Занимательная экология. Экологическое краеведение. 216 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательная экология. Экологическое краеведение.» разработана на основе
нормативных документов (список литературы приведен ниже). Программа разработана для
детей подготовительных групп дошкольного возраста и детей школьного возраста от 6 до
15 лет для получения дополнительных знаний и экологических особенностей родного края
(климат, животные, растения и т.п.) и умение узнавать основные виды флоры и фауны,
характерных для Свердловской области.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная
экологи. Экологическое краеведение.» естественно-научной направленности.
Актуальность.
Программа «Занимательная экология. Экологическое краеведение.» актуальна, так
как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273ФЗ (далее – Закон об образовании);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 No678-р);
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 No996-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. No28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09- 3242;
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д
от 26.02.2021;
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
2

«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
• Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
• Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально полного
раскрытия его естественно-научного потенциала.
3.
Необходимость разработки данной программы заключается в:
•
организации экологического воспитания обучающихся вне школьного времени;
•
получении практических знаний, умений и навыков, не входящих в школьную
программу обучения;
•
приобретении необходимого минимума знаний о содержании животных в неволе;
•
возможности непосредственного общения с животными.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что педагог помогает
развивать у обучающихся знания об экологии своей малой родины, через знакомство детей
с флорой и фауной, и формирует экологическое сознания через познание экологического
состояния природы той местности, где они живут. Связь человека с природой начинается с
раннего детства. Став взрослым, мы очень часто вспоминаем детские годы. Многое,
конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Природа
оставляет глубокий след в душе человека, своим многообразием воздействует на наши
чувства, вызывая удивление, восхищение и желание узнать тайны окружающего мира.
Обучающиеся учатся ориентироваться в ближайшем природном окружении,
оценивать различные экологические ситуации в родном городе и природном районе,
проводить простейшие экологические исследования; приобретают основы культуры
экономного природопользования, позволяющие наиболее эффективно использовать
природные условия и ресурсы при минимальном ущербе окружающей человека среде,
получают практические навыки по экологической безопасности в природе и быту,
углубляют знания в области биологии, растениеводства и животноводства, приобретают
навыки по уходу за живыми организмами.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей 6 - 15 лет, что соответствует младшему
дошкольному и школьному возрасту детей. В старшем дошкольном возрасте у детей
появляются элементы словесно-логического мышления (часть целого, причинность,
пространство, время, предмет - система предметов). Их все больше интересует природа:
живые и неживые существа и предметы, различные природные явления.
Младший
школьный возраст – возраст заметного формирования личности. В младшем школьном
возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение
моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная
направленность личности. В младшем школьном возрасте у ребенка еще доверчивая
обращенность к внешнему миру; мифологичность миросозерцания (переплетение
реального и вымышленного, на основе неограниченной фантазии и эмоционального
восприятия); свободное развитие чувств и воображения; построение моральных идеалов –
образцов; обусловленность оценкой взрослых нравственные понятия добра и зла.
Состав группы является постоянным 10-15 человек, сформированным к началу
занятий по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении.
3

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
педагогом самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная
экология. Экологическое краеведение.» рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев
обучения, длительностью 216 часов, из которых 86 часов отводятся на теоретические
занятия, 130 часов на практические занятия.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
• на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания в
области экологического краеведения, зоологии и ботаники родного края;
• на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по
применению приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс, игра, беседа,
тест, трудовые поручения, опрос, круглый стол.
Формы подведения итогов: мастер-класс, экскурсия, анализ работ, творческий отчёт,
педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра,
работа с определителями, практическое занятие, викторина, тест.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Занимательная экология.
Экологическое краеведение.»: формирование базовых знаний в области зоологии,
ботаники и экологии родного края.
Задачи:
- формировать экологическое мышление;
- формировать бережное отношение к видовому разнообразию флоры и фауны родного
края;
- развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
- воспитывать толерантность и эмпатию;
- воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
4

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и городских
мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках, мастерклассах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя +
обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков и
способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
- обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
- формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
- способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
Цели и задачи.
Цель: формирование эмоционально-целостного восприятия окружающего мира
обучающихся в процессе изучения фауны, взаимодействий животных с объектами живой и
неживой природы, человеком.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
Обучающие:
•
систематизировать знания и представления о многообразии животных, растений,
экологических сообществ, климата и разнообразия почв;
•
расширить области естественнонаучных знаний, получаемых детьми в школе;
•
научить практическим умениям и навыкам работы с животными, предусмотренным
программой;
•
совершенствовать умения находить источники информации (поиск необходимой
информации, обработка результатов и их презентация);
•
формировать навыки исследовательской деятельности (наблюдения, правила
оформления дневников наблюдений).
Развивающие:
•
развивать умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
интеллектуальных задач;
•
способствовать развитию самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
деятельности;
•
стимулировать развитие любознательности и творческих способностей.
5

Воспитательные:
•
формирование интереса обучающихся к животному миру, миру растений и экологии
Свердловской области;
•
формирование потребности в саморазвитии и самообразовании;
•
воспитание личной ответственности за окружающую природу.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
всего

теория

Формы
практика аттестации/контроля

1.

ВВЕДЕНИЕ

2

1

1

1.1.

Значение экологических
знаний в жизни людей
ПРИРОДА НАШЕЙ
МЕСТНОСТИ
Особенности природы города
Екатеринбурга, его богатство
и разнообразие, географическое положение, экологические проблемы
Антропологический фактор.

2

1

1

10

4

6

3

1

2

педагогические
наблюдения,
экскурсия,
поверочная работа

3

1

2

тесты,
практическая работа
педагогическое
наблюдение,
тесты, дискуссия

2.
2.1.

2.2.

«Вот мой город». Общие
принципы использования
биоиндикаторов.
НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ТРОПА
Наша экологическая тропа.
Определение маршрутов.

4

2

2

21

8

13

4

1

3

3.2.

Тесты, практическая работа.

2

1

1

3.3.

Виды деятельности на
экологической тропе.

7

2

5

3.4.

«Экологическое
нашего города».

состояние

8

4

4

4.

ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА
НАШЕЙ МЕСТНОСТИ
Методы оценки качества
окружающей среды

12

4

8

6

2

4

2.3.

3.
3.1.

4.1.

беседа
практическая работа

педагогические
наблюдения,
круглый стол
педагогические
наблюдения,
практикум
педагогические
наблюдения,
практикум
педагогические
наблюдения,
экологический
диспут

педагогические
наблюдения,
практикум,
беседа

6

4.2.

Определение
уровня
загрязнённости воздуха

5

1

4

4.3.

«Воздух, которым мы
дышим».

1

1

-

5.

ЛЕСНЫЕ БОГАТСТВА
ГОРОДА
Введение

12

5

7

3

1

2

Общая характеристики
лесных экосистем, их
структура и свойства
Роль лесничеств в сохранении
и преумножении лесных
богатств
Природоохранная
деятельность «Если не мы, то
кто?»

5

2

3

2

1

1

экскурсия в музей,
сообщение

2

1

1

оформление
листовок,
практическое
занятие

РАДИАЦИОННОЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Знакомство с методиками
исследования
Подготовка природного
материала для проведения
работы
Описание работы

9

3

6

2

1

1

4

1

3

2

1

1

1

-

1

73

30

43

7.1.

Влияние радиоактивного
загрязнения на здоровье
человека
КРАСНАЯ КНИГА
СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Млекопитающие

13

5

8

7.2.

Птицы

8

3

5

7.3.

Рептилии

4

2

2

5.1.
5.2.

5.3.

5.4.

6.

6.1.
6.2.

6.3.

6.4.

7.

исследовательская
деятельность,
практикум на
местности
семинар,
сообщение

беседа, дискуссия,
практическая работа
Беседа, экскурсия,
практическая работа

лекция, анализ
научной литературы
экскурсия, сбор
природного
материала
круглый стол,
педагогическое
наблюдение
Защита проектов

лекция, беседа,
экскурсия,
рефераты,
практическая работа
лекция, беседа,
экскурсия,
рефераты,
практическая работа
лекция, беседа,
экскурсия,
практическая работа

7

7.4.

Амфибии

4

2

2

7.5.

Рыбы

4

2

2

7.6.

Насекомые

16

6

10

7.7.

Растения

16

6

10

7.8.

Лишайники

4

2

2

7.9.

Грибы

4

2

2

8.

5

2

3

8.1.

АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ
РЕСУРСЫ ГОРОДА
Введение

1

1

-

беседа, дискуссия

8.2.

Понятие почвы, её свойства

3

1

2

8.3.

Характеристика почв
природно-хозяйственных зон

1

-

1

работа с картой
Свердловской
области
практикум
«Характеристика
качества почвы с
помощью растений
индикаторов»

9.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ГОРОДА
Введение

28

11

17

1

1

-

Общая характеристика
водных экосистем, биоценоз
водоёмов
Методики описания реки,
родника

2

1

1

3

1

2

Методы изучения биоценоза
водоемов

9

3

6

9.1.
9.2.

9.3.

9.4.

лекция, беседа,
экскурсия,
рефераты,
практическая работа
лекция, беседа,
экскурсия,
практическая работа
лекция, беседа,
экскурсия,
рефераты,
практическая работа
лекция, беседа,
экскурсия,
рефераты,
практическая работа
лекция, беседа,
экскурсия,
рефераты,
практическая работа
лекция, беседа,
экскурсия,
рефераты,
практическая работа

беседа, дискуссия,
сообщение
практическая работа
«Описание
родника»
исследовательская
работа,
педагогические
наблюдения
беседа, лекция,
педагогические
наблюдения

8

9.5.

Биоиндикация вод города

7

3

4

9.6.

Экология малых рек и их
обитатели. Пруды. Подземные
воды.

6

2

4

АНТРОПОГЕННОЕ
ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ
ГОРОДА
10.1. Введение

36

15

21

2

1

1

10.2. Региональные и локальные
проблемы химического,
физического и
биологического загрязнения
атмосферы, почв, водных
ресурсов
10.3. Последствия данного
воздействия
11.
СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
КАТАСТРОФЫ
11.1. Эндогенные, связанные с
внутренней энергией Земли.

26

11

15

беседа, лекция,
педагогические
наблюдения
лекция, экскурсии,
дискуссия,
педагогические
наблюдения

8

3

5

экологический
мониторинг

4

2

2

2

1

1

11.2. Экзогенные, обусловленные,
главным образом, солнечной
энергией и силой тяжести
12.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ИТОГО:

2

1

1

4
216

1
86

3
130

10.

беседа, лекция,
педагогические
наблюдения
практическая работа
«Сравнительный
анализ состояния
водных биоценозов»

беседа, лекция,
педагогические
наблюдения
беседа, лекция,
педагогические
наблюдения

2.2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Значение экологических знаний в жизни людей.
Теория: Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии.
Практика: Экскурсия.
2. ПРИРОДА НАШЕЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Особенности природы города Екатеринбурга, его богатство и разнообразие,
географическое положение, экологические проблемы.
Теория: Особенности природы города, его богатство и разнообразие, географическое
положение, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы.
Экологические факторы.
Практика: Работа с картой Свердловской области.
2.2.Антропологический фактор.
Теория: Понятие антропогенного фактора.
Практика: Практическая работа.
2.3. «Вот мой город». Общие принципы использования биоиндикаторов.
9

Теория: Подготовка природного материала для общебиологических исследований.
Практика: Экскурсия.
3. НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
3.1. Наша экологическая тропа. Определение маршрута.
Теория: Топографическое исследование местности с изучением ландшафта для
определения маршрута по экологической тропе.
Практика: Подготовка материала.
3.2. Тесты, практическая работа.
Теория: Подробное описание
Практика: Экскурсия в природу. Составление плана экологической тропы.
3.3. Виды деятельности на экологической тропе.
Теория: Знакомство обучающихся с флорой и фауной на протяжении маршрута
экологической тропы.
Практика: Составление списков животных, птиц, насекомых, растений.
3.4. «Экологическое состояние нашего города».
Теория: Составление отчетов к семинару об экологии нашего города.
Практика: Экологический диспут.
4. ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА НАШЕЙ МЕСТНОСТИ
4.1. Методы оценки качества окружающей среды.
Теория: Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости.
Практика: Практикум.
4.2. Определение уровня загрязнённости воздуха.
Теория: Оценка качества воздуха.
Практика: Анализ полученных результатов исследований.
4.3. «Воздух, которым мы дышим».
Теория: Подготовка тем о загрязнении воздуха к семинару.
Практика: Семинар.
5. ЛЕСНЫЕ БОГАТСТВА ГОРОДА
5.1. Введение.
Теория: Значение лесопарков и их богатства в жизни городского человека.
Практика: Экскурсия в лесопарк.
5.2. Общая характеристика лесных экосистем, их структура и свойства.
Теория: Общая характеристика лесных экосистем, кустарников и полукустарников, их
структура и свойства.
Практика: Методы описания пробных площадок и геоботанических исследований.
5.3. Роль лесничеств в сохранении и преумножении лесных богатств.
Теория: Значение лесничества в поддержании экологического баланса и устойчивого
использования лесов.
Практика: Экскурсия в лесничество.
5.4. Природоохранная деятельность «Если не мы, то кто?»
Теория: Подготовка материала к оформлению листовок: «Сохраним окружающую
природу», «Я и природа», «Моя малая Родина».
Практика: Практическое занятие по оформлению листовок.
6. РАДИОЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
6.1. Знакомство с методиками исследования.
Теория: Лекция с обучающимися и анализ научной литературы о методиках исследований.
Практика:
6.2. Подготовка природного материала для проведения работы.
10

Теория: Описание природных материалов и методика их сбора и оценки радиационного
фона.
Практика: Экскурсия по сбору природного материала.
6.3. Описание работы.
Теория: Оформление результатов работы.
Практика: Круглый стол.
6.4. Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человека.
Теория: Понятие радиации, её виды.
Практика: Исследовательская работа по радиоактивному загрязнению воздуха.
7. КРАСНАЯ КНИГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
7.1. Млекопитающие.
Теория: Изучение млекопитающих Урала. Редкие млекопитающие, занесенные в Красную
книгу СО.
Практика: Викторина «Млекопитающие Урала».
7.2. Птицы.
Теория: Изучение птиц Урала. Редкие птицы, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Экскурсия в парк «Таганская слобода».
7.3. Рептилии.
Теория: Изучение рептилий Урала. Редкие рептилии, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Дидактическая игра «Рептилии Урала».
7.4. Амфибии.
Теория: Изучение амфибий Урала. Редкие амфибии, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Мастер-класс «Изготовление коллажа «Амфибии Урала».
7.5. Рыбы.
Теория: Изучение многообразия рыб Урала. Редкие рыбы, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Определение рыб по определителям.
7.6. Насекомые.
Теория: Изучение насекомых Урала. Редкие насекомые, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Работа с коллекциями насекомых. Составление коллекций.
7.7. Растения.
Теория: Изучение растений Урала. Редкие растения, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Работа с гербарием и определителями.
7.8. Лишайники.
Теория: Изучение лишайников Урала. Редкие лишайники, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Работа с Красной книгой.
7.9. Грибы.
Теория: Изучение грибов Урала. Редкие грибы, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Изготовление панно «Грибы Урала» из различных материалов.
8. АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА
8.1. Введение.
Теория: Знакомство обучающихся с понятием агроклиматические ресурсы города.
Практика: Изучение климата города в разное время года.
8.2. Понятие почвы, ее свойства.
Теория: Понятие почва, ее разнообразие и свойства.
Практика: Исследование механического состава различных типов почв.
8.3. Характеристика почв природно-хозяйственных зон.
Теория: Изучение характеристик почв природно-хозяйственных зон города.
Практика: Работа с почвенной картой-схемой.

11

9. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА
9.1. Введение.
Теория: Перечисление и описание водных ресурсов города.
Практика: Подготовка сообщений о водоемах.
9.2. Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов.
Теория: Понятие водная экосистема, ее общая характеристика, перечисление и примеры.
Практика: Сравнительный анализ состояний водных биоценозов.
9.3. Методика описания реки, родника.
Теория: Изучение методик описания реки, родника и других водоемов.
Практика: Исследовательская работа по описанию родника.
9.4. Методы изучения биоценоза водоемов.
Теория: Знакомство обучающихся с различными методами изучения биоценоза водоемов.
Практика: Экскурсия к берегу Верх-Исетского пруда.
9.5. Биоиндикация вод города.
Теория: Изучение биоиндикаторов и методов биоиндикации поверхности вод.
Практика: Изучение и описание замеров воды водоемов.
9.6. Экология малых рек и их обитатели. Пруды. Подземные воды.
Теория: Малые реки, пруды, подземные воды нашего города, и их обитатели.
Практика: практическая работа «Сравнительный анализ состояния водных биоценозов».
10. АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ ГОРОДА.
10.1. Введение.
Теория: Понятие - антропогенное влияние, его особенности.
Практика: Работа с литературой.
10.2. Региональные и локальные проблемы химического, физического и биологического
загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов.
Теория: Разъяснение проблем химического, физического и биологического загрязнения
атмосферы, почв, а также водных ресурсов.
Практика: Сравнительный анализ состояния различных биоценозов в пределах города.
10.3. Последствия данного воздействия.
Теория: Изучение загрязненности бытовым мусором окрестностей города.
Практика: Экологический мониторинг.
11. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
11.1. Эндогенные, связанные с внутренней энергией Земли.
Теория: Понятие и перечисление эндогенных катастроф, и с чем они связаны.
Практика: Работа с литературой.
11.2. Экзогенные, обусловленные, главным образом, солнечной энергией и силой тяжести.
Теория: Понятие и перечисление экзогенных катастроф, и с чем они связаны.
Практика: Просмотр презентации «Экзогенные природные катастрофы».
12. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория: Объяснение правильного выполнения итогового задания.
Практика: Подведение итогов. Проверка знаний животных живого уголка. Создание
условий для комфортного содержания домашних декоративных животных.
2.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1. развитие интереса и ценностного отношения обучающихся к природе и экологии
малой Родины (живая, неживая природа и взаимодействие с ней);
2. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
12

3. формирование личной ответственности за окружающую природу (осознание своих
поступков по отношению к природе);
4. овладение умениями взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, следовать
нормам поведения в условиях коллективной деятельности, развитие эмпатии.
Метапредметные:
1. Коммуникативные: способствовать формированию сотрудничества между
обучающимися (обучение бесконфликтного и эффективного взаимодействия при
решении коллективных задач).
2. Познавательные: умения использовать различные способы поиска, сбора,
обработки и понимание информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями изучаемого материала.
3. Регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, в
соответствии с личным планом обучающегося; владение навыками
самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе деятельности.
Предметные:
1. формирование теоретических знаний о многообразии животного мира и природы
родного края, правил поведения в природе и применение их в практической
деятельности;
2. овладение методами и приемами самостоятельной работы;
3. приобретение опыта исследовательской деятельности (наблюдения, правила
оформления дневников наблюдения).
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
9 месяцев

Дата
начала
обучения
15
сентября

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая

36

72

216

Режим
занятий
2
занятия
в неделю
по 3 часа

Каникулы: 31 декабря – 8 января
3.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебное помещение:
- Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
- Столы и стулья для педагога и обучающихся.
- Классная доска.
- Шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- Магнитная доска.
- Планшет из пеноплена.
- Столики.
Учебные принадлежности:
- Ручки.
- Простые карандаши.
13

- Фломастеры.
- Маркеры.
- Блокноты для заметок.
Коллекции:
- Коллекции представителей фауны России.
- Коллекции представителей фауны морей и океанов России.
- Коллекции чернотропов.
- Коллекции белотропов.
- Виды грунта для аквариумов.
- Виды грунта для террариумов.
- Декоративные элементы для оформления фаунариумов.
- Бабочек.
- Насекомых.
Методические материалы:
- Таблицы по зоологии.
- Таблица «Породные группы собак».
- Таблица «Породные группы кошек».
- Таблица «Аквариумные растения».
- Таблица «Виды аквариумов и террариумов».
- Зоогеографическая карта мира.
- Сигнальные карточки.
- Папки (тематические) с набором иллюстраций разных животных.
- Справочники.
- Энциклопедии.
Оборудование:
- Вольеры для содержания птиц.
- Вольеры для содержания зверей.
- Клетки для грызунов.
- Клетки для птиц.
- Аквариумы.
- Террариумы.
- Акватеррариумы.
- Тумбы.
- Стойки.
- Щетки.
- Сметки.
- Швабра.
- Совки для грунта.
- Совки для сыпучих веществ.
- Тазики пластмассовые.
- Ведра пластмассовые.
- Кормушки для птиц.
- Кормушки для грызунов.
- Кормушки для хищных и домашних млекопитающих.
- Набор средств по уходу за шерстью животных.
- Набор щеток, расчесок.
- Кошачьи туалеты.
- Пеленки, полотенце, подстилки.
- Поильники.
14

Технические средства обучения:
- TV.
- Каталог учебных фильмов о природе.
- Лупы, микроскопы.
- Термометры.
- Обогреватели с терморегуляторами.
- Компрессоры воздушные.
- Светильники смешанного типа освещения.
- Вытяжные вентиляторы.
- Кондиционеры.
- Опрыскиватели растений разных типов.
- Фильтры аквариумные.
- Кварцевые облучатели.
- Лампы с инфракрасным излучением.
Живые объекты:
- Птицы: голубь декоративный, волнистые попугаи.
- Грызуны: кролики, морские свинки (гладкошерстные, длинношерстные,
жесткошерстные), сирийские хомячки, джунгарские хомячки, монгольские песчанки,
крысы, белки, мыши, дегу.
- Домашние хищные млекопитающие: енот.
- Обитатели террариумов и акватеррариумов: красноухие черепахи; среднеазиатские
черепахи, испанские тритоны, мраморные тараканы, зоофобусы, палочники, ахатины.
- Обитатели аквариумов: гуппи, меченосцы, молинезии, пецилии, сомики, барбусы, гурами,
золотые рыбки, моллюски, голубой кубинский рак.
- Комнатные и аквариумные растения: агава фруктоидная, юкка, аспарагус, замиокулькас,
мастера, плющ, диффенбахия, спацифилум, эухарис, гастерия, бегония, хойя, хавортия
полосатая, шлюмбергера, драцена, молочай, пеларгония крупноцветковая, олеандр
обыкновенный, нефролепис, гибискус, фикусы, инжир, кислица, стрелиция королевская,
лимон, хлорофитумы, радесканции, валлиснерия, элодея, стрелолист, папоротник, риччия,
криптокарины.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).

15

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

Название раздела, темы

1.
1.1.

ВВЕДЕНИЕ
Значение экологических
знаний в жизни людей.
ПРИРОДА НАШЕЙ
МЕСТНОСТИ
Особенности
природы
города Екатеринбурга, его
богатство и разнообразие,
географическое положение,
экологические проблемы.

2.

2.1.

Антропологический фактор.
2.2.

2.3.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

«Вот мой город» Общие
принципы использования
биоиндикаторов.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал.
Инструкции

Географически
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
растений
Свердловской
области.
Коллекции и
справочники
видового
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.

НАША
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ТРОПА
Наша экологическая тропа. Географически
Определение маршрута.
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
Тесты. Практическая работа. растений
Свердловской
области.
Виды деятельности на
Коллекции и
экологической тропе.
справочники
видового

Формы,
методы,
приемы
обучения.
Педагогически
е технологии.

Формы
учебного
занятия.

наглядный,
словесный

беседа,
экскурсия

наглядный,
словесный
использование
тех. средств

презентация
«Город
Екатеринбург
»
беседа

словесный,
наглядный
методы
частичнопоисковый,
словесный,
наглядный

экскурсия

круглый стол

словесный
проблемный
методы
практическое
задание

беседа,
экскурсия,
трудовые
поручения

практическое
задание

трудовые
поручения
беседа
трудовые
поручения,
экскурсия

практическое
задание

16

разнообразия
фауны
Свердловской
состояние области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.

3.4.

«Экологическое
нашего города».

4.

ВОЗДУШНАЯ
ОБОЛОЧКА НАШЕЙ
МЕСТНОСТИ
Методы оценки качества Географически
окружающей среды.
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
Определение
уровня растений
загрязненности воздуха.
Свердловской
области.
Коллекции и
справочники
«Воздух,
которым
мы видового
дышим».
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
ЛЕСНЫЕ БОГАТСТВА
ГОРОДА
Введение.
Географически
е карты России,
Урала, города
Общая характеристика
Екатеринбурга.
лесных экосистем, их
Гербарные
структура и свойства.
образцы
растений
Роль лесничеств в
Свердловской
сохранении и
области.
приумножении лесных
Коллекции и
богатств.
справочники

4.1.

4.2.

4.3.

5.
5.1.

5.2.

5.3.

словесный,
наглядный
методы
практическое
задание,
словесный,
частичнопоисковый

анализ работ
диспут

словесный,
проблемный
методы,
практическое
задание

трудовые
поручения,
практикум

проблемный
методы,
практическое
задание

практикум на
местности

наглядный,
словесный
использование
тех. средств

семинар

словесный
метод

дискуссия

словесный,
проблемный
методы

экскурсия

словесный,
частичнопоисковый

экскурсия в
музей

17

5.4.

Природоохранная
деятельность «Если не мы,
то кто?»

6.

РАДИАЦИОННОЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Знакомство с методиками
исследования.

6.1.

6.2.

Подготовка природного
материала для проведения
работы.

6.3.

Описание работы.

6.4.

Влияние радиоактивного
загрязнения на здоровье
человека.

7.

7.1.

КРАСНАЯ КНИГА
СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Млекопитающие.

7.2.

Птицы.

видового
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.

Географически
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
растений
Свердловской
области.
Коллекции и
справочники
видового
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.

Географически
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
растений
Свердловской
области.

практическое
задание
проблемный
метод

практикум по
созданию
листовок

словесный,
проблемный
методы
частичнопоисковый

круглый стол

словесный,
проблемный,
частичнопоисковый
методы
словесный,
проблемный,
частичнопоисковый

словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы

практическое
занятие
диспут

защита
проектов

викторина

экскурсия

18

7.3.

Рептилии.

7.4.

Амфибии.

7.5.

Рыбы.

7.6.

Насекомые.

7.7.

Растения.

7.8.

Лишайники.

7.9.

Грибы.

8.
8.1.

АГРОКЛИМАТИЧЕСКИ
Е РЕСУРСЫ ГОРОДА
Введение.

8.2.

Понятие почвы, ее свойства.

8.3.

Характеристика почв
природно-хозяйственных
зон.

Коллекции и
справочники
видового
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.

Географически
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
растений
Свердловской
области.
Коллекции и
справочники
видового
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.

словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы

дидактическая
игра

словесный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы

беседа,
сообщение

изготовление
коллажа
работа с
каталогами
работа с
коллекциями
работа с
гербарием
работа с фотоколлекциями
и Красной
книгой
изготовление
панно и
работа с фотокаталогом

работа с
почвенной
картой-схемой
практикум,
сообщение

19

Технические
средства
обучения.
9.
9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

9.6.

10.

10.1

10.2
.

10.3
.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ГОРОДА
Введение.

Географически
е карты России,
Урала, города
Общая характеристика
Екатеринбурга.
водных систем; биоценоз
Гербарные
водоемов.
образцы
растений
Методика описания реки,
Свердловской
родника.
области.
Коллекции и
справочники
Методы изучение биоценоза видового
водоемов.
разнообразия
фауны
Свердловской
Биоиндикация вод города.
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
Экология малых рек и их справочников,
обитатели.
Пруды. энциклопедий.
Подземные воды.
Технические
средства
обученияё.
АНТРОПОГЕННОЕ
ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ
ГОРОДА
Введение.
Региональные и локальные
проблемы химического,
физического и
биологического загрязнения
атмосферы, почв, водных
ресурсов.
Последствие данного
воздействия.

Географически
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
растений
Свердловской
области.
Коллекции и
справочники
видового
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,

словесный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы

словесный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы

словесный,
наглядный,
проблемный
методы

беседа,
сообщение
презентация,
беседа
сообщение,
практическая
работа
экскурсия

практическая
работа с
обсуждением
презентация,
круглый стол

беседа,
сообщение
презентация,
экскурсия

экологический
семинар

20

справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
11.

11.1
.

СТИХИЙНЫЕ
БЕДСТВИЯ И
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
КАТАСТРОФЫ
Эндогенные, связанные с
внутренней энергией Земли.

11.2
.

Экзогенные,
обусловленные, главным
образом, солнечной
энергией и силой тяжести.

12.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Географически
е карты России,
Урала, города
Екатеринбурга.
Гербарные
образцы
растений
Свердловской
области.
Коллекции и
справочники
видового
разнообразия
фауны
Свердловской
области.
Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Карты,
каталоги,
Красная книга
Свердловской
области.

словесный,
наглядный,
проблемный
методы
словесный,
наглядный,
проблемный
методы

наглядный,
словесный,
проблемный
метод

презентация,
беседа
презентация,
круглый стол

большой
круглый стол

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует следующие
этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе реализации
программы.
21

Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, конкурсы, мероприятия,
выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• Выполнение тестовых заданий (с набором баллов).
• Защита творческих работ.
• Диагностическая игра.
• Участие в конференциях.
• Проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся.
• Педагогическое наблюдение.
Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков обучающихся».
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности.
По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных
мероприятиях.

22

Метапредметные

Личностные результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Развитие интереса и ценностного отношения
обучающихся к природе и экологии малой
Родины
(живая,
неживая
природа
и
взаимодействие с ней).
Готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию.

проявление
толерантности и эмпатии
умение оценивать
поступки свои и других,
умение сотрудничать

Виды
Диагностический инструментарий
контроля/промежут
(формы методы, диагностика)
очной аттестации
вводный, текущий, педагогические наблюдения,
итоговый
беседы, трудовые поручения
вводный, текущий,
итоговый

Формирование личной ответственности за способность применять
окружающую природу (осознание своих ответственность и
поступков по отношению к природе)
уважать других

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

Овладение умениями взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, следовать нормам
поведения
в
условиях
коллективной
деятельности, развитие эмпатии.
Умения использовать различные способы
поиска, сбора, обработки и понимание
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями
изучаемого
материала.
Осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, в соответствии с личным
планом обучающегося.
Владение
навыками
самонаблюдения,
самоконтроля,
самооценки
в
процессе
деятельности.

развитие этических
чувств, толерантности,
уважение к родной
природе
осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха
умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные
знания, сравнивать,

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

Предметные результаты

Формирование теоретических знаний о
многообразии животного мира, правил
поведения в природе и применение их в
практической деятельности.

Овладение
методами
самостоятельной работы.

и

приемами

Приобретение
опыта
исследовательской
деятельности
(наблюдения,
правила
оформления дневников наблюдения).

делать выводы на основе
наблюдений
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к другим людям
уровни освоения знаний
по программе,
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях
умение анализировать,
рассуждать, сравнивать,
презентовать свои
результаты на основе
наблюдений

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая игра, беседы, тесты,
трудовые поручения, практические
занятия, мастер-класс, наблюдения
и общение с животными живого
уголка
педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

вводный, текущий,
итоговый

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная экология. Экологическое краеведение.» разработана на основе следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015г.№ 996-р).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. N 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70—Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
25

15.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Антье Кляйнелюмерн – Депилнг Мир животных. Домашние любимцы. – М.; ЗАО
«РосмЭН-издат», 2007г.
2. Арнольд О. Хвостатые психотерапевты.-М.; Эксмо-песс, 2001
3. Бугаев А.Г. Птицы – Санкт-Петербург: «БКК», 2007
4. Георг Гаспера. Мыши.-М.; ООО «Аквариум ЛТД», 2000
5. Гизелла Булла. Крысы.-М.; «Омега», 2001
6. Голубева Е.Б. Земноводные. –С-П б.: «А.В.К. -Тимошка», 2005
7. Джен Т. Чихуахуа.-М.; ООО «Аквариум Принт», 2008
8. Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического образования
и просвещения населения Свердловской области до 2015 года.
9. Дуняшин А. Ее величество кошка – Екатеринбург. «Филантроп», 2000.
10. Катрин Бренд. Морские свинки.-М.; «Омега», 2002
11. Козлов А. Шиншиллы. - Санкт-Петербург; «Дельта» «Аквариум», 2007
12. Костинская И.В. «Исследователи природы» - Изд., «Просвещение», - М.: 1983г. – 286с.
13. Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября
1989 г.
14. Ктрин Беренд. Морские свинки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2002
15. Кэтрин Старк, Практическая энциклопедия домашних животных для детей. М.:
«Россмен». 2001
16. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.-М.;
Педагогическое общество России, 2002
17. Оттофон Фриш. Хомяки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2001
18. Покидаева Т. Практическая энциклопедия домашних животных. – М.; «Росмен» 2001г.
19. Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей от 03.10. 2014г.
20. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).
21. Райнер Ниманн. Волнистые попугаи-М.; ООО «Издательство Астрель», 2001
22. Руденко А.Б. Рептилии. – Санкт-Петербург.: «А.В.К. - Тимошка», 2005
23. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
24. Хартмут Вильке. Черепахи.-М.; ЗАО «Омега», 2002
25. Хорст Бильфельд. Мыши.-М.; «Омега», 2002
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Большая энциклопедия природы. М., 2010.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю. Е., "Ребенок среди природы", Минск-полымя 1985
3. Логинов Л.М., Озеров А.Г. Кладовые природы. ЦДЮТК, М., 2009.
4. Мансурова С.Е. Школьный практикум, следим за окружающей средой. 9 – 11 класс. М.,
2009
5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2010г.
6. Энциклопедия окружающего мира. М., 2009.
7. Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.
26

8. Деревья. М., 2009. 9. Энциклопедия. Мир леса. М., 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/
9. Холли Вебб «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи,
котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят
улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.
10. Юрий Яковлев «У человека должна быть собака».

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».