры и упражнения: «Привычки и повадки животных», «Животные во дворе»,
«Картина», «Войди в образ», «Профессионалы». Наблюдение за поведением животных в
зооуголке.
6.4. Театр-экспромт.
Разыгрывание литературных и драматургических произведений.
Практика: 3 поросенка, гадкий утенок, колобок.
6.5. Особенности концертной деятельности.
9

Самореализация посредством театральной деятельности. Возникающие проблемы и пути их
решения. Устройство концертного зала и сцены.
Практика: упражнение «А что, если вдруг…».
7. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7.1. Сценарий.
Виды сценариев. Элементы сценария: описательная часть (ремарка или сценарная проза,
диалог, закадровый голос, титры… Как работать со сценарием.
7.2. Декорации.
Что такое декорации? Основные части декорации: завеса, кулисы, падуги, арлекин и задник.
Устройство декораций.
7.2. Написание сценариев.
Содержание сцен. Правило основного конфликта.
Практика: разработка сценариев мероприятий для выступления АгитКлуба.
7.3. Выбор ролей.
Распределение ролей в соответствии с психотипом. Стереотипы и образы. Типы и свойства
темпераментов. Влияние темперамента.
Практика: Упражнения «На кого похоже?». Определение своего темперамента.
7.4. Концертная деятельность.
2.4. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 144 часа
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.

Наименование раздела, темы
МЫ В ПРИРОДЕ
Введение
Повторение
"Я в природе, природа во
мне"

Количество часов
всего
теория практика
8
5
3
1
1
0
1
1
0
6
3
3

2.
ПРОСВЕЩАЙ, ИГРАЯ
2.1. История театра
2.2. Агитация и просвещение

8
2
6

3
2
1

5
0
5

3.
РИТМОПЛАСТИКА
3.1. Упражнения на основные
группы мышц, развитие
двигательных способностей
3.2. Упражнения на развитие
пластики и танцевальных
способностей
3.3. Упражнения на
импровизацию
4.
ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
4.1. Развитие концентрации и
распределения внимания
4.2. Развитие сенсорного
восприятия и памяти

13
5

1
1

12
4

4

0

4

4

0

4

9
3

0
0

9
3

3

0

3

10

Формы
аттестации/контроля
лекция, игровой
тренинг, концертные
выступления, беседы,
веревочный курс,
ролевые игры
лекция, игровой
тренинг, концертные
выступления, беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг, концертные
выступления, беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг, концертные
выступления, беседы,

4.3. Развитие умения работать с
партнером
5.
КРАСОТА СЛОВА
5.1. Развитие дыхания и свободы
речевого аппарата
5.2. Развитие дикции и интонации
5.3. Речь и движение
5.4. Логика словесного действия
6.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
6.1. Специальные
театрализованные игры
6.2. Действия с воображаемыми
предметами
6.3. Пластика поведения людей и
животных
6.4. Театр-экспромт
6.5. Особенности концертной
деятельности
7.
КОНЦЕРТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7.1. Сценарий
7.2. Декорации
7.3. Написание сценариев
7.4 Выбор ролей
7.5. Концертная деятельность
ИТОГО

3

0

3

18
4

5
0

13
4

3
5
6
24
4

0
2
3
5
1

3
3
3
19
3

4

1

3

7

1

6

7
2

1
1

6
1

64

3

61

5
5
9
3
42
144

1
0
1
1
0
22

4
5
8
2
42
122

веревочный курс,
ролевые игры
лекция, игровой
тренинг, концертные
выступления, беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг, концертные
выступления, беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг, концертные
выступления, беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

2.5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. МЫ В ПРИРОДЕ
1.1. Введение.
План на год, обмен впечатлениями.
1.2. Повторение.
Краткое повторение теории, изученной в прошлом году.
1.3. «Я в природе, природа во мне».
Продолжать развивать у обучающихся эксцентричную концепцию экологического
образования, воспитание любви к окружающей среде, умения «видеть прекрасное».
Практика: поход в парк, эко-КВН «Времена года», подвижные игры «Море волнуется»,
«Охотники и утки», этюды «Приход весны», «Мир насекомых».
2. ПРОСВЕЩАЙ, ИГРАЯ
2.1. История театра.
Продолжение изучения истории возникновения различных видов и жанров театров,
особенности каждого.
2.2. Агитация и просвещение.
Продолжение изучения различных методов агитации («Анонимный авторитет», «Будничный
рассказ», «Держи вора!», «Забалтывание», «Эмоциональный резонанс», «Констатация факта»,
«Эффект бумеранга», «Комментарии»). Возникающие проблемы и пути их решения.
Практика: упражнение «Купите слона», «Агрессивный контакт». Участие в акции «Зелёный
трамвай».
11

3. РИТМОПЛАСТИКА
3.1. Упражнения на основные группы мышц, развитие двигательных способностей.
Продолжать работу над развитием ловкости, гибкости, подвижности, выносливости,
ритмичности, быстроты реакции, координации движений, двигательных способностей,
чувства ритма, быстроты реакции, координации движения.
Практика: упражнения «Дерево», «Баба Яга», «Пальма». Игры: «Дождь», «Сантики-фантики».
Этюды «Тюльпан», «Теневой театр».
3.2. Упражнения на развитие пластики и танцевальных способностей.
Упражнения, развивающие двигательные, а в частности танцевальные способности и
пластическую выразительность.
Создание образов предметов и живых существ через пластические возможности своего тела с
помощью жеста и мимики.
Практика: упражнения: «Перепады», «Пишущая машина», «Хлопки», «Японская заводная
машина», «Калькулятор» и т. д.
этюды: «Тюльпан», «Змеи», «Считалка», «Теневой театр».
Танцевальные игры: «У тети Моти», «Арам-зам-зам», «Бомба», «Ёжики», Если весело тебе»
3.3. Упражнения на импровизацию.
Развитие воображения, способности к пластической импровизации. Коллективные и парные
этюды, формирующие умение действовать с партнерами.
Практика: упражнения «Осенние листья», «Птицы летят», «Ветер», «Зима», «Снежинки»,
«Огонь», «Дед Мороз», «Прогулка», «Сказка», «Умирающий лебедь», «Буратино и Пьеро»,
«Новогодние игрушки», «В стране гномов». Игры: «Угадай, что я делаю?», «Крокодил», «Что
я делаю?».
4. ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
4.1. Развитие концентрации и распределения внимания.
Необходимость умения сконцентрироваться в нужный момент, распределять внимание на
приоритетные направления.
Практика: «Мимические этюды», «Замена слов», «Стеклянная стена», «Игра воздушным
шаром». Инсценировки песен «В траве сидел кузнечик», «Песенка о лете».
4.2. Развитие сенсорного восприятия и памяти.
Упражнения, развивающие все виды внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и
воображения, ассоциативного мышления.
Практика: «На ком оборвется», «Хлопки», «Видящие пальцы», «Фотографы», «Поза», «Оживи
предметы». Подвижные игры: «Что не так?», «Разведчики», «Сторож», «Кто и что».
Командные игры: «Испорченный телефон», «Кто за кем», усложненная игра «Снежный ком».
4.2. Развитие умения работать с партнером.
Важность умения работать в коллективе, взаимодействовать с партнером.
Практика: Ролевая игра «Ночь Триффидов», свечка «Моя любимая песня», «Черно-белый
стул». Упражнения: «Я-твой друг», «Сотворения мира», «Как один».
5. КРАСОТА СЛОВА
5.1. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Укрепление и активизация основных мышц, задействованных в процессе дыхания.
Упражнения и игры на развитие речевого аппарата и образной речи. Дыхательная гимнастика.
Практика: дыхательная гимнастик йогов: «Очистительное дыхание», «Упражнение на ходу»,
«Ритмическое дыхание» и прочее. Упражнения «Мячик и насос», «Диалог со стеной».
5.2. Развитие дикции и интонации.
Дикция. Интонация. Артикуляция – правильное звукоизвлечение всех гласных звуков.
Устранение дефектов произношения. Развитие речи в комплексе, акцент делается то на
движение, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучанию
Упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка.
12

Практика: «Воздушный шарик», «Задуй свечу голосом», «Мыльные пузыри», «Веселый
пятачок», «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Змея — лопата», «Веселые
лошадки».
5.3. Речь и движение.
Творческие игры со словами на развитие воображения и фантазии, пополнение словарного
запаса.
Упражнения, формирующие умение вести диалог с партнером, составлять предложения и
небольшие сюжетные рассказы.
Практика: «Это здорово!», «Жмурки», «Эволюция», «Где ты, друг?».
5.4. Логика словесного действия.
Логика речи. Речевой такт. Пауза (логическая и психологическая). Логическое ударение.
Знаки препинания. Инверсия.
Практика: «Чтение с листа», «Говори правильно», «Окончание слов».
6. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
6.1. Специальные театрализованные игры.
Развитие воображения и фантазии, способности понимания внутреннего состояния по
внешним признакам ассоциативного мышления.
Практика: «Крокодил», «Игры-превращения», «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам
покажем».
6.2. Действия с воображаемыми предметами.
Упражнения и эпизоды на активизацию воображения, используя знакомые сюжеты (сказки,
стихи).
Игры на действие с воображаемыми предметами, на развитие чувства правды и веры в
вымысел.
Практика: Упражнения: «Превращение палочки», «Цепочка». Этюды «Коробок спичек»,
«Нитка с иголкой», «Пуговица».
6.3. Пластика поведения людей и животных.
Игры на пластику поведения людей и животных.
Практика: игры и упражнения: «Привычки и повадки животных», «Животные во дворе»,
«Картина», «Войди в образ», «Профессионалы». Наблюдение за поведением животных в
живом уголке, парке.
6.4. Театр-экспромт.
Разыгрывание ролей животных в литературных и драматургических произведениях.
Практика: «Три поросенка», «Гадкий утёнок», «Колобок».
6.5. Особенности концертной деятельности.
Самореализация посредством театральной деятельности. Возникающие проблемы и пути их
решения. Устройство концертного зала и сцены.
Практика: упражнение «А что, если вдруг…», «Если б я был режиссером».
7. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7.1. Сценарий.
Виды сценариев. Элементы сценария: описательная часть (ремарка или сценарная проза,
диалог, закадровый голос, титры). Как работать со сценарием.
7.2. Декорации.
Что такое декорации? Устройство декораций и их основные части: завеса, кулисы, падуги,
арлекин и задник. Известные декораторы.
7.2. Написание сценариев.
Содержание сцен. Правило основного конфликта.
Практика: разработка сценариев мероприятий для выступления АгитКлуба.
7.3. Выбор ролей.
Распределение ролей в соответствии с психотипом. Стереотипы и образы. Типы и свойства
темпераментов. Влияние темперамента.
13

Практика: Упражнения «На кого похоже?», «А сейчас я…».
7.4. Концертная деятельность.
Выступления обучающихся на концертах праздниках и конкурсах различных видов и уровней.
2.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1.
Формирование у детей системы ценностей и верных эстетических оценок доступного их
пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений и конфликтов,
поступков, характеров, что способствовало бы их безболезненной интеграции в любой вид
социума.
2.
Формирование в процессе творческой деятельности навыки коллективной работы и
творческой дисциплины, межличностных отношений, умения правильно оценивать
критические замечания, преодоления в себе чувства антипатии в случае неудачи.
3.
Повышение уровня психологической устойчивости подростков, воспитание
эмоционально-волевых качеств личности, формирование навыков общения, необходимых для
дальнейшего самоопределения, самопредъявления и самореализации.
Метапредметные:
1.
Коммуникативные: способствовать формированию сотрудничества между
обучающимися (обучение бесконфликтного и эффективного взаимодействия при решении
коллективных задач).
2.
Познавательные: развивать творческие возможности обучающихся, воспитание у них
внимания, наблюдательности, волевых качеств, воображения и фантазии, творческой
инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел.
3.
Регулятивные: развивать осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,
в соответствии с личным планом обучающегося; владение навыками самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе деятельности.
Предметные:
1.
Формирование системы знаний о театре как ярком, зрелищном искусстве, истории театра
всех времён и народов, которая позволяет осознать национальную специфику мира, постичь
нравственные законы бытия, раскрыть значение театра в духовном обогащении человека.
2.
Формирование первоначальных профессиональных навыков по актёрской, волонтёрской
деятельности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения
Дата начала обучения
Дата окончания обучения
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов
Продолжительность каникул
Комплектование групп
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Режим занятий

1
15 сентября 2024
31 мая 2025
36
72
144
с 01 января
по 08 января 2025
с 20 августа
по 10 сентября 2025
с 12 мая по 31 мая 2025
2 раза в неделю
по 2 часа
14

2
15 сентября 2024
31 мая 2025
36
72
144
с 01 января
по 08 января 2025
с 20 августа
по 10 сентября 2025
с 12 мая по 31 мая 2025
2 раза в неделю
по 2 часа

3.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия детского творческого объединения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «АгитКлуб «Рифей» могут проходить на базе любого детского
учреждения, соответствующего санитарным нормам, а также оснащённым для работы
необходимым оборудованием:
•
техническими средствами обучения (проигрыватель СВ и DVD, телевизор и
видеомагнитофон, персональный компьютер, проектор, желательно наличие интерактивной
доски);
•
методическим обеспечением (соответствующая литература, познавательные фильмы
по темам, музыкальное сопровождение и прочее);
•
определённым набором театральных атрибутов (грим, маски, элементы костюмов и
другое).
•
•

Для работы необходимо:
просторное, хорошо проветриваемое помещение;
игрушки, предметы для занятий пластикой, импровизацией.

Руководителю необходимо иметь хорошую библиотеку музыкального материала,
театральных сборников, тематических сборников и другое.
Руководитель должен обладать определённым набором специальных навыков (в
дополнение к общепрофессиональным навыкам учителя, педагога дополнительного
образования, воспитателя):
•
владеть не только узкопредметными знаниями, умениями и навыками, но и развивать
свой общий интеллектуальный запас по различным областям науки и искусства;
•
владеть различными методиками обучения и воспитания детей;
•
быть самому не только «педагогом», но и участником творческих процессов: уметь
сочинить стихи, сшить деталь костюма, прочитать выразительно стихи, сочинить музыку и
другое.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для успешной реализации программы необходимы:
•
Методическая литература по социальному проектированию.
•
Методическая литература по игровым технологиям.
•
Банк игр для всех возрастов.
•
Определенный набор театральных атрибутов.
•
Презентационный материал для лекций.
•
Конституция РФ (в действующей редакции).
•
Конвенция о правах детей.
•
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
15

•
Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 № 536 (О создании
Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
«Российское движение школьников».
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, конкурсы, мероприятия,
выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в конференциях,
• проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся,
• педагогическое наблюдение
Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных умений
и навыков учащихся»
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности, Контрольные
параметры указаны в таблице (Приложение 1).
По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных
мероприятиях.

16

Метапредметные

Личностные результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Формирование у детей системы ценностей и
верных эстетических оценок доступного их
пониманию круга жизненных явлений,
человеческих взаимоотношений и конфликтов,
поступков, характеров, что способствовало бы
их безболезненной интеграции в любой вид
социума.
Формирование
в
процессе
творческой
деятельности навыки коллективной работы и
творческой дисциплины, межличностных
отношений, умения правильно оценивать
критические замечания, преодоления в себе
чувства антипатии в случае неудачи.
Повышение
уровня
психологической
устойчивости
подростков,
воспитание
эмоционально-волевых качеств личности,
формирование навыков общения, необходимых
для
дальнейшего
самоопределения,
самопредъявления и самореализации.
Способствовать
формированию
сотрудничества
между
обучающимися
(обучение бесконфликтного и эффективного
взаимодействия при решении коллективных
задач).
Развивать
творческие
возможности
обучающихся, воспитание у них внимания,
наблюдательности,
волевых
качеств,
воображения
и
фантазии,
творческой

проявление
толерантности и эмпатии

Виды
Диагностический инструментарий
контроля/промежут
(формы методы, диагностика)
очной аттестации
вводный, текущий, педагогические наблюдения,
итоговый
беседы, трудовые поручения

умение оценивать
поступки свои и других,
умение сотрудничать

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения

развитие этических
чувств, толерантности,
уважать других

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

развитие этических
чувств, толерантности,
уважать других,
самостоятельность

вводный, текущий,
итоговый

ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий
педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

17

Предметные результаты

инициативы, эмоциональной отзывчивости на
художественный вымысел.
Развивать осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, в соответствии с
личным планом обучающегося; владение
навыками самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе деятельности.
Формирование системы знаний о театре как
ярком, зрелищном искусстве, истории театра
всех времён и народов, которая позволяет
осознать национальную специфику мира,
постичь нравственные законы бытия, раскрыть
значение театра в духовном обогащении
человека.
Формирование
первоначальных
профессиональных навыков по актёрской,
волонтёрской деятельности.

умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные
знания, сравнивать,
делать выводы на основе
наблюдений
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к другим людям
уровни освоения знаний
по программе,
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях

18

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая игра, беседы, тесты,
трудовые поручения, практические
занятия, мастер-класс, наблюдения
и общение с животными живого
уголка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АгитКлуб «Рифей» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015г. № 996-р).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019 г № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
19

14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
15.
Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Веретенникова С.А. ознакомление дошкольников с природой. - М. - 1980. - С. 561.
2. Гладков Н.А. и др. Охрана природы. - М. - 1975. - С. 62.
3. Гусев В.Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 67.
4. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С.162.
5. Дмитриев Ю.Д. Человек и животные. - 1973. - С. 365.
6. Запартович Б.Б. и др. С любовью к природе. М. - 1976. - С. 232.
7. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение. - 1988.
- С. 96 10. Как знакомить дошкольников с природой. / Под редакцией Саморуковой П.Г. - М.
- 1978. - С. 223.
8. Лучич М.В. Детям о природе. - М. - 1978. - С.143.
9. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под редакцией
Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение. - 1991. - С. 240.
10. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного
образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
11. Мешкова Н.Н. Методическое руководство к картинам из жизни диких животных. М.: Просвещение. - 1990. - С. 35.
12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.:
Просвещение. - 1999. - С. 225.
13. Николаева С.Н. Юный эколог. - М. - 2005 - С. 128.
14. Николаева С.Н. Детям об окружающем мире / /Дошкольное воспитание. -2002. - №7.
- С. 57.
15. Постановление
об
утверждении
СанПиН
2.4.4.
3172-14
«санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей от 03.10. 2014 г.
16. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение. 1983. - С. 207.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1.
Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.
Алый парус, 2009 Серия:Дополнительное образование.
2. Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 156 с
3. Окрестности Свердловска. / Архипова Н.П. - Средн-Урал. Кн изд-во, 1972 г. – 207 с.
4. Будьте здоровы! / Оранский Е.И.- Свердл. : Средн-Урал. Кн изд-во, 1989 г. – 288 с.
4. Конспекты по биологии. / Заостровцева Н.А. – СПб: Питер Паблишинг, 1998г – 384.
5.
Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А.
Богачкина; худож. П.В. Зарослов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 224 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
http://schoolcollection.edu.ru

цифровых

образовательных
20

ресурсов

(ЦОР),

3.
Естественно-научные
эксперименты
–
Физика:
Коллекция
Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».