АгитКлуб Рифей 144 часа

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АгитКлуб
«Рифей» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен
ниже).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АгитКлуб
«Рифей» социально-гуманитарной направленности.
Актуальность.
Программа «АгитКлуб «Рифей» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
(далее – Закон об образовании);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015
№996-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. No28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства
образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242;
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д4;
• Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
• Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
2

решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально полного
раскрытия его естественно-научного потенциала.
3.
Необходимость разработки данной программы заключается в:
•
организации экологического воспитания обучающихся вне школьного времени;
•
получении практических знаний, умений и навыков, не входящих в школьную
программу обучения;
•
приобретении необходимого минимума знаний о содержании животных в неволе;
•
возможности непосредственного общения с животными.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что создание экологического
агитационного клуба является актуальным и востребованным как обществом, так и самими
детьми. Существует ряд проблем, одна из которых – отсутствие у детей активной жизненной
позиции по отношению ко многим социально-значимым сферам жизнедеятельности, в том
числе и в экологическом аспекте. Некоторые подростки попросту боятся высказывать свое
мнение, а большая часть и не имеют его. Сегодня в их кругу высаживать цветы и
облагораживать территорию, строить скворечники, а также заниматься другими проблемами
окружающей среды не является престижным. Наоборот, издевательство над бездомной
кошкой или собакой является предметом гордости. Следовательно, необходимо мотивировать
детей на активное участие в решениях экологических проблем и пропаганду высокой
экологической культуры.
Современные дети заменили жизнь в реальности телевизором и виртуальным миром,
вследствие чего у них ощущается недостаток живого, межличностного общения. Из-за этого
дети всё чаще не могут выстраивать взаимоотношения как со сверстниками, так и с взрослыми,
сильно страдает культура письменной и устной речи. Пройдет немного времени – и они
попросту разучатся выстраивать взаимоотношения. Все эти факторы могут привести к
ужасным
социальным
последствиям.
Кроме
того,
необходимо
сохранять
психофизиологическое здоровье детей, давать им возможность для эмоциональной разрядки,
чего нет в их повседневной жизни.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 12 – 18 лет, интересующихся
проблемами экологии, Программа представляет широкие возможности для совместного
творчества руководителя и участников объединения.
Обогащение духовного мира ребёнка позволит ему научиться увеличивать в
окружающем нас мире количество добра, сможет снять с души что-то тревожное или злое,
сделает ещё один шажок к гармонии всего живого на Земле. Необычность данной программы
заключена в том, что поиском решений этих проблем дети занимаются на занятиях
театрального искусства.
В результате работы детского творческого объединения обучающиеся должны знать и
понимать то, о чём они в концертной деятельности расскажут и покажут. Рассказать и показать
надо ярко и образно, чтобы выступление вызвало потребность зрителей (и самих
выступающих) в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира,
вызвало готовность оказать действенную помощь нуждающимся в ней, вызвало желание
сделать посильный вклад в улучшение состояния окружающей среды. Воспитанники должны
научиться работать с товарищами коллективно, развить коммуникативные качества, а также
другие основные психофизиологические качества. Осознать свое место в природной среде.
Состав группы является постоянным 10-15 человек, сформированным к началу занятий
по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа не
имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении. Образовательный
процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого педагогом
самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой и регламентируется расписанием занятий.
3

Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АгитКлуб
«Рифей» рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев обучения, длительностью 144 часа, из
которых 22 часа отводятся на теоретические занятия, 122 часа на практические занятия.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
•
на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
биологии и экологии птиц и животных;
•
на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по применению
приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: лекция, игровой тренинг, концертные выступления, беседы, веревочный курс,
ролевые игры, походы и другое.
Формы подведения итогов: экскурсия, анализ работ, творческий отчёт, педагогические
наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра, практическое занятие.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «АгитКлуб «Рифей», воспитание
чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
Задачи:
- прививать культуру общечеловеческих ценностей;
- развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
- воспитывать толерантность и эмпатию;
- воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и городских
мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках, мастер-классах,
беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научно-исследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
4

• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя +
обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков и
способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
- обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
- формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
- способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
Цели и задачи.
Цель: формирование активной гражданской позиции у обучающихся среднего школьного
возраста для становления гуманного отношения к окружающей среде средствами театральной
педагогики экологической направленности.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
Обучающие:
•
создать творческий коллектив на основе детского творческого объединения;
•
научить практическим умениям и навыкам работы в театральной среде;
•
совершенствовать умения находить источники информации (поиск необходимой
информации, обработка результатов и их презентация);
Развивающие:
•
развивать творческие и психофизические способности ребенка;
•
стимулировать развитие любознательности и творческих способностей;
•
способствовать созданию условий для социальной адаптации каждого ребенка;
Воспитательные:
•
формирование активной гражданской позиции обучающихся;
•
обеспечение детям комфортной эмоциональной среды - ситуации успеха и
развивающего обучения;
•
формирование потребности в саморазвитии и самообразовании;
•
воспитание личной ответственности за окружающую природу.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Количество часов

Наименование раздела, темы

всего

теория

Формы
практика аттестации/контроля

1.

МЫ В ПРИРОДЕ

6

2

4

1.1.

Введение

1

1

0

1.2.

"Я в природе, природа во мне"

5

1

4

5

педагогические
наблюдения,
ролевые игры

2.

ПРОСВЕЩЯЙ ИГРАЯ

10

3

7

2.1.

История театра

6

1

5

2.2.

Что
такое
агитация
и
просвещение?
Методы агитации, возможные
проблемы
РИТМОПЛАСТИКА
Упражнения на основные
группы мышц
Упражнения на
развитие
двигательной способности и
пластической
выразительности
Упражнения на
импровизацию
ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
Развитие
мышечнодвигательного восприятия и
мышечной памяти
Развитие умения работать с
партнером

2

1

1

2

1

1

12
4

3
1

9
3

4

1

3

4

1

3

6
3

0
0

6
3

3

0

3

9
3

3
1

6
2

5.2.

КРАСОТА СЛОВА
Развитие дыхания и свободы
речевого аппарата
Развитие дикции и интонации

1

0

1

5.3.

Речь и движение

3

1

2

5.4.

Логика словесного действия

2

1

1

6.
6.1.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Специальные
театрализованные игры
Действия с воображаемыми
предметами
Пластика поведения людей и
животных
Театр-экспромт

28
6

8
1

20
5

2

0

2

12

2

10

3

1

2

Особенности
концертной
деятельности
КОНЦЕРТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сценарий

5

4

1

73

3

70

7

0

7

2.3.
3.
3.1.
3.2.

3.3.
4
4.1.

4.2.

5.
5.1.

6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
7.
7.1.

6

лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы, веревочный
курс, ролевые игры
лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры
лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг,
концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

лекция, игровой
тренинг,

7.2.

Декорации

8

0

8

7.3.

Написание сценариев

9

3

6

7.4.

Выбор ролей

4

0

4

7.5.

Концертная деятельность

45

0

45

ИТОГО

144

22

122

концертные
выступления,
беседы,
веревочный курс,
ролевые игры

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. МЫ В ПРИРОДЕ
1.1. Введение.
План на год, обмен впечатлениями.
1.2. «Я в природе, природа во мне».
Развитие у воспитанников экоцентрической концепции экологического образования,
воспитание любви к окружающей среде, умения «видеть прекрасное»
Практическое: поход в парк, эко-КВН «Кто хозяин?», подвижные игры «Море волнуется»,
«Охотники и утки», этюды «Осенний парк», «Живой листик», «Бездомный котенок».
2. ПРОСВЕЩАЙ ИГРАЯ
2.1. История театра.
История возникновения театров различных народов, особенности каждого.
2.2. Что такое агитация и просвещение?
«Что такое агитация?», «Что такое просвещение?»
Практическое: упражнение «Купите вжиживлялку», «Агрессивный контакт», этюд «Бросайте
курить», «Я-здоровье берегу!».
2.3. Методы агитации, возможные проблемы.
Методы пропаганды: «Анонимный авторитет», «Будничный рассказ», «Держи вора!»,
«Забалтывание», «Эмоциональный резонанс», «Констатация факта», «Эффект бумеранга»,
«Комментарии». Возникающие проблемы и пути их решения.
Практическое: участие в акции «Зеленый трамвай».
3. РИТМОПЛАСТИКА
3.1. Упражнения на основные группы мышц.
Развитие ловкости, гибкости, выносливости, ритмичности, быстроты реакции, координации
движений, способности к пластической импровизации.
Практическое: упражнения «Дерево», «Буратино и Пьеро», «Пляж», «Баба Яга», «Пальма»;
Игры: «Муравьи», «Кактус и ива», «Угадай, что я делаю?»
3.2. Упражнения на развитие двигательной способности и пластической выразительности.
Упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность.
Упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность,
направленные на формирование ловкости, подвижности, гибкости, выносливости, чувства
ритма, быстроту реакции, координацию движений.
Создание образов предметов и живых существ через пластические возможности своего тела с
помощью жеста и мимики.
Практическое: этюды: «Тюльпан», «Змеи», «Считалка», «Теневой театр».
Упражнения: «Творческий полукруг»: «Перепады», «Хлопки», «Японская заводная машина»,
«Калькулятор», «Пишущая машина» и т. д.
Считалки («Раз, два — острова», «Апельсин») и игры («Маланья», «Сантики-фантики»,
«Черная стрелка», «Козел» и т. д.).
7

3.3. Упражнения на импровизацию.
Развитие воображения, способности к пластической импровизации. Коллективные и парные
этюды, формирующие умение действовать с партнерами.
Практическое: упражнения «Осень», «Осенние листья», «Птицы летят», «Ветер», «Зима»,
«Снежинки», «Огонь», «Дед Мороз», «Прогулка», «Сказка», «Умирающий лебедь»,
«Буратино и Пьеро», «Новогодние игрушки», «В стране гномов».
4. ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
4.1. Развитие мышечно-двигательного восприятия и мышечной памяти.
Тренинг мышечно-двигательного восприятия и мышечной памяти. Импровизационные игры,
упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность, на
развитие воображения, фантазии, по выработке естественного поведения в предлагаемых
обстоятельствах. Упражнения по работе над координацией движения.
Практическое: упражнения: «Зернышко», «Деревянные куклы», «Рисунок пальцами»,
«Сурдоперевод», «Оживи предмет», «Орешки», «Закрытие — раскрытие», «Движение в
пространстве» и т. д.
4.2. Развитие умения работать с партнером.
Важность умения работать в коллективе, с партнером.
Практическое: Веревочный курс, Свечка «Динь-динь». Упражнения: «Я-твой друг»,
«Сотворения мира».
5. КРАСОТА СЛОВА
5.1. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Снятие голосовых зажимов. Ознакомление с типами дыхания (ключичное, грудное, реберное,
диафрагмальное, смешанно-диафрагмальное). Развитие носового дыхания. Упражнения и
игры на развитие речевого аппарата и образной речи. дыхательная гимнастика.
Практическое: дыхательная гимнастик йогов («Очистительное дыхание», «для развития
голоса», «Упражнение на ходу», «ритмическое дыхание» и проч.), упражнения «затуши свечу
криком», «ладошки»
5.2. Развитие дикции и интонации.
Дикция. Интонация. Артикуляция. Избавление от мышечных зажимов,монотонности, «словпаразитов» при публичном выступлении.
Практическое: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «веселый пятачок», «удивленный
бегемот», «зевающая пантера», «змея — лопата», «веселые лошадки», «обезьянки».
5.3. Речь и движение.
Творческие игры со словами на развитие воображения ифантазии, пополнение словарного
запаса.
Упражнения, формирующие умение вести диалог с партнером, составлять предложения и
небольшие сюжетные рассказы.
5.4. Логика словесного действия.
Логика речи. Речевой такт. Пауза (логическая и психологическая). Логическое ударение. Знаки препинания. - Инверсия.
Практическое: «Чтение с листа», «Говори правильно», «Окончание слов».
6. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
6.1. Специальные театрализованные игры.
Развитие воображения и фантазии, способности понимания внутреннего состояния по
внешним признакам, ассоциативного мышления. Средство формирования — действие в
условиях вымысла. Игры, упражнения и этюды на подлинность и целесообразность действий
в предлагаемы обстоятельствах
Практическое: «Одно и то же по-разному», «Игры-превращения», «Подарок», «Оживи
предмет», «Цветение и увядание», «Аквариум», «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам
покажем».
8

6.2. Действия с воображаемыми предметами.
Упражнения и эпизоды на активизацию воображения, используя знакомые сюжеты (сказки,
стихи).
Игры на действие с воображаемыми предметами, на развитие чувства правды и веры в
вымысел.
Практическое: упражнения «Превращение палочки», «Цепочка», «Работа с воображаемыми
предметами», «Король», «Маланья», «Что мы делали – не скажем, но зато мы вам покажем».
6.3. Пластика поведения людей и животных.
Изучение и закрепление знаний поведения и повадок различных животных и людей,
логическое объяснение причин.
Практическое: игры и упражнения: «Привычки и повадки животных», «Животные во дворе»,
«Картина», «Войди в образ», «Профессионалы». Наблюдение за поведением животных в
зооуголке.
6.4. Театр-экспромт.
Разыгрывание литературных и драматургических произведений.
Практическое: 3 поросенка, гадкий утенок, колобок.
6.5. Особенности концертной деятельности.
Самореализация посредством театральной деятельности. Возникающие проблемы и пути их
решения. Устройство концертного зала и сцены.
Практическое: упражнение «А что, если вдруг…».
7. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7.1. Сценарий.
Виды сценариев. Элементы сценария: описательная часть (ремарка или сценарная проза,
диалог, закадровый голос, титры… Как работать со сценарием.
7.2. Декорации.
Что такое декорации? Основные части декорации: завеса и кулисы, поддуги, практикабли.
Устройство декораций.
7.2. Написание сценариев.
Содержание сцен. Правило основного конфликта.
Практическое: разработка сценариев мероприятий для выступления Агитклуба.
7.3. Выбор ролей.
Распределение ролей в соответствии с психотипом. Стереотипы и образы. Типы и свойства
темпераментов. Влияние темперамента.
Практическое: Упражнения «На кого похоже?». Определение своего темперамента.
7.4. Концертная деятельность.
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1.
Формирование у детей системы ценностей и верных эстетических оценок доступного их
пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений и конфликтов,
поступков, характеров, что способствовало бы их безболезненной интеграции в любой вид
социума.
2.
Формирование в процессе творческой деятельности навыки коллективной работы и
творческой дисциплины, межличностных отношений, умения правильно оценивать
критические замечания, преодоления в себе чувства антипатии в случае неудачи.
3.
Повышение уровня психологической устойчивости подростков, воспитание
эмоционально-волевых качеств личности, формирование навыков общения, необходимых для
дальнейшего самоопределения, самопредъявления и самореализации.

9

Метапредметные:
1.
Коммуникативные: способствовать формированию сотрудничества между
обучающимися (обучение бесконфликтного и эффективного взаимодействия при решении
коллективных задач).
2.
Познавательные: развивать творческие возможности обучающихся, воспитание у них
внимания, наблюдательности, волевых качеств, воображения и фантазии, творческой
инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел.
3.
Регулятивные: развивать осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,
в соответствии с личным планом обучающегося; владение навыками самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе деятельности.
Предметные:
1.
Формирование системы знаний о театре как ярком, зрелищном искусстве, истории театра
всех времён и народов, которая позволяет осознать национальную специфику мира, постичь
нравственные законы бытия, раскрыть значение театра в духовном обогащении человека.
2.
Формирование первоначальных профессиональных навыков по актёрской, волонтёрской
деятельности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
9 месяцев

Дата
начала
обучения
15 сентября

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая

36

72

144

Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа
в неделю

Каникулы: 31 декабря – 8 января
3.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия детского творческого объединения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «АгитКлуб «Рифей» могут проходить на базе любого детского
учреждения, соответствующего санитарным нормам, а также оснащённым для работы
необходимым оборудованием:
•
техническими средствами обучения (проигрыватель СВ и DVD, телевизор и
видеомагнитофон, персональный компьютер, проектор, желательно наличие интерактивной
доски);
•
методическим обеспечением (соответствующая литература, познавательные фильмы
по темам, музыкальное сопровождение и прочее);
•
определённым набором театральных атрибутов (грим, маски, элементы костюмов и
другое).
•
•

Для работы необходимо:
просторное, хорошо проветриваемое помещение;
игрушки, предметы для занятий пластикой, импровизацией.

Руководителю необходимо иметь хорошую библиотеку музыкального материала,
театральных сборников, тематических сборников и другое.
10

Руководитель должен обладать определённым набором специальных навыков (в
дополнение к общепрофессиональным навыкам учителя, педагога дополнительного
образования, воспитателя):
•
владеть не только узкопредметными знаниями, умениями и навыками, но и развивать
свой общий интеллектуальный запас по различным областям науки и искусства;
•
владеть различными методиками обучения и воспитания детей;
•
быть самому не только «педагогом», но и участником творческих процессов: уметь
сочинить стихи, сшить деталь костюма, прочитать выразительно стихи, сочинить музыку и
другое.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

Название раздела, темы

1.
1.1.
1.2.

МЫ В ПРИРОДЕ
Введение
"Я в природе, природа во
мне"

2.
2.1
2.2

ПРОСВЕЩЯЙ ИГРАЯ
История театра
Что такое агитация и
просвещение?
Методы агитации,
возможные проблемы

2.3

3.
3.1.
3.2.

РИТМОПЛАСТИКА
Упражнения на основные
группы мышц
Упражнения на развитие
двигательной способности и
пластической
выразительности

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал.
Технические
средства
обучения,
методическое
обеспечение,
определённый
набор
театральных
атрибутов
Технические
средства
обучения,
методическое
обеспечение,
определённый
набор
театральных
атрибутов
Технические
средства
обучения,
методическое
обеспечение,
определённый
набор

3.3.
11

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии.

Формы
учебного
занятия.

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

беседа
творческий
отчет
мастер-класс
круглый стол

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

беседа
творческий
отчет
мастер-класс
круглый стол

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

беседа
творческий
отчет
мастер-класс
круглый стол

4.
4.1.

4.2.

5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.

6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.

Упражнения на
импровизацию книги.
ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
Развитие мышечнодвигательного восприятия и
мышечной памяти
Развитие умения работать с
партнером

КРАСОТА СЛОВА
Развитие дыхания и
свободы речевого аппарата
Развитие дикции и
интонации
Речь и движение
Логика словесного действия
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Специальные
театрализованные игры
Действия с воображаемыми
предметами
Пластика поведения людей
и животных
Театр-экспромт
Особенности концертной
деятельности
КОНЦЕРТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сценарий
Декорации
Написание сценариев
Выбор ролей
Концертная деятельность

театральных
атрибутов
Технические
средства
обучения,
методическое
обеспечение,
определённый
набор
театральных
атрибутов
Технические
средства
обучения,
методическое
обеспечение,
определённый
набор
театральных
атрибутов
Технические
средства
обучения,
методическое
обеспечение,
определённый
набор
театральных
атрибутов
Технические
средства
обучения,
методическое
обеспечение,
определённый
набор
театральных
атрибутов

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

беседа
творческий
отчет
мастер-класс
круглый стол

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

беседа
творческий
отчет
мастер-класс
круглый стол

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

беседа
творческий
отчет
мастер-класс
круглый стол

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

беседа
творческий
отчет
мастер-класс
круглый стол

3.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
12

Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, конкурсы, мероприятия,
выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в конференциях,
• проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся,
• педагогическое наблюдение
Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных умений
и навыков учащихся»
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности, Контрольные
параметры указаны в таблице (Приложение 1).
По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных
мероприятиях.

13

Метапредметные

Личностные результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Формирование у детей системы ценностей и
верных эстетических оценок доступного их
пониманию круга жизненных явлений,
человеческих взаимоотношений и конфликтов,
поступков, характеров, что способствовало бы
их безболезненной интеграции в любой вид
социума.
Формирование
в
процессе
творческой
деятельности навыки коллективной работы и
творческой дисциплины, межличностных
отношений, умения правильно оценивать
критические замечания, преодоления в себе
чувства антипатии в случае неудачи.
Повышение
уровня
психологической
устойчивости
подростков,
воспитание
эмоционально-волевых качеств личности,
формирование навыков общения, необходимых
для
дальнейшего
самоопределения,
самопредъявления и самореализации.
Способствовать
формированию
сотрудничества
между
обучающимися
(обучение бесконфликтного и эффективного
взаимодействия при решении коллективных
задач).
Развивать
творческие
возможности
обучающихся, воспитание у них внимания,
наблюдательности,
волевых
качеств,
воображения
и
фантазии,
творческой
инициативы, эмоциональной отзывчивости на
художественный вымысел.

проявление
толерантности и эмпатии

Виды
Диагностический инструментарий
контроля/промежут
(формы методы, диагностика)
очной аттестации
вводный, текущий, педагогические наблюдения,
итоговый
беседы, трудовые поручения

умение оценивать
поступки свои и других,
умение сотрудничать

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения

развитие этических
чувств, толерантности,
уважать других

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

развитие этических
чувств, толерантности,
уважать других,
самостоятельность

вводный, текущий,
итоговый

ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий
педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

14

Предметные результаты

Развивать осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, в соответствии с
личным планом обучающегося; владение
навыками самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе деятельности.
Формирование системы знаний о театре как
ярком, зрелищном искусстве, истории театра
всех времён и народов, которая позволяет
осознать национальную специфику мира,
постичь нравственные законы бытия, раскрыть
значение театра в духовном обогащении
человека.
Формирование
первоначальных
профессиональных навыков по актёрской,
волонтёрской деятельности.

умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные
знания, сравнивать,
делать выводы на основе
наблюдений
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к другим людям
уровни освоения знаний
по программе,
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях

15

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая игра, беседы, тесты,
трудовые поручения, практические
занятия, мастер-класс, наблюдения
и общение с животными живого
уголка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АгитКлуб «Рифей» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015г.№ 996-р).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70—Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
15.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
16

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Веретенникова С.А. ознакомление дошкольников с природой. - М. - 1980. - С. 561.
2. Гладков Н.А. и др. Охрана природы. - М. - 1975. - С. 62.
3. Гусев В.Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 67.
4. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С.162.
5. Дмитриев Ю.Д. Человек и животные. - 1973. - С. 365.
6. Запартович Б.Б. и др. С любовью к природе. М. - 1976. - С. 232.
7. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение. 1988. - С. 96 10. Как знакомить дошкольников с природой. / Под редакцией Саморуковой
П.Г. - М. - 1978. - С. 223.
8. Лучич М.В. Детям о природе. - М. - 1978. - С.143.
9. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под редакцией
Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение. - 1991. - С. 240.
10. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного
образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
11. Мешкова Н.Н. Методическое руководство к картинам из жизни диких животных. М.: Просвещение. - 1990. - С. 35.
12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.:
Просвещение. - 1999. - С. 225.
13. Николаева С.Н. Юный эколог. - М. - 2005 - С. 128.
14. Николаева С.Н. Детям об окружающем мире / /Дошкольное воспитание. -2002. - №7.
- С. 57.
15. Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей от 03.10. 2014 г.
16. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение. 1983. - С. 207.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1.
Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.
Алый парус, 2009 Серия:Дополнительное образование.
2. Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 156 с
3. Окрестности Свердловска. / Архипова Н.П. - Средн-Урал. Кн изд-во, 1972 г. – 207 с.
4. Будьте здоровы! / Оранский Е.И.- Свердл. : Средн-Урал. Кн изд-во, 1989 г. – 288 с.
4. Конспекты по биологии. / Заостровцева Н.А. – СПб: Питер Паблишинг, 1998г – 384.
5.
Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А.
Богачкина; худож. П.В. Зарослов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 224 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
17

6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».