Мы - дети природы 72 часа

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность данной программы является естественно-научная. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы – дети природы» направленна на
изучение животного мира, через изучение пропедевтического курса биологии, зоологии,
ботаники, географии на основании программы Николаевой С.Н. «Юный эколог». - М. –
2005.
Актуальность.
Программа «Мы – дети природы» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 No678-р);
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 No996-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
No28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09- 3242;
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д4;
• Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
• Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала;
3.
Необходимость разработки программы «Природа – наш дом» заключается в
предупреждении в детях бессердечного обращения с животными, любого проявления
2

черствости и жестокости по отношению к природным объектам. Живая природа активно
воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание
природы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков,
необходимо систематическое воспитательное влияние на ребенка со стороны
окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный
пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Отличительные особенности программы «Мы – дети природы»:
• комплексный подход к образовательному процессу;
• внедрение нейрогимнастических упражнений в занятиях для развития памяти,
речи, внимания;
• использование современных образовательных технологий (дифференцированное
обучение,
игровые
технологии,
технологии
проблемного
обучения
и
здоровьесберегающие технологии);
• построение программы предлагает постепенное расширение и углубление знаний,
совершенствование навыков и знаний обучающихся.
Программа берёт на себя функции интеграции природоведческих и социальных
знаний, формирует целостность взгляда на природу, общество, место человека в них.
Адресат программы.
Программа рассчитана для детей 5-7 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. В этом возрасте у детей появляются элементы словеснологического мышления (часть целого, причинность, пространство, время, предмет система предметов). Их все больше интересует природа: живые и неживые существа и
предметы, различные природные явления. Эстетическое отношение к миру становится все
более осознанным и активным, дети могут не только воспринимать красоту, но и
создавать ее. В рисовании и лепке передают характерные признаки предмета (формы,
пропорции, цвет).
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы – дети
природы», длительностью 72 часа, из которых 29 часов отводятся на теоретические
занятия, 43 часа на практические занятия. Количество детей в группе – от 10 до 15
человек. Предварительная подготовка к освоению программы не требуется. Состав
группы является постоянным, сформированным к началу занятий по программе.
Срок освоения общеразвивающей программы – 9 месяцев, что позволяет в полном
объеме достичь поставленных задач.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.

3

Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной программы: традиционная, которая представляет
собой линейную особенность освоения содержания в течении 9 месяцев обучения в одной
образовательной организации.
Формы обучения: очная. Программа предусматривает фронтальную, групповую,
индивидуально-групповую работу с обучающимися, индивидуальные задания и
работу в команде.
Перечень видов занятий.
Занятия проводятся в учебном классе и живом уголке. Формы проведения занятий
меняются в зависимости от темы и могут быть представлены: игрой-путешествием, игройимитацией, беседой с игровыми элементами, сюжетно-ролевой игрой, состязанием,
соревнованием.
Методы и приемы обучения представлены: играми и викторинами, экскурсиями,
наблюдениями,
беседами,
элементами
исследовательской
деятельности
и
экспериментированием, экологическими конкурсами (рисунка, рассказов, сказок,
творческих работ (коллажей, поделок из пластилина и природного материала.),
экологическими акциями (совместно с родителями), игровыми обучающими ситуациями
(ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации партнерского взаимодействия,
ситуации-проблемы,
ситуации-оценки), просмотром фрагментов из фильмов,
видеопрезентаций, чтением стихов, рассказов.
В данной Программе предусмотрена практико-ориентированная деятельность
обучающихся по изучению особенностей различных животных, их сред обитания,
практики содержания и кормления животных живого уголка. Кроме того, в ходе
проведения практических занятий, обучающиеся смогут получить специальные знания и
навыки по содержанию животных (морской свинки, хомячков, мышей, крыс, кроликов,
шиншилл, красноухих черепах, попугаев, рыбок).
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы.
Итоговое занятие проводится в форме открытого занятия.
Формы контроля/аттестации.
Формы и процедура прохождения промежуточной аттестации регламентируются
Положением о периодичности и порядке промежуточной аттестации Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – Детского экологического центра
«Рифей».
С целью выявления начального уровня владения учебным материалом проводится
входной контроль в виде беседы, опроса. Итоговая аттестация проводится по результатам
освоения программы.
Формы проведения итоговой аттестации: опрос, игра, викторина
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мы – дети природы»» в течение учебного года будет
проводиться отслеживание качества полученных знаний, умений и навыков через
педагогическое наблюдение за детьми, викторины, беседы, поделки из пластилина,
рисунки, коллажи, трудовые поручения (уборка клеток с животными, их кормление,
мытье кормушек, поилок, замена подстилки).
Итоговое занятие планируется провести в форме открытого занятия для родителей.
Оценочные и контрольно-измерительные материалы
Оценочные и контрольно-измерительные материалы представлены в Приложениях.
4

Входной контроль проводится в формате опроса. Варианты вопросов в виде викторин
представлены в Приложении № 4.
Промежуточный контроль проводится в виде бесед, викторин, изготовления
поделок, коллажей, трудовых поручений.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Мы – дети природы»:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
Задачи:
- прививать культуру общечеловеческих ценностей;
- развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
- воспитывать толерантность и эмпатию;
- воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и
городских мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках,
мастер-классах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя
+ обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков
и способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
- обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
- формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
- способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель: Формирование целостных представлений детей старшего дошкольного возраста о
системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи.
Обучающие:
•
Формировать систему элементарных научных экологических знаний – базиса
знаний, доступных пониманию ребёнка.
•
Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных
зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира,
причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в
сообществе (на лугу, в лесу, степи, водоёме, городе), о взаимодействии человека и
природы.
•
Обогащать знания и представления детей о диких, декоративных и домашних
животных, об их детенышах и особенностях их жизни.
5

Развивающие:
•
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать
природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения,
эвристические суждения.
•
Развивать
самостоятельность
детей
в
познавательно-исследовательской
деятельности, способность замечать противоречия.
•
Формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки
предположений.
•
Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через
изобразительную деятельность и художественный труд.
Воспитательные:
•
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за
свои поступки.
•
Воспитывать правильные нормы поведения по отношению к природе, формировать
навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
•
Воспитывать трудолюбие.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

2.1.
№

Название
раздела/темы

Количество часов

1.
2.
2.1.

ВВЕДЕНИЕ
МИР ЖИВОТНЫХ
Что
такое
живая
природа?

2.2.

Всего
2
18
3

Теория
1
6
1

Практика
1
12
2

Обо всех созданиях –
больших и маленьких

3

1

2

2.3.

Как звери
живут?

лесу

3

1

2

2.4.

Животные
стран.

разных

3

1

2

2.5.

Дикие,
домашние,
декоративные
животные

3

1

2

2.6.

Моё
животное

любимое

3

1

2

3.

ДИКИЕ
ЖИВОТНЫЕ
Дикие животные – кто
это?

12

6

6

2

1

1

О

2

1

1

3.1.

3.2.

жизни

в

диких

6

Формы
аттестации/контроля
Беседа, опрос
Педагогическое
наблюдение, беседа,
викторина
Педагогическое
наблюдение,
Беседа, рисунок
Педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения
Педагогическое
наблюдение, коллаж
«Кто, где живет?»;
Педагогическое
наблюдение,
викторина, поделки из
пластилина
Педагогическое
наблюдение трудовые
поручения, рисунок
Педагогическое
наблюдение, беседа
трудовые поручения
Педагогическое

животных.

наблюдение,
викторина, рисунок
Педагогическое
наблюдение, коллаж
Педагогическое
наблюдение, коллаж
Педагогическое
наблюдение, викторина
Педагогическое
наблюдение, коллаж
«Мое любимое
животное»

Земля наш общий
дом.
Животный
мир
тундры.
Дикие животные леса
средней полосы
Экзотические
животные.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

18

6

12

4.1.

ДОМАШНИЕ
ЖИВОТНЫЕ
Значение домашних
животных в жизни
человека.

3

1

2

4.2.

Сравнение диких и
домашних животных

3

1

2

4.3.

Значение домашних
птиц
в
жизни
человека.
Домашние птицы и их
детеныши.

3

1

2

3

1

2

4.5.

Собака друг человека.

3

1

2

4.6.

Пушистые лапки, а в
лапках царапки.

3

1

2

5.

ДЕКОРАТИВНЫЕ
ЖИВОТНЫЕ
Виды декоративных
грызунов.
Особенности
их
содержания
Пернатая
радуга
зооуголка

20

9

11

3

1

2

Педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, беседа

2

1

1

2

1

1

5.4.

Разновидности
попугаев
Лесные, певчие птицы

3

1

2

5.5

Амфибии.

2

1

1

5.6.

Рептилии страшные и
не очень
Разнообразие

2

1

1

2

1

1

Педагогическое
наблюдение,
викторина, рисунок
Педагогическое
наблюдение, рисунок
Педагогическое
наблюдение,
викторина, поделки из
природного материала
Педагогическое
наблюдение, коллаж
«Кто, где живет?»
Педагогическое
наблюдение, викторина
Педагогическое

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

4.

4.4.

5.1.

5.2.

5.3.

5.7.

7

Педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, поделки из
природного материала
Педагогическое
наблюдение,
викторина, беседа
Педагогическое
наблюдение,
викторина, беседа
Педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения

моллюсков

5.8.

Ракообразные

2

1

1

5.9.

Многообразие рыб

2

1

1

6.

ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ

2

1

1

72

29

43

2.2.

наблюдение,
викторина, поделки из
пластилина
Педагогическое
наблюдение, коллаж
«Кто, где живет?»
Педагогическое
наблюдение, беседа
Открытое занятие

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

ВВЕДЕНИЕ
- Знакомство с программой обучения на предстоящий год.
- Правила поведения в зооуголке.
- Соблюдение правил личной гигиены при общении с животными.
- Знакомство с животными зооуголка, обзорная экскурсия.
Практика: Экскурсия по теплицам. Изготовление памятки – рисунка «Правила поведения
в зооуголке».
МИР ЖИВОТНЫХ
Тема 2.1. Что такое живая природа?
Теория: Отличие природных объектов от искусственных, созданных человеком, объекты
живой природы - от объектов неживой природы. Люди являются частью природы.
Необходимые факторы для всех живых объектов являются: свет, вода, воздух, питание,
любовь и бережное отношение окружающих.
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Трудовые поручения.
Тема 2.2. Обо всех созданиях – больших и маленьких.
Теория: Понятие «лес» - сообщество животного и растительного мира. Роль леса для
человека. Приспособления разных животных к условиям зимовки.
Практика: Наблюдение за живыми объектами зооуголка.
Тема 2.3. Как звери в лесу живут?
Теория: Приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Лес —
среда обитания растений и животных.
Практика: Наблюдение за живыми объектами зооуголка. Трудовые поручения.
Тема 2.4. Животные разных стран.
Теория: Многообразие животных планеты Земля. Животные разных континентов.
Экзотические животные.
Практика: Наблюдение за живыми объектами зооуголка. Трудовые поручения.
Тема 2.5. Дикие, домашние декоративные животные.
Теория: Понятие дикие, домашние, декоративные животные. Соотношение названия
животных и их детенышей.
Практика: наблюдение за живыми объектами зооуголка. Трудовые поручения.
Тема 2.6. Мое любимое животное.
Теория: Домашние и декоративные животные. Животные –любимцы семьи.
Практика: трудовые поручения.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема 3.1. Дикие животные – кто это?
8

Теория: Дикие животные: еж, белка, заяц, медведь, лось способы их самозащиты от
врагов.
Практика: Наблюдение за живыми объектами зооуголка. Оборудование клетки для ежей.
Тема 3.2. О жизни диких животных.
Теория: Лесные животные и их повадки. Приспособления животных к условиям зимы.
Пищевые цепочки.
Практика: наблюдение за живыми объектами. Трудовые поручения.
Тема 3.3. Земля наш общий дом.
Теория: Земля наш общий дом всех людей и всех животных. Ответственность за
сохранение нашего общего «дома».
Практика: наблюдение за живыми объектами зооуголка.
Тема 3.4. Животный мир тундры.
Теория: Климат, природа, животный мир тундры. Способы приспособления животных к
данной среде обитания.
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Трудовые поручения.
Тема 3.5. Дикие животные леса средней полосы.
Теория: Дикие животные лесов средней полосы России: лиса, заяц, медведь, белка, волк,
лось. Их приспособления к среде обитания в разные времена года. Хищные и
растительноядные животные. Как дикие животные приспосабливаются к изменениям
погодных условий.
Практика: Наблюдение за живыми объектами зооуголка.
Тема 3.6. Экзотические животные.
Теория: Понятие экзотические животные: лев, тигр, слон, обезьяна, кенгуру, попугаи,
змеи, черепахи, крокодил.
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Трудовые поручения
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема 4.1. Значение домашних животных в жизни человека.
Теория: Понятие «Домашние животные», значение домашних животных в жизни
человека.
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Трудовые поручения
Тема 4.2. Сравнение диких и домашних животных.
Теория: Понятие «дикие», «декоративные» и «домашние» животные, рассказ об их жизни
и существенные признаки. Знакомство с классификацией животных (дикие, домашние,
декоративные). Названия детенышей животных.
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Трудовые поручения. Оформление клетки
для кролика.
Тема 4.3. Значение домашних птиц в жизни человека.
Теория: Понятие «Домашние птицы».
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Групповая работа: «Птичий двор».
Трудовые поручения.
Тема 4.4. Домашние птицы и их детеныши.
Теория: Птичий двор – «Мамочки и их птенцы».
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Групповая работа: оформление клетки для
попугая Кеши. Трудовые поручения.
Тема 4.5. Собака друг человека.
Теория: История одомашнивания собак. Профессии собак. Правила поведения при встрече
с незнакомой собакой.
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Изучение команд для дрессировки собак.
Тема 4.6. Пушистые лапки, а в лапках царапки.
Теория: История одомашнивания кошек. Особенности поведения и содержания.
Практика: Работа с правилами в картинках. Трудовые поручения.

9

ДЕКОРАТИВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема 5.1. Виды декоративных грызунов. Особенности их содержания.
Теория: Удивительные грызуны.
Тема 5.2. Пернатая радуга живого уголка.
Теория: Кто такие птицы.
Практика: Наблюдение за живыми объектами.
Тема 5.3. Разновидности попугаев.
Практика: Оформление клетки для попугаев.
Тема 5.4. Лесные, певчие птицы.
Теория: Лесные, певчие птицы и их разновидности.
Практика: Поделки из природного материала.
Тема 5.5. Амфибии.
Теория: Наблюдение за живыми объектами.
Практика:
Тема 5.6. Рептилии страшные и не очень.
Теория: Рассказ о многообразии рептилий.
Практика: Викторина.
Тема 5.7. Разнообразие моллюсков.
Теория: Многообразие моллюсков.
Практика: Поделки из пластилина.
Тема 5.8. Ракообразные.
Теория: Теория ракообразных.
Практика: Коллаж «Кто, где живет?»
Тема 5.9. Многообразие рыб.
Теория: Оформление аквариума для рыбок.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема 6.1. Итоговое занятие. Открытое занятие.
Зоовикторина «Кто в тереме живет?»
Практика: Наблюдение за живыми объектами. Составление коллажа «Наши любимчики».
2.3.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
1.
Развитие социальных компетенций (нормы и правила экологически грамотного
поведения в природе, осознание бережного отношения к своему здоровью, своей жизни и
жизни другого человека).
2.
Развитие личностных качеств: память, мышление, внимание, воображение,
тактичность, доброжелательность, целеустремленность.
3.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1.
Коммуникативные: Овладение коммуникативно-компетентностными нормами
общениями. Умение формулировать и обосновывать свою точку зрения по экологическим
вопросам.
2.
Познавательные: умеет самостоятельно применять на практике полученные
теоретические знания, умеет анализировать и обрабатывать информационный материал,
интегрируя его в учебную деятельность.
3.
Регулятивные: Умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и
продуктивной деятельности, способен рационально оценивать свои возможности.

10

Предметные:
1.
Овладение основными понятиями по разделам программы, усвоение знаний о
животных разных климатических зон в целом и Урала в частности.
2.
Умение использовать полученные знания в разных сферах жизнедеятельности.
3.
Усвоение правил правильного, экологически грамотного поведения человека в
природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

Дата начала
обучения

Дата
окончания
обучения

9 месяцев

15 сентября

31 мая

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36

36

72

Режим
занятий
1 занятие
по 2 часа
в неделю

Каникулы: 31 декабря 2023 г. – 8 января 2024 г.
3.2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные помещения:
- учебный класс, зооуголок оформленные в соответствии с профилем проводимых занятий
и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
- столы и стулья для педагога и обучающихся;
- классная доска;
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Учебные принадлежности.
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- маркеры;
- бумага для рисования;
- клей.
Коллекции:
- зерновых, составляющие зерносмеси для животных;
- яиц домашних и декоративных птиц;
- грунта для аквариумов и террариумов;
- раковин моллюсков;
- декоративных элементов для аквариумов и террариумов.
Оборудование:
- вольеры для содержания птиц;
- вольеры для содержания зверей;
- клетки для грызунов;
- клетки для птиц;
- аквариумы;
- террариумы;
- акватеррариумы;
- тумбы;
- стойки;
- щетки;
11

- метлы;
- швабра;
- совки для мусора;
- совки для сыпучих веществ;
- тазики пластмассовые;
- ведра пластмассовые;
- кормушки для птиц;
- кормушки для грызунов;
- кормушки для хищных и домашних млекопитающих;
- набор средств по уходу за шерстью животных;
- набор щеток, расчесок.
Технические средства обучения:
- телевизор;
- ноутбук;
- проектор;
- коллекция голосов птиц и зверей (формат mp3);
- лупы, микроскопы;
- термометры;
- обогреватели с терморегуляторами;
- компрессоры воздушные;
- светильники смешанного типа освещения;
- вытяжные вентиляторы;
- кондиционер;
- опрыскиватели для растений разных типов.
Наглядность. Методическое пособие.
- глобус;
- зоогеографическая карта мира;
- таблица «Породные группы собак»;
- таблица «Породные группы кошек»;
- таблица «Животные леса»;
- таблица «Животные степей»;
- таблица «Животные гор»;
- таблица «Животные водоемов»;
- Таблица «Животные тундры»
- таблица «Животные лугов»;
- таблица «Животные пустынь»;
- таблица «Насекомые»;
- сигнальные карточки «Правила поведения в природе» (мотиваторы и демотиваторы);
- плакат «Оборудование для содержания собак»;
- плакат «Оборудование для содержания кошек»;
- плакат «Оборудование для содержания грызунов»;
- плакат «Оборудование для содержания птиц»;
- плакат «Экосистема водоема»;
- картины «Медведь зимой», «Ежи», «Кролики»;
- сюжетные иллюстрации на тему «Времена года».
Живые объекты:
Птицы местного региона:
- снегири;
- чечетки;
- щегол.
12

- волнистые попугайчики;
- неразлучники;
- голуби.
- морские свинки (гладкошерстные, длинношерстные, жесткошерстные);
- сирийские хомячки;
- джунгарские хомячки;
- монгольские песчанки;
- крысы;
- мыши;
- кошки;
- собаки;
- хорьки
Черепахи:
- красноухие черепахи;
- среднеазиатские черепахи;
Моллюски:
- ахатины;
- розовые.
Рыбы
- гуппи;
- меченосцы;
- моллинезии;
- пецилии;
- сомики;
- барбусы;
- гурами;
- золотые рыбки.
Комнатные и аквариумные растения:
- хлорофитумы;
- традесканции;
- кактусы;
- монстера;
- кротон;
- фикусы;
- валлиснерия;
- элодея;
- стрелолист;
- папоротник;
- риччия;
- криптокарины;
- роголистник;
- кабомба.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
13

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

1.

2.
2.1.

2.2.

Название
раздела/темы

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
ВВЕДЕНИЕ
Инструкции
по
правилам поведения в
живом уголке, во
время общения с
животными,
зооуголок,
карандаши, бумага
МИР ЖИВОТНЫХ
Что такое живая Телевизор, ноутбук,
природа?
глобус, теплица с
растениями
Обо
всех Клетки с хомячками,
созданиях
– черепахами,
больших
и пластилин,
маленьких
кормушки,
поилки,
корма
для
птиц,
грызунов, ежей

2.3.

Как звери
лесу живут?

в таблица «Животные
леса»,
аудиозапись
«Голоса
леса»,
картина
«Медведь
зимой»

2.4.

Животные
разных стран.

Зоогеографическая
карта,
сигнальные
карточки
«Правила
поведения в природе»

2.5.

Дикие,
домашние,
декоративные
животные

плакат Оборудование
для
содержания
собак»,
плакат
«Оборудование для
содержания кошек»,
плакат Оборудование
для
содержания
грызунов»,
плакат
«Оборудование для
14

Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

Экскурсия,
загадывание Игразагадок, д/и «Подражание путешествие
голосам и звукам природы»,
творчески
развивающие
ситуации
«Пожалей»,
трудовые поручения
Просмотр видеопрезентации,
экскурсия по теплице с
растениями
Наблюдения
за
живыми
объектами,
дидактическая
игра «Кто на свете всех
нужнее»,
чтение
стихотворения «Все, все на
свете
нужны»,
игровые,
обучающие
и
творчески
развивающие
ситуации
«Найди того, кто нуждается в
твоей помощи», лепка из
пластилина
Загадывание загадок, чтение
выдержек
из
рассказов
В.Зотова «Лесная азбука»,
Сладков «Отчего у лисы
длинный
хвост»
игровые
обучающие
и
творчески
развивающие
ситуации
«Безопасна дорога»,
трудовые поручения
Просмотр видеопрезентации,
Д/и «Сравни…» составление
коллажа «Кто, где живет?»;
составление
небольших
рассказов
Использование
художественного слова (К.Д.
Ушинский «Бодливая корова»,
И. Акимушкин «Чем кролик
на
зайца
не
похож»)
составление
небольших
рассказов, сказок
трудовые поручения

Беседа
с
игровыми
элементами
Играимитация

Играпутешествие

Сюжетноролевая игра

Беседа с
игровыми
элементами,
состязание

2.6.

3.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

4.

содержания
птиц»
аудиозапись
с
голосами домашних
животных, книга В.
Зотова
«Лесная
азбука»
Моё любимое Совки, опил, поилки, Наблюдения
за
живыми
животное
карандаши, бумага
объектами, д/и «Кто что ест»
рисование,
игровые
обучающие
и
творчески
развивающие
ситуации
«Обратись за помощью»,
«Помоги другу»,
трудовые поручения
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Дикие
Иллюстрации на тему Д/и «Помоги найти дом»,
животные – кто «Времена
года», использование
это?
подборка стихов на художественного слова В.
тему времен года, Зотов
«Лесная
азбука»,
фломастеры,
лист просмотр видеопрезентации,
ватмана, телевизор, рисование
ноутбук
О жизни диких Иллюстрации на тему Игровые
обучающие
и
животных.
«Времена
года», творчески развивающие
аудиозапись
ситуации «Заблудился в лесу»,
произведений
«На
лесной
опушке»,
П.Чайковского
рассматривание иллюстраций,
«Времена года»
прослушивание музыки
Земля
наш Глобус,
общий дом.
зоогеографическая
карта,
видеопрезентация
«Земля из космоса»
Животный мир Таблица «Животный
тундры.
мир тундры»

Дикие
Иллюстрации на тему
животные леса «Времена
года»,
средней полосы Таблица
«Животные», Книга
В. Зотова «Лесная
азбука»
Экзотические
Глобус,
животные.
зоогеографическая
карта,
видеопрезентация
«Животные жарких
стран»,
картинки,
краски, клей, лист
ватмана
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
15

игровые
обучающие
творчески развивающие

Беседа с
игровыми
элементами,

Играпутешествие

Играпутешествие

и Сюжетноролевая игра

ситуации
«Куда
отнести
мусор», изготовление коллажа
игровые
обучающие
творчески развивающие

и Беседа с
игровыми
ситуации «Что взять с собой в элементами
путешествие», викторина
Игровые
обучающие
и Беседа с
творчески
развивающие игровыми
ситуации, викторина, чтение элементами
отрывка из книги В. Зотова
«Лесная азбука»
Просмотр видеопрезентации, Играигровые
обучающие
и путешествие
творчески
развивающие ситуации
«Как
перейти
изготовление
коллажа
«Мое
животное»;

речку»,
любимое

4.1.

Значение
домашних
животных
жизни
человека.

4.2.

Сравнение
диких
домашних
животных
Значение
домашних птиц
в
жизни
человека.
Домашние
птицы и их
детеныши.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

5.
5.1.

5.2.

5.3.

Выставка изделий из
овечьей, кроличьей
в шерсти, продуктов из
молока,
видеопрезентация
«Домашние»

использование
художественного слова
Л.
Толстой «Пожарные собаки»,
Ушинский
«Лошадка»
просмотр видеопрезентации,
изготовление
поделок
из
пластилина
Картины «Кролики», Педагогическое наблюдение,
и «Ежи»
викторина

Телевизор, ноутбук,
видеопрезентация
«Домашние птицы и
их значение»
Картины «Утка с
утятами», «Курица с
цыплятами»,
фломастеры,
картинки
с
изображением
домашних птиц
Собака
друг Телевизор,
плакат
человека.
«Оборудование для
содержания собак»;
таблица «Породные
группы
собак»,
карандаши,
бумага
для рисования
Пушистые
Плакат
лапки,
а
в «Оборудование для
лапках царапки. содержания кошек»;
таблица «Породные
группы
кошек»,
краски,
кисточки,
бумага для рисования
ДЕКОРАТИВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Виды
Клетки с грызунами в
декоративных
зооуголке,
совки,
грызунов.
кормушки,
поилки,
Особенности их корм для грызунов,
содержания
пластилин, шишки,
семена
клена,
бусинки.
Пернатая
Клетки с птицами
радуга
зооуголка.
зооуголка
Оборудование
для
клеток с попугаями,
корм для мелких
попугаев
Разновидности
Телевизор, ноутбук,
попугаев
видеопрезентация
«Где живут попугаи»,
16

Беседа с
игровыми
элементами

Беседа с
игровыми
элементами,

Д/ игра «Чудесный мешочек», Играпросмотр видеопрезентации, путешествие
рисование
Д/игра «Узнай по голосу», Беседа с
рисование-раскрашивание
игровыми
элементами

Просмотр фрагмента фильма Беседа с
«Ко мне, Мухтар!», игровые игровыми
обучающие
и
творчески элементами
развивающие
ситуации,
рисование
Отгадывание загадок, чтение
стихотворения
Е.А.Гай«Зверь на букву Ю»,
игровые обучающие и
творчески развивающие
ситуации, рисование.

Беседа с
игровыми
элементами

Наблюдение за животными, Беседа с
составление
описательных игровыми
рассказов,
изготовление элементами
поделок из пластилина и
природного материала
Игровые
обучающие
творчески развивающие

и Соревновани
е

ситуации,

Загадывание
загадок, Беседа с
просмотр видеопрезентации, игровыми
рисование
элементами

5.4.

фломастеры,
раскраски
с
изображением
попугая
Лесные, певчие Аудиозапись
с
птицы
голосами
птиц,
коллекция
гнезд,
фотограции с яйцами
птиц в гнезде
Амфибии.
бумага,
картинки,
краски, кисти

Дидактическая игра «Кто где
живет», изготовление коллажа
«Кто, где живет?»;
Рептилии
Коллекция
видов Д/игра «Чем покрыта кожа
страшные и не шерсти, чешуи рыб, у…»,
просмотр
очень
рептилий,
перьев видеопрезентации, викторина
птиц, видеопрезентация
«Где
живут
рептилии»
Разнообразие
Аквариумы с
Экскурсия,
Оформление
моллюсков
улитками, предметы
аквариума
для
улиток,
для оборудования
викторина
аквариума для улиток
ахатин
Ракообразные
Аквариумы с раками, Отгадывание
загадок,
видеопрезентация
Просмотр видеопрезентации,
«Ракообразные»,
изготовление коллажа «Кто,
бумага,
картинки, где живет?»
краски, кисти
Многообразие
Аквариумы
с Д/игра «Выбери необходимое
рыб
рыбками,
оборудование для…», игровые
оборудование
для обучающие
и
творчески
клеток с грызунами, развивающие
птицами, аквариума ситуации
для рыбок

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

5.9.

6.

Отгадывание
загадок, Соревновани
изготовление
поделок
из е
пластилина и перьев

ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ

3.2.

Оборудование клеток
для содержания
различных видов
декоративных
животных, клей,
картинки, краски,
листы ватмана

Занятиепутешествие
Беседа с
игровыми
элементами

Играпутешествие

Играимитация

Играпутешествие

Игровые
обучающие
и Состязание
творчески развивающие
ситуации,
викторина,
изготовление коллажа

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Методы отслеживания результативности:
1. Педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся;
2. Проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся;
3. Создание продуктов творческой деятельности детьми:
17

- создание детьми рисунков, панно, коллажей;
- исследовательские работы детей;
4. Проведение анкетирования детей.
5. Проведение выставок: фото- и видео-, рисунков, поделок, газет, оформление
праздников,
6. Проведение викторин,
7. Анализ исследовательской и творческой деятельности
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует следующие
этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе реализации
программы.
Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, конкурсы, мероприятия,
выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в конференциях,
• выставка,
• анализ исследовательских и творческих работ,
• педагогическое наблюдение
• тематические беседы, опрос,
• участие в конкурсах.
Формы фиксации результатов:
• Мониторинговая карта, позволяющая количественно определить результаты
учебной деятельности.
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности, конкурсах,
праздниках, выездах.
Диагностика уровня сформированности предметных умений проводится по параметрам
и критериям, представленным в таблице «Мониторинговая карта» Приложение 2.

18

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

метапредметные

Личностные результаты

Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Развитие социальных компетенций (нормы и
правила экологически грамотного поведения в
природе, осознание бережного отношения к
своему здоровью, своей жизни и жизни другого
человека)
Развитие личностных качеств (память,
мышление, внимание, воображение, тактичность,
доброжелательность, целеустремленность)

Эмоциональность,
нравственность

Входной,
промежуточный,
итоговый

Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение

Творческое воображение,
фантазия, артистизм

Входной,
промежуточный,
итоговый

Принятие существующих в обществе
нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения
и доброжелательности
Овладение коммуникативнокомпетентностными нормами общениями

Толерантность

Входной,
промежуточный,
итоговый

Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений, викторины,
беседы, рисунки, панно,
поделки)
Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений,

Культура общения,
навыки совместной
деятельности, статус в
коллективе
Умение примерять на
практике полученные
знания

Входной,
промежуточный,
итоговый

Умения
взаимодействовать друг с
другом, делать выводы на

Входной,
промежуточный,
итоговый

Умение формулировать и обосновывать свою
точку зрения по экологическим вопросам, умение
применять на практике уже полученные знания
Умение выражать свое отношение к природе
и людям в игре и продуктивной деятельности в
виде рисования, изготовления поделок, в том

Входной,
промежуточный,
итоговый

Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений,
Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений
Беседа, опрос, коллажи,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых

предметные

числе из природного материала, составлении
сказок, мини-сочинений.
Расширение кругозора, посредством
включения метапредметных областей (история,
окружающий мир, ботаника и зоология,
география, литература, музыка, ДПТ, ИЗО,
основы ЗОЖ).
Овладение основными понятиями по разделам
программы, усвоение знаний о животных разных
климатических зон в целом и Урала, в частности.

основе проведенного
опыта или наблюдения
Умения анализировать,
рассуждать, сравнивать

Входной,
промежуточный,
итоговый

Уровни освоения знаний
по программе

Входной,
промежуточный,
итоговый

Применяет полученные
знания в различных
жизненных ситуациях

Входной,
промежуточный,
итоговый

Усвоение правил правильного, экологически
Применяет правила
грамотного поведения человека в природе в целях поведения в природе, на
сохранения и экономного использования
прогулках, дома
природных ресурсов

Входной,
промежуточный,
итоговый

Умение использовать полученные знания в
разных сферах жизнедеятельности

20

поручений рисунки, поделки
из пластилина
Беседа, опрос, коллажи,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений, рисунки, поделки
из пластилина, викторины
Беседа, опрос, викторины,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений, изготовление
поделок из пластилина,
природного материала,
изготовление коллажей,
рисунки
Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений
Беседа, опрос, викторины
педагогическое наблюдение,
выполнение трудовых
поручений,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мы – дети природы» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (рзд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи).
5. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
6. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015г.№ 996-р).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
10. Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
12. Положение о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Веретенникова С.А. ознакомление дошкольников с природой. - М. - 1980. - С. 561.
Гладков Н.А. и др. Охрана природы. - М. - 1975. - С. 62.
Гусев В.Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 67.
Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С.162.
Дмитриев Ю.Д. Человек и животные. - 1973. - С. 365.
Запартович Б.Б. и др. С любовью к природе. М. - 1976. - С. 232.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение. - 1988. С. 96 10. Как знакомить дошкольников с природой. / Под редакцией Саморуковой П.Г. М. - 1978. - С. 223.

8. Лучич М.В. Детям о природе. - М. - 1978. - С.143.Методика ознакомления детей с
природой в детском саду. / Под редакцией Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение. - 1991.
- С. 240.
9.
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного
образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
10.
Мешкова Н.Н. Методическое руководство к картинам из жизни диких животных. М.: Просвещение. - 1990. - С. 35.
11.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.:
Просвещение. - 1999. - С. 225.
12.
Николаева С.Н. Юный эколог. - М. - 2005 - С. 128.
13.
Николаева С.Н. Детям об окружающем мире / /Дошкольное воспитание. -2002. - №7.
- С. 57.
14.
Постановление об
утверждении
СанПиН 2.4.4. 3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей от 03.10. 2014
15.
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение. 1983. - С. 207.
16.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Бианки В.В. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко. М., 2011.
2. Бианки В. Чей нос лучше. Кто чем поет? Как муравьишка домой спешил. Лесные
домишки. Сова. Первая охота. Издательство «Мозаика-синтез», 2019.
3. Маршак Самуил. Переводы детских английских песенок: Гвоздь и подкова. ШалтайБолтай. Котята. Перчатки. Кораблик. Три мудреца. Король Пинин. В гостях у королевы.
Три зверолова. Дом, который построил Джек. ООО Издательство «Астраль» 2012.
4. Маршак Самуил. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Где обедал, воробей? Багаж.
Про все на свете. Усатый-полосатый. ООО Издательство «Астраль» 2012.
5. Муур Лилиан. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. Издательство «Мозаика-синтез»,
2019.
6. Народные сказки о животных: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль.
Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса.
Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран.
Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и
козел. Петушок - Золотой гребешок и чудомеленка. М., 2017.
7. Носов Николай. Живая шляпа. Издательство «Мозаика-синтез», 2019.
8. Прейсен Альф. Веселый Новый год. Про козленка, который умел считать до десяти.
9. Пришвин М. Еж. Ребята и утята. М., 2015.
10. Сладков Н. Разноцветная земля. Лесные сказки. Издательство «Мозаика-синтез», 2019.
11. Сладков Николай. Воробьишкина весна. Бежал ежик по дорожке. Издательство
«Мозаика-синтез», 2019.
12. Снегирев Г. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы. М., 2017.
13. Соколов-Микитов И.С. Листопадничек. М., 2015.
14. Сутеев В.Г. Дядя Миша. Яблоко. Кот-рыболов. Елка. Разные колеса. Мешок яблок.
Капризная кошка. Палочка-выручалочка. Под грибом. М., 2015.
15. Толстой Л.Н.: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок»,
«Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача
и одна Баранка». М., 2017.

22

16. Чуковский К.И. Мойдодыр. Доктор Айболит (по ГьюЛофтингу). Федорино горе.
Телефон. Муха-Цокотуха. Айболит и воробей. Айболит. Путаница. Издательство
«Мозаика-синтез», 2019.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3.
Естественно-научные
эксперименты
–
Физика:
Коллекция
Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/

23

Приложение № 1
АНКЕТА
«Экологическая воспитанность обучающегося 5 – 7 лет»
(Автор: Т.А. Парамонова)
ФИО_________________________________________________________________
Вопросы
сентябрь
май
Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность
Проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы
Имеет представления о взаимосвязях в природе (обозначает причину — следствие, последовательность
явлений
4 Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам
природы (не делит животных на «вредных» и «полезных» и т. п.)
5 Понимает существование связи между своим здоровьем и состоянием окружающей сред
6 Умеет выражать свое отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное
восприятие природы, рассказ, сказку)
7 Знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки
8 Имеет навыки экологически грамотного поведения в природе (во время отдыха в лесу, на реке и т. п.)
9 Имеет навыки экологически грамотного поведения в быту (закрывает кран, выключает свет и т. п.)
10 Имеет навыки экологически безопасного поведения (где можно играть и отдыхать, а где — нельзя)
11 Может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде
12 Пытается ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей среде
13 Проявляет инициативу и желание участвовать в практической деятельности по уходу за животными,
уборки мусора, посадки деревьев, подкормки птиц
Примерные материалы по выявлению овладения обучающимися знаний по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Мы – дети природы».
Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город).
МАТЕРИАЛ.
Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город); наборы картинок растений и животных, указанных;
экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы): леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка,
дятел, муравьи); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей; перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда (водоросли, рогоз, кувшинка,
лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. В занятии участвуют 8 детей. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда,
картину города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с
изображением различных растений и животных. Педагог просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается,
1
2
3

договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной
экосистеме.
В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об
обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных, приводят примеры взаимосвязей в
экосистемах.
ОЦЕНКА.
Первый показатель - знание растений и животных экосистемы.
Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.
Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка).
Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.
Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.
Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.
Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого).
Высокий уровень - дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

25

Приложение № 2
МОНИТОРИНГОВЫЕ КАРТЫ
Мониторинговая карта оценки результатов освоения программы
20__ - 20__ учебный год
Шкала оценки:
Низкий Н – Освоение программы на 0 - 30%;
Средний С – Освоение программы на 30 - 60%;
Высокий В – Освоение программы на 60 - 90%;
Творческий Т – Полное освоение программы, обучающийся способен транслировать УУД без педагога.
Год обучения: __, гр. __.
№
ФИО
Предметные результаты
п/п обучающегося
Вводный
Промежуточный
Итоговый
1
2
3
1
2
3
1
2

3

Предметные: результат лежит в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний):
- овладение основными понятиями по разделам программы, усвоение знаний о природе мира в целом и родного края, в частности;
- усвоение правил правильного, экологически грамотного поведения человека в природе в целях сохранения и экономного использования
природных
ресурсов;
- умение использовать полученные знания в разных сферах жизнедеятельности.
Год обучения: __, гр. __.
Год обучения: __, гр. __.
№
ФИО
Метапредметные результаты
п/п обучающегося
Вводный
Промежуточный
Итоговый
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Метапредметные: центральной составляющей является формирование умения у обучающихся работать с информацией (извлекать её,
анализировать,
воспринимать). Отражают межпредметные понятия:
- умение формулировать и обосновывать свою точку зрения по экологическим вопросам;
- расширение кругозора, посредством включения метапредметных областей (история, окружающий мир, ботаника и зоология, география,
литература, музыка, ПДД, ИЗО, основы ЗОЖ);
- умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, в
том числе из природного материала, составлении сказок, мини-сочинений.
26

№
п/п

ФИО
обучающегося
1

Вводный
2

3

Личностные результаты
Промежуточный
1
2
3

1

Итоговый
2

3

Личностные: эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, социализация,
коммуникация:
- овладение социальными компетенциями (нормы и правила экологически грамотного поведения);
- сформированность высших психических процессов и развитость личностных качеств (память, мышление, внимание,
воображение/тактичность, доброжелательность, целеустремленность, коммуникабельность и пр.);
- овладение коммуникативно-компетентностными нормами общениями (культура общения, навык совместной деятельности, статус в
коллективе
Итоговая таблица
№
ФИО
п/п обучающегося

Предметные

Образовательный результат
Метапредметные

Личностные

Общий
итог

По результатам мониторинга педагогом проводится анализ и формулируются выводы по корректировке дальнейшей работы по программе

27

Приложение № 3
Примерные ситуации для наблюдения за обучающимися
Задание.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых
ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно
находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего
приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием
книг). В помещение приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не
догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми
объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и
растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными
(знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за животными.
Методика. У обучающегося спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему
необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:
- выбрать животное зооуголка, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за животным;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до
конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и
качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
28

(Никогда) Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их
особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным
характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.
Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым
объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими
внимание событиями.
(Иногда) Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы,
вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и
некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и
общими связями.
Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
(Всегда) Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает
связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный
характер.
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно
относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет
трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

29

Приложение № 4
Викторина
Обучающимся задаются вопросы, ответ «ДА» «НЕТ».
Результаты подсчитываются по количеству правильных ответов.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Без пузырьков в воде рыбки жить не могут.
Самый вкусный и полезный корм для рыбки – это сухой рыбий корм.
Усатые сомики в аквариуме – лучшие помощники для человека.
Лучший друг для рыбки – это водная черепашка.
Бывают рыбки, которые плавают с «оружием».
Ящерицы игуаны охотятся за мышами.
Рыбки любят кушать кашу.
Королевский питон самый большой питон в мире.
Когда рыбки спят, они закрывают глаза.
Все водные черепашки – морские.

Обучающимся предлагаются вопросы по пяти категориям. Каждый, по очереди, выбирает номер и категорию вопроса. За правильный
ответ, получает жетон. Результат подсчитывается по количеству жетонов.
1. Грызуны
1.
Какие грызуны были привезены из-за моря, за что и получили своё название. (Морская свинка)
2.
Мелкие грызуны, любители песчаных купаний. (Песчанки)
3.
Запасливый зверек, который хранит свою еду в щечках. (Хомяк)
4.
Крупные грызуны, имеют очень ценный мех и обитают в горах и скалах, способны пролазить в очень маленькие щелки.
(Шиншиллы)
5.
Очень умные грызуны c лысым длинным хвостом, хорошо приручаются, могут обходиться без воды дольше, чем
верблюды. (Крысы)
2. Насекомые
1.
Эти насекомые-вредители очень похожи на кузнечиков, но они поедают очень много растительности, отчего страдают
люди. (Саранча)
2.
Одно из самых замаскированных насекомых в природе. (Палочник)
3.
Насекомые, любители крошек, живущие рядом с человеком уже много миллионов лет. В просторечии люди его называют
прусаком. (Тараканы)
30

4.
Животное, очень сильно напоминает насекомое, но к ним не относится. Мелкий хищник, который расставляет ловушки на
мух и комаров. (Паук)
5.
Это насекомое по ночам поет красивые песни, из-за этого люди считают его символом дома, очага и уюта. (Сверчок)
3. Рептилии
1.
Самый маленький питон (Королевский)
2.
Рептилия, не имеющая конечностей. (Змея)
3.
Рептилия, сбрасывающая свой хвост в случае опасности. (Ящерица)
4.
Хищник без зубов с красными пятнами на голове, обитатель пресных водоемов, любитель полакомиться рыбкой.
(Красноухая черепаха)
5.
Китайская черепаха, с мягким панцирем и очень злобным характером. (Трионикс)
4. Рыбы
1.
Яркая рыбка, про которую пишут стихи и сочиняют сказки. (Золотая рыбка)
2.
Усатые жители водоемов, санитары аквариумов. (Сомики)
3.
Мелкие светящиеся стайные рыбки, напоминающие своей окраской российский флаг. (Неоны)
4.
Рыбки с «оружием» на хвосте. (Меченосец)
5.
Рыба, очень сильно похожа на золотую, но носит название говорящей птички. (Попугай)
5. Птицы
1. Экзотическая птица, умеющая подражать человеческой речи. (Попугай)
2. Хищная ночная птица, которая не умеет смотреть глазами по сторонам, поэтому поворачивает свою голову назад. (Сова)
3. Маленькая, желтая птичка, которая поет как «соловей». (Канарейка).
4. Белая птичка с красивым павлиньим хвостом. (Голубь-павлин)
5. Маленькие птички, которые несут очень полезные диетические пятнистые яички. (Перепелки).
Блок викторин про животных
1. Как еще называют бамбукового медведя?
1) белый медведь
2) коала
3) гималайский медведь
4) гризли
5) большая панда Ответ: большая панда.
2. Каждую зиму лось кое-чего лишается. Чего именно?
1) шерсти
2) копыт
3) рогов
4) хвоста
5) слуха Ответ: рогов.
31

3. Какое животное любит плеваться?
1) бегемот
2) верблюд
3) слон
4) осел
5) жираф Ответ: верблюд.
4. Эта птица не умеет летать:
1) пингвин
2) курица
3) гусь
4) журавль
5) дрозд Ответ: пингвин, курица.
5. Кто считается царем зверей?
1) пантера
2) собака
3) слон
4) кит
5) лев Ответ: лев.
6. Какое из этих животных не впадает зимой в спячку?
1) медведь
2) лиса
3) сурок
4) еж
5) волк Ответ: лиса, волк.
7. Назовите самое большое животное на планете.
1) слон
2) жираф
3) синий кит
4) медведь
5) касатка Ответ: синий кит.
8. Как называется жилище медведя, в котором он проводит зимнюю спячку?
1) хижина
2) халупа
3) шалаш
32

4) берлога
5) сарай Ответ: берлога.
9. Что строят бобры?
1) домики
2) ловушки для добычи
3) защитные барьеры от врагов
4) плотины
5) хранилища для запасов пищи Ответ: плотины.
10. Где обитают недавно родившиеся кенгурята?
1) в сумке у мамы
2) в гнезде
3) в норе
4) на ветках деревьев
5) в густых зарослях Ответ: в сумке у мамы.
11. Кого называют гиппопотамом?
1) носорога
2) слона
3) бегемота
4) жирафа
5) кита Ответ: бегемота.
12. Какой зверь спит вниз головой?
1) опоссумы
2) капуцины
3) лемуры
4) коалы
5) летучие мыши Ответ: летучие мыши.
13. Кого называют вепрем или секачом?
1) дикую собаку
2) дикого кабана
3) волка
4) медведя
5) гепарда Ответ: дикого кабана.
33

14. Где у кузнечика находится орган слуха?
1) на голове
2) на брюшке
3) на спине
4) на ноге
5) вообще нет ушей Ответ: на ноге.
15. Кто бегает быстрее всех?
1) страус
2) лев
3) гепард
4) волк Ответ: гепард.
16. В России этого зверя называют ондатрой. О ком речь?
1) о бобре
2) о мускусной крысе
3) о выдре
4) о морском котике
5) о скунсе Ответ: речь идет о мускусной крысе.
17. Каким животным называют человека, на которого сваливают чужую вину?
1) собакой на сене
2) тамбовским волком
3) пуганым зайцем
4) козлом отпущения
5) упрямым ослом Ответ: козлом отпущения.
18. Считается, что это животное нужно первым впустить в новый дом, чтобы жизнь в нем была счастливой. О каком животном идет
речь?
1) собака
2) попугай
3) морская свинка
4) корова
5) кошка Ответ: о кошке.
34

19. Что за зверь носит название Динго?
1) лиса
2) койот
3) гиена
4) дикая собака
5) енот Ответ: дикая собака.
20. Этот зверь объединяет в себе черты кабана, ослика и слона. Что за диковина?
1) муравьед
2) вомбат
3) тапир
4) капибара
5) ирбис Ответ: тапир.
21. У самца домашней свиньи есть особое название. Выберете правильный ответ:
1) кабан
2) хряк
3) вепрь
4) секач
5) мул Ответ: хряк.
22. Кого называют полярной лисицей?
1) хорька
2) бурундука
3) песца
4) соболя
5) пингвина Ответ: песца.
23. Что за котики организуют для своих детенышей настоящие ясли?
1) сиамские
2) морские
3) дикие
4) горные
5) лесные Ответ: морские.
24. Что за млекопитающие совсем не боится жары?
1) еж
35

2) дельфин
3) верблюд
4) жираф
5) слон Ответ: верблюд.
25. Название этого животного означает «маленький король». Как думаете, кто это?
1) заяц
2) кролик
3) крот
4) енот
5) хомяк Ответ: кролик.
26. Какой зверь считается самым медлительным?
1) черепаха
2) ленивец
3) сурикат
4) коала
5) панда Ответ: ленивец.
27. Какое животное олицетворяет собой хитрость?
1) мышь
2) белка
3) лиса
4) сова
5) ворон Ответ: лиса.
28. Какая птица любит таскать к себе гнездо блестящие предметы?
1) ворона
2) сорока
3) синица
4) кукушка
5) трясогузка Ответ: сорока.
29. Какая птица считается самой умной в мире?
1) попугай
2) ворона
3) голубь
4) ворон
36

5) сорока Ответ: ворон.
30. Каких зверей называют шатунами?
1) медведь
2) олень
3) лось
4) волк
5) жираф Ответ: медведь, который не спит зимой.
31. Какой из этих зверей живет в земле?
1) мышь-полевка
2) крот
3) кролик
4) бурундук
5) хорек Ответ: крот.
Обучающие ситуации
Утешение
1. Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2. Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3. Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4. Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5. Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.
Проблемные ситуации
1. Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2. Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая,
какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет! "Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3. Кто из девочек поступил этично?… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в
другие дни я, наверное, некрасивая"... Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно
хорошо! - Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно. Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы
этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4. Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду". Миша отвечает: "Сейчас". Проходит некоторое время, мама снова
просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. -Ну
зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был
действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
37

5. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал.
Кто поступил неэтично?
6. Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не
вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7. Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком... Федя радовался весеннему солнцу,
теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для
игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем
набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а
маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами. Юра вышел на прогулку, сразу
увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту? - подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с
разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками,
радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.
Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику
в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1. Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок
выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах
благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2. Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика,
подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3. Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4. Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не
забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».