Природа и фантазия 216 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и
фантазия» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен
ниже). Программа разработана для детей школьного возраста от 6,5 до 17 лет и нацелена
на формирование культуры творческой личности, предполагает развитие в ребенке
природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих
ему самореализоваться в различных видах и формах технической, экологической,
художественно- творческой деятельности.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и
фантазия» технической направленности.
Актуальность.
Программа «Природа и фантазия» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта
2023 года);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242;
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д
от 26.02.2021;
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
2

организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д4;
• Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
• Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала.
3.
Необходимость разработки данной программы заключается в:
•
организации экологического воспитания обучающихся вне школьного времени;
•
получении практических знаний, умений и навыков, не входящих в школьную
программу обучения;
•
приобретении необходимого минимума знаний о содержании животных в неволе;
•
возможности непосредственного общения с животными.
Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность программы состоит в интеграции таких областей
человеческого знания как экология, экономика, техническое, декоративно-прикладное и
изобразительное творчество. Обучаясь конструированию, построению моделей,
изготовлению предметов декора интерьера, дети одновременно получают знания о живой
и неживой природе, об экономической и экологической целесообразности использования
различных материалов в производстве, о вторичном использовании материалов. Изучают
основы мировой художественной культуры. Знакомятся с произведениями величайших
художников, скульпторов как современности, так и прошлых веков.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 6,5 – 17 лет, проявляющих
интерес, способности и потребности в творческой самореализации, Программа
представляет широкие возможности для совместного творчества руководителя и
участников объединения.
Настоящая программа предусматривает расширение художественного, технического
кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к
изобразительному искусству, развитие экологического мировоззрения у обучающихся.
Специфика детского экологического центра, особенности творчества, особенности
языка
различных
его
видов
делают
конструктивную,
исследовательскую,
художественную, природоохранную деятельность уникальными средствами воспитания,
обучения и развития подрастающего поколения в условиях ДЭЦ.
На занятиях по программе «Природа и фантазия» мир природы выступает как
предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на
творческую деятельность обучающихся.
Состав группы является постоянным 10-16 человек, сформированным к началу
занятий по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
педагогом самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 6 часа.
3

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и
фантазия» рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев обучения, длительностью 216
часов, из которых 41 час отводится на теоретические занятия, 175 часов на практические
занятия.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
•
на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
биологии и экологии птиц и животных;
•
на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по
применению приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс,
игра, беседа, тест, трудовые поручения, опрос, круглый стол.
Формы подведения итогов: мастер-класс, экскурсия, анализ работ, творческий отчёт,
педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра,
работа с определителями, практическое занятие, викторина, тест.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Природа и фантазия»:
воспитание творческой личности и развитие в ребенке природных задатков, творческого
потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в
различных видах и формах технической, экологической, художественно-творческой
деятельности.
Задачи:
- прививать культуру общечеловеческих ценностей;
- развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
- воспитывать толерантность и эмпатию;
- воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и
городских мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках,
мастер-классах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ).
4

Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя
+ обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков
и способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
- обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
- формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
- способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы:
Формирование гармоничной личности обучающихся как личности духовной,
приобщение их к миру технического творчества, эстетики, искусства, миру живой и
неживой природы, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное
творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Задачи:
Обучающие:
•
развитие потребностей к творческому самовыражению, к техническому
моделированию, конструированию;
•
обучение владению инструментами и приспособлениями, терминологией;
•
ознакомление с историей мировой культуры и современными достижениями;
•
обучение умениям конструирования и моделирования предметов быта,
декорирования интерьера, сада, двора…
Развивающие:
•
развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность;
•
развитие художественного, технического, объемного, пространственного,
логического и креативного мышления;
•
развитие конструкторских способностей, изобретательности и потребности
творческой деятельности.
Воспитательные:
•
формирование устойчивого интереса к художественному и техническому
творчеству;
•
формирование умений работать в коллективе, стремления к достижению
поставленной цели и самосовершенствованию;
•
воспитание
нравственных,
эстетических
и
личностных
качеств,
доброжелательности,
трудолюбия,
честности,
порядочности,
ответственности,
аккуратности, терпения, предприимчивости, патриотизма, чувства долга; - воспитание
интереса к работам изобретателей;
•
воспитание гражданина и патриота своей Родины.
5

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
всего

теория

Формы
аттестации/контроля
практика

1.
1.1.

МИР ПРИРОДЫ
Природа- художник- зритель
(введение)

54
5

12
2

42
3

1.2.

Светлые небесные переливы и
«бой облаков» (Краски неба и
краски моего настроения
изменчивы)
Краски земли (Ковер из
осенних листьев)
Царство деревьев (Капризы
природы)
Царство деревьев (Деревья
долгожители- баобабы)
Мир растений (Икэбана)
Мир растений (Кактусы)
Мир растений (Букет цветов)
Зеркало природы - вода
(Отражение)
Осенние дары (Ветка или
дерево с плодами)
Портрет волшебницы
Природы в осенних нарядах
Обобщающее занятие
Человек любуется природой
(Занятие на свежем воздухе)
МИР ЖИВОТНЫХ
Следы на снегу («Кто оставил
на снегу крестики и точки?»

7

1

6

6

1

5

6

2

4

6

1

5

6

2

4

6

2

4

6

1

5

6

0

6

48
6

7
1

41
5

1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

1.8.

1.9.

2.
2.1.

2.2.

Царство птиц (Пеликан)

6

1

5

2.3.

Букашки- таракашки
(Насекомые)

6

1

5

2.4.

Тайны подводного царства
(«Рыбы коралловых рифов,
Кто на себе дом носит?)
Кто сказал, «Мяу?» (Кошка и
собака)
Экзотические животные
(Слоны, жирафы, носороги,
бегемоты и т.п.)

6

1

5

6

1

5

2.5.

6

педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения

педагогические
наблюдения,
круглый стол
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения

2.6.

2.7.

2.8.
3.
3.1.

3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.

3.9.

3.10
4
4.1.

4.2.

4.3.

У зверей тоже бывают папы и
мамы (У кого на голове
дерево растет? Кенгуру и
кенгуренок)
Обобщающее занятие
(Животное- символ нового
года)
Обобщающее занятие
(Художники- анималисты)
МИР ЧЕЛОВЕКА
Мои друзья (Парный портрет)
Едем в страну Выдумляндию
или Вообразилию
(Выдумляндский,
фантастический транспорт)
В стране Лилипутии (ЯВеликан)
В стране Великании (ЯЛилипут, Я- Гном)
Холодное царство (Холодная
гамма цветов)
Теплое царство (Теплая гамма
цветов)
Серебряное королевство
(Черная, белая и серая краски)
Страна улыбок- Царство
смеха (Контраст теплых и
холодных цветов)
Шахматное королевство
(Белый король на черном
поле, Черный - на белом)
Страна Чудес (Чудо- дерево,
чудо- цветок и т.п.)
Занятие на свежем воздухе
(Человек в движении)
МИР ИСКУССТВА
Введение. Сколько много в
мире стран?
Путешествие на Африканский
континент (Полет на
воздушном шаре над Египтом.
Ребята- негритята)
Путешествие на поезде по
Европе (Паровоз с
вагончиками проезжает мимо
средневекового города)
Путешествие на автомобиле

6

1

5

6

1

5

6

0

6

70
7

10
2

60
5

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

0

7

44
5

12
2

32
3

6

2

4

6

2

4

7

педагогические
наблюдения,
круглый стол
дидактическая
игра
педагогические
наблюдения

педагогическое
наблюдение,
работа с
определителями
педагогическое
наблюдение,
дидактическая игра

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

или автобусе по Европе
(Чудо- башни –Пизанская
(«Падающая башня») и
Эйфелева башня)
Путешествие по Азии (Полет
на самолете над Великой
Китайской стеной)
Путешествие по воде к
берегам Японии (Любование
погодой)
Путешествие на
Американский континент
(Ребята- индейцы с
разрисованными лицами и
перьями на голове)
Путешествие в Антарктиду
(Пингвины наблюдают за
вертолетом)
Космическое путешествие
(Космический транспорт)
(Город на неведомой планете)
Обобщающее занятие (Моя
страна. Мой дом. Моя школа)
Обобщающее занятие
ИТОГО

6

2

4

6

2

4

5

1

4

5

1

4

5

0

5

216

41

175

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1.
МЫ В ПРИРОДЕ
(образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве)
Изготовление предметов интерьера из бумаги, картона, шерсти, глины, ткани,
пластика, отходных материалов, использование в декорировании различных
художественных материалов (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь,
цветная бумага и т.п.) «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов,
овощей, фруктов и т.п. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах
пейзаж и натюрморт, с работами мастеров декоративно- прикладного искусства и др.
1.1. Природа-художник-зритель (введение)
1.2. Светлые небесные переливы и «бой облаков» (Краски неба и краски моего настроения
изменчивы)
1.3. Краски земли (Ковер из осенних листьев)
1.4. Царство деревьев (Капризы природы)
1.5. Царство деревьев (Деревья долгожители- баобабы)
1.6. Мир растений (Икэбана)
Мир растений (Кактусы)
1.7. Мир растений (Букет цветов)
Зеркало природы - вода (Отражение)
1.8. Осенние дары (Ветка или дерево с плодами)
Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах
1.9. Обобщающее занятие
8

Человек любуется природой (Занятие на свежем воздухе)
2.
МИР ЖИВОТНЫХ
(образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве)
Изготовление предметов декора интерьера из бумаги, картона, шерсти, глины,
ткани, пластика, отходных материалов, роспись их различными художественными
материалами «одухотворенных образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и
домашних животных и другое. Знакомство с произведениями художников, работающих в
анималистическом жанре и другом.
2.1. Следы на снегу («Кто оставил на снегу крестики и точки?»
2.2. Царство птиц (Пеликан)
2.3. Букашки- таракашки (Насекомые)
2.4. Тайны подводного царства («Рыбы коралловых рифов, Кто на себе дом носит?)
2.5. Кто сказал, «Мяу?» (Кошка и собака)
Экзотические животные (Слоны, жирафы, носороги, бегемоты и т.п.)
2.6. У зверей тоже бывают папы и мамы (У кого на голове дерево растет? Кенгуру и
кенгуренок)
2.7. Обобщающее занятие (Животное-символ нового года)
2.8. Обобщающее занятие (Художники- анималисты)
3.
МИР ЧЕЛОВЕКА
(образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском
творчестве)
Знакомство со скульптурой человека, скульптура и роспись различными
художественными материалами «одухотворенных образов» людей (членов семьи, людей
разных возрастов и другие), мир фантазий и увлечений человека, изготовление посуду,
костюма, транспорта, архитектурных построек и т.п. Знакомство с произведениями
книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и
историческом жанрах и другое.
3.1. Мои друзья (Парный портрет)
3.2.
Едем в страну Выдумляндию или Вообразилию (Выдумляндский, фантастический
транспорт)
3.3.
В стране Лилипутии (Я - Великан)
3.4.
В стране Великании (Я - Лилипут, Я - Гном)
3.5.
Холодное царство (Холодная гамма цветов)
3.6.
Теплое царство (Теплая гамма цветов)
3.7.
Серебряное королевство (Черная, белая и серая краски)
3.8.
Страна улыбок- Царство смеха (Контраст теплых и холодных цветов)
3.9.
Шахматное королевство (Белый король на черном поле, Черный - на белом)
Страна Чудес (Чудо- дерево, чудо-цветок и т.п.)
3.10. Занятие на свежем воздухе (Человек в движении)
4.
МИР ИСКУССТВА
(образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском
творчестве)
Изготовление скульптурных композиций и декорирование их различными
художественными материалами на темы литературных, музыкальных и театральных
произведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов,
архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного
искусства.
9

4.1.
Введение. Сколько много в мире стран?
4.2.
Путешествие на Африканский континент (Полет на воздушном шаре над Египтом.
Ребята-негритята)
4.3.
Путешествие на поезде по Европе (Паровоз с вагончиками проезжает мимо
средневекового города)
Путешествие на автомобиле или автобусе по Европе (Чудо-башни – Пизанская
(«Падающая башня») и Эйфелева башня)
4.4.
Путешествие по Азии (Полет на самолете над Великой Китайской стеной)
Путешествие по воде к берегам Японии (Любование погодой)
4.5.
Путешествие на Американский континент (Ребята-индейцы с разрисованными
лицами и перьями на голове)
4.6.
Путешествие в Антарктиду (Пингвины наблюдают за вертолетом)
4.7.
Космическое путешествие (Космический транспорт) (Город на неведомой планете)
4.8.
Обобщающее занятие (Моя страна. Мой дом. Моя школа) Обобщающее занятие
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1.
развитие способности к самообучению, творческому поиску;
2.
формирование доброжелательного отношения к окружающим, чувство
взаимоподдержки.
3.
овладение умениями взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, следовать
нормам поведения в условиях коллективной деятельности, развитие эмпатии.
Метапредметные:
1.
Коммуникативные: способствовать формированию сотрудничества между
обучающимися (обучение бесконфликтного и эффективного взаимодействия при решении
коллективных задач).
2.
Познавательные: умения использовать различные способы поиска, сбора,
обработки и понимание информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями изучаемого материала.
3.
Регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, в
соответствии с личным планом обучающегося; владение навыками самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе деятельности.
Предметные:
1.
формирование теоретических знаний о видах и свойствах материалов и
инструментов, используемых для конструирования и моделирования;
2.
овладение основами технологии работы с бумагой, картоном, шерстью, тканью,
деревом, пластическими материалами, отходными материалами;
3.
формирование технологической последовательности изготовления моделей, их
оформление.

Год
обучения
9 месяцев

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
15 сентября

31 мая

36

Каникулы: 31 декабря – 8 января
10

72

216

Режим
занятий
2 занятия
по 3 часа
в неделю

3.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия
детского
творческого
объединения
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» могут
проходить на базе любого детского учреждения, соответствующего санитарным нормам, а
также оснащённым для работы необходимым оборудованием.
Методический фонд: методические пособия обновляются и дополняются.
Для успешного проведения занятий в объединении имеется необходимый учебнометодический материал, образцы моделей, комплекты шаблонов, методические пособия,
инструкционные карты, иллюстрационный материал, книги и журналы по техническому
творчеству, декоративно-прикладному, изобразительному искусству.
Материалы и инструменты. Расходные материалы, в том числе: бумага, картон,
глина, краски, карандаши, клей и прочее обучающиеся приобретают самостоятельно.
В объединении имеются ножницы, линейки, циркуль, клей, образцы используемых
материалов. Также имеется запас картона и бумаги для изготовления образцов.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

Название раздела, темы

1.
1.1.

МИР ПРИРОДЫ
Природа- художникзритель (введение)
Светлые небесные
переливы и «бой облаков»
(Краски неба и краски
моего настроения
изменчивы)
Краски земли (Ковер из
осенних листьев)
Царство деревьев (Капризы
природы)
Царство деревьев (Деревья
долгожители- баобабы)
Мир растений (Икэбана)
Мир растений (Кактусы)
Мир растений (Букет
цветов)

1.2.

1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал.

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии.

Формы
учебного
занятия.

Шуруповерт,
стамески,
картон, цемент,
песок, клей,
цветная бумага,
ножницы,
степлер и
другое

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

творческий
отчет
игра
мастер-класс
выставка
беседа

11

1.8.

1.9.

2.
2.1.

2.2.
2.3.
2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

3.
3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Зеркало природы - вода
(Отражение)
Осенние дары (Ветка или
дерево с плодами)
Портрет волшебницы
Природы в осенних нарядах
Обобщающее занятие
Человек любуется
природой (Занятие на
свежем воздухе)
МИР ЖИВОТНЫХ
Следы на снегу («Кто
оставил на снегу крестики и
точки?»
Царство птиц (Пеликан)
Букашки- таракашки
(Насекомые)
Тайны подводного царства
(«Рыбы коралловых рифов,
Кто на себе дом носит?)
Кто сказал, «Мяу?» (Кошка
и собака)
Экзотические животные
(Слоны, жирафы, носороги,
бегемоты и т.п.)
У зверей тоже бывают папы
и мамы (У кого на голове
дерево растет? Кенгуру и
кенгуренок)
Обобщающее занятие
(Животное- символ нового
года)
Обобщающее занятие
(Художники- анималисты)
МИР ЧЕЛОВЕКА
Мои
друзья
(Парный
портрет)
Едем
в
страну
Выдумляндию
или
Вообразилию
(Выдумляндский,
фантастический транспорт)
В стране Лилипутии (ЯВеликан)
В стране Великании (ЯЛилипут, Я- Гном)
Холодное
царство
(Холодная гамма цветов)
Теплое царство (Теплая
гамма цветов)

Шуруповерт,
стамески,
картон, цемент,
песок, клей,
цветная бумага,
ножницы,
степлер и
другое

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

творческий
отчет
игра
мастер-класс
выставка
беседа

Шуруповерт,
стамески,
картон, цемент,
песок, клей,
цветная бумага,
ножницы,
степлер и
другое

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

творческий
отчет
игра
мастер-класс
выставка
беседа

12

Серебряное
королевство
(Черная, белая и серая
краски)
3.8. Страна улыбок- Царство
смеха (Контраст теплых и
холодных цветов)
3.9. Шахматное
королевство
(Белый король на черном
поле, Черный - на белом)
Страна
Чудес
(Чудодерево, чудо- цветок и т.п.)
3.10. Занятие на свежем воздухе
(Человек в движении)
4.
МИР ИСКУССТВА
4.1. Введение. Сколько много в
мире стран?
4.2. Путешествие на
Африканский континент
(Полет на воздушном шаре
над Египтом. Ребятанегритята)
4.3. Путешествие на поезде по
Европе (Паровоз с
вагончиками проезжает
мимо средневекового
города)
Путешествие на автомобиле
или автобусе по Европе
(Чудо- башни –Пизанская
(«Падающая башня») и
Эйфелева башня)
4.4. Путешествие по Азии
(Полет на самолете над
Великой Китайской стеной)
Путешествие по воде к
берегам Японии
(Любование погодой)
4.5. Путешествие на
Американский континент
(Ребята- индейцы с
разрисованными лицами и
перьями на голове)
4.6. Путешествие в Антарктиду
(Пингвины наблюдают за
вертолетом)
4.7. Космическое путешествие
(Космический транспорт)
(Город на неведомой
планете)
4.8. Обобщающее занятие (Моя
страна. Мой дом. Моя школа)
Обобщающее занятие
3.7.

Шуруповерт,
стамески,
картон, цемент,
песок, клей,
цветная бумага,
ножницы,
степлер и
другое

13

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод
проблемный
метод

творческий
отчет
игра
мастер-класс
выставка
беседа

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании
программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое
наблюдение,
анкетирование,
собеседование,
конкурсы,
мероприятия, выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в конференциях,
• проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся,
• педагогическое наблюдение
Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков учащихся»
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности,
Контрольные параметры указаны в таблице (Приложение 1).
По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных
мероприятиях.

14

Метапредметные

Личностные результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Развитие интереса и ценностного отношения
учащихся к животному миру.
Готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию.

проявление
толерантности и эмпатии
умение оценивать
поступки свои и других,
умение сотрудничать

Виды
контроля/промежут
очной аттестации
вводный, текущий,
итоговый
вводный, текущий,
итоговый

Диагностический инструментарий
(формы методы, диагностика)

Формирование личной ответственности за способность применять
окружающую природу (осознание своих ответственность и
поступков по отношению к природе)
уважать других

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

Овладение умениями взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, следовать нормам
поведения
в
условиях
коллективной
деятельности, развитие эмпатии.
Умения использовать различные способы
поиска, сбора, обработки и понимание
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями
изучаемого
материала.
Осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, в соответствии с личным
планом обучающегося.
Владение
навыками
самонаблюдения,
самоконтроля,
самооценки
в
процессе
деятельности.

развитие этических
чувств, толерантности,
уважение к родной
природе
осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, мастер-класса,
практических занятий

ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха
умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные
знания, сравнивать,
делать выводы на основе
наблюдений

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

15

Предметные результаты

Формирование теоретических знаний о
многообразии животного мира, правил
поведения в природе и применение их в
практической деятельности.

применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к другим людям
Овладение
методами
и
приемами уровни освоения знаний
самостоятельной работы.
по программе,
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях
Приобретение
опыта
исследовательской умение анализировать,
деятельности
(наблюдения,
правила рассуждать, сравнивать,
оформления дневников наблюдения).
презентовать свои
результаты на основе
наблюдений

16

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, практических
занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая
игра,
беседы,
тесты,
трудовые
поручения,
практические занятия, мастеркласс, наблюдения и общение с
животными живого уголка
педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

вводный, текущий,
итоговый

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа и фантазия» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015г.№ 996-р).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ
ДО – ДЭЦ «Рифей».
15.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
17

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Веретенникова С.А. ознакомление дошкольников с природой. - М. - 1980. - С. 561.
2. Гладков Н.А. и др. Охрана природы. - М. - 1975. - С. 62.
3. Гусев В.Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 67.
4. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С.162.
5. Дмитриев Ю.Д. Человек и животные. - 1973. - С. 365.
6. Запартович Б.Б. и др. С любовью к природе. М. - 1976. - С. 232.
7. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение. - 1988. С. 96 10. Как знакомить дошкольников с природой. / Под редакцией Саморуковой П.Г. - М. 1978. - С. 223.
8. Лучич М.В. Детям о природе. - М. - 1978. - С.143.
9. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под редакцией Саморуковой
П.Г. - М.: Просвещение. - 1991. - С. 240.
10. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от
11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
11. Мешкова Н.Н. Методическое руководство к картинам из жизни диких животных. - М.:
Просвещение. - 1990. - С. 35.
12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.:
Просвещение. - 1999. - С. 225.
13. Николаева С.Н. Юный эколог. - М. - 2005 - С. 128.
14. Николаева С.Н. Детям об окружающем мире / /Дошкольное воспитание. -2002. - №7. - С.
57.
15. Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей от 03.10. 2014 г.
16. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение. - 1983. С. 207.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1.
Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Алый
парус, 2009 Серия:Дополнительное образование.
2. Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 156 с
3. Окрестности Свердловска. / Архипова Н.П. - Средн-Урал. Кн изд-во, 1972 г. – 207 с.
4. Будьте здоровы! / Оранский Е.И.- Свердл. : Средн-Урал. Кн изд-во, 1989 г. – 288 с.
4. Конспекты по биологии. / Заостровцева Н.А. – СПб: Питер Паблишинг, 1998г – 384.
5.
Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А. Богачкина;
худож. П.В. Зарослов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 224 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), http://schoolcollection.edu.ru
3.
Естественно-научные
эксперименты
–
Физика:
Коллекция
Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya
18

5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».