Юные любители природы 180 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
любители природы» разработана на основе нормативных документов (список литературы
приведен ниже).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
любители природы» естественно-научной направленности.

программа

«Юные

Актуальность
Программа «Юные любители природы» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242;
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка

2

дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д4;
•
Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
•
Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала;
3.
Необходимость разработки программы «Юные любители природы»
заключается в предупреждении в детях бессердечного обращения к живому, любого
проявления черствости и жестокости по отношению к природным объектам. Живая
природа активно воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы
познание природы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных
поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребенка со стороны
окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный
пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что на базе большой и
разнообразной коллекции растений зимнего сада занятия проводятся в нескольких видах
деятельности: образовательной, развивающей, познавательной, трудовой, игровой,
исследовательской, что позволяет наиболее полно раскрыть способности, возможности и
интересы детей.
Обучающиеся учатся ориентироваться в ближайшем природном окружении,
оценивать различные экологические ситуации в родном городе и природном районе,
проводить простейшие экологические исследования; приобретают основы культуры
экономного природопользования, позволяющие наиболее эффективно использовать
природные условия и ресурсы при минимальном ущербе окружающей человека среде,
получают практические навыки по экологической безопасности в природе и быту,
углубляют знания в области биологии, растениеводства и животноводства. Программа
берёт на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует
целостность взгляда на природу, общество, место человека в них.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные любители природы»
отнесена к программам естественнонаучной направленности, рассчитана на обучение
детей 5-17 лет, что соответствует старшему дошкольному и школьному возрасту.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии формировании экологического мировоззрения у всех
людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Природа –
удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнкашкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных
знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Ребенок
раскрывается в общении с природой, у него пробуждается интерес к окружающему миру,
формируется умение делать открытия и удивляться им.
Младшие школьники учатся выполнять определённые трудовые действия для
улучшения жизни животных и растений, основываясь на самостоятельном понимании
ситуации или пользуясь объяснением взрослого. Степень экологической воспитанности
позволяет ребёнку строить свое поведение безопасно и полезно для природы. Процесс
обучения предполагает не только передачу знаний о мире вокруг нас, но и формирование
3

внимательного отношения к природе. В ходе занятий младшие школьники начинают
осознавать себя частью природы и заботиться о ней всеми доступными способами.
Состав группы является постоянным 10-15 человек, сформированным к началу
занятий по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
педагогом самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 5 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа и 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
любители природы» рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев обучения,
длительностью 180 часов, из которых 67 часа отводятся на теоретические занятия, 113
часов на практические занятия.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
•
на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
биологии и экологии птиц и животных;
•
на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по
применению приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс, игра,
беседа, тест, трудовые поручения, опрос, круглый стол.
Формы подведения итогов: мастер-класс, экскурсия, анализ работ, творческий отчёт,
педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра,
работа с определителями, практическое занятие, викторина, тест.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Юные любители природы»:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
Задачи:
- прививать культуру общечеловеческих ценностей;
4

- развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
- воспитывать толерантность и эмпатию;
- воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и
городских мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках,
мастер-классах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя
+ обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков
и способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
• обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
• формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
• способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
Цели и задачи.
Цель: Формировать у обучающихся экологические знания и представления, через
поисково-познавательную деятельность.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
Обучающие:
•
формировать целостное представление о природе (взаимосвязь и взаимовлияние с
другими компонентами живой и неживой природы);
•
формировать умение рационально использовать природные ресурсы для
гармоничного развития личности.
•
формировать навыки творческой и учебно-исследовательской деятельности.
Развивающие:
•
развивать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях;
•
развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать,
сравнивать и обобщать;
•
развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об
экологических проблемах города.
Воспитательные:
•
воспитывать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисковопознавательной деятельности;

5

•
воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное
отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
•
воспитывать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои
желания, взгляды, предложения с другими детьми.

№
п/п
1.
1.1.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Количество часов
Формы аттестации/
Название раздела, темы
контроля
Всего Теория Практика
ТРЕТЬЯ ПЛАНЕТА
СОЛНЦА
«Живая» планета во
Вселенной

ОТ

18

6

12

6

2

4

1.2.

«Зеленые приемники»
солнечной энергии - растения

6

2

4

1.3.

Живые организмы на планете
Земля

6

2

4

2.

30

10

20

2.1.

ЧЕЛОВЕК – ВЕРХНЯЯ
СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ?
Человек, как живой организм

6

2

4

2.2.

Что такое здоровье?

6

2

4

2.3.

Человек, как общественное
(социальное) существо

6

2

4

2.4.

Искусственная (рукотворная)
природа

6

2

4

2.5.

Природа – неиссякаемый
источник вдохновения
СОСТОЯНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Здоровье людей и здоровье
окружающей среды
Примеры созидательной
деятельности человека

6

2

4

16

6

10

8

3

5

8

3

5

21

9

12

7

3

4

3.

3.1.
3.2.

4.
4.1.

ПОДЗЕМНАЯ
СРЕДА
ОБИТАНИЯ
Геологическое строение Земли

педагогическое
наблюдение,
игра, рисунок
педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, экскурсия
педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, экскурсия
педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, игра
игра, педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, конкурс
игра, педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, выставка
педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, экскурсия
педагогическое
наблюдение, диспут

педагогическое
наблюдение, выставка
педагогическое
наблюдение,
мастер-класс
игра, педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, выставка
6

4.2.

Почва

7

3

4

игра, педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения

4.3.

Почвенные обитатели
(насекомые, черви, грибы,
корни растений, роющие
млекопитающие)
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Разнообразие климатических
условий

7

3

4

педагогическое
наблюдение,
игра

21

9

12

7

3

4

Особенности условий
наземно-воздушной среды
обитания
Животные и растения
уральского леса

7

3

4

7

3

4

28

12

16

7

3

4

7

3

4

6.3.

ВОДНАЯ
СРЕДА
ОБИТАНИЯ
Пресные и соленые водоемы
на Земле
Особенности водной среды
обитания
Пресноводные обитатели

7

3

4

6.4.

Роль рек в жизни человека

7

3

4

18

6

12

7.1.

СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
ОХРАНЫ
ПРИРОДЫ
Экологические катастрофы

6

2

4

7.2.

Красная книга

6

2

4

7.3.

День Земли

6

2

4

ЕЖЕГОДНОЕ
ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
Весеннее пробуждение
природы

24

8

16

6

2

4

5.
5.1.

5.2.

5.3.

6.
6.1.
6.2.

7.

8.
8.1.

игра, педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения,
выставка
игра, педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения, экскурсия
игра, педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения
педагогическое
наблюдение, коллаж
педагогическое
наблюдение, диспут
педагогическое
наблюдение,
дидактическая игра
педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения,
круглый стол

педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения,
мастер-класс
педагогическое
наблюдение,
выставка
педагогическое
наблюдение,
праздник,
круглый стол
педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения,
выставка
7

8.2.

Размножение в мире
животных

6

2

4

8.3.

Развитие с превращением и
прямое развитие

6

2

4

8.4.

Размножение в мире растений

6

2

4

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

4

1

3

180

67

113

Итого:

2.2.

педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения
педагогическое
наблюдение, игра,
трудовые поручения
педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения
Праздник «Земная
красота»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

1. ТРЕТЬЯ ПЛАНЕТА ОТ СОЛНЦА
1.1. «Живая» планета во Вселенной
Теория: Солнце – источник тепла и света на Земле. Вода, земля, воздух – богатства нашей
«зеленой планеты».
Практика: Игра «Солнце-Земля-Вода».
1.2. «Зеленые приемники» солнечной энергии – растения.
Теория: «Золотые цепи» природы – пищевые цепи. Листопад и его причины.
Практика: Экскурсия на учебно-опытный участок «Земля-кормилица» и в теплицу. Сбор
природного материала для последующих поделок. Игра «Узнай по коре, что за дерево?»
1.3. Живые организмы на планете Земля.
Теория: Общее в многообразии (признаки жизни). Уникальность жизни. Ценность
каждого живого существа: «От божьей коровки до слона».
Практика: Прогулка-исследование «Деревья нашего парка».
Творческая работа: изготовление коллективного панно «Солнце».
Прогулка с биноклем, лупами и сбор экспонатов в «Музей находок».
Игра «Узнай на ощупь листья, плоды, семена растений».
Игра-театрализация «Лесная история».
2. ЧЕЛОВЕК – ВЕРХНЯЯ СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ?
2.1. Человек как живой организм.
Теория: Системы жизнеобеспечения: пищеварительная, дыхательная, выделительная,
кровеносная, нервная, репродуктивная. «Солнышко на завтрак»: от энергии Солнца к
энергии жизнедеятельности.
Практика: Игры: "Солнышко на завтрак" («пищевая цепочка»), "Фрукты и Овощи".
2.2. Что такое здоровье.
Теория: Вредные и полезные привычки. Здоровье физическое и духовное.
Практика: Рисование на тему «Как я устроен». Комплекс физических упражнений «Будем
здоровы!».
2.3. Человек как общественное (социальное) существо.
Теория: Мой социум: семья, группа детского сада, друзья во дворе.
Практика: Рисование на темы «Я и мой мир». Проект «Мое генеалогическое древо».
2.4. «Искусственная (рукотворная) природа» - сделанная руками человека.
8

Теория: Человек как культурное (духовное) существо. Человек – творец, созидатель.
Практика: Экскурсия "Естественная и искусственная природа вокруг нас".
2.5. Природа – неиссякаемый источник вдохновения.
Теория: Ответственность человека за поступки в природе.
Практика: Диспут.
3. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.
3.1. Здоровье людей и здоровье окружающей среды.
Теория: Примеры плохого влияния человека на природу: мусор, шум, дым. Проблема
бездомных животных.
Практика: Обследование территории в окрестностях: «Что хорошо и что плохо для
природы и для самого человека?». Рисование на тему «Теплые ладошки». Практическая
работа: «Сколько воды нужно человеку?».
3.2. Примеры созидательной деятельности человека.
Теория: Обустройство улиц и парков, создание заповедников, кормление диких животных
(птицы, лоси, косули), экономия природных ресурсов (вода, древесина (бумага,
деревянные вещи и др.), электроэнергия), очистка и вторичное использование отходов
производства. Правила поведения в природе.
Практика: Самостоятельная формулировка и рисование природоохранных знаков.
Мастерская «Умелые руки»: изготовление кормушек для птиц; поделки из отходных
материалов. Экологическая акция «Поможем природе».
4. ПОДЗЕМНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ.
4.1. Геологическое строение Земли.
Теория: Земная кора и ее типы. Мантия, внутренне и внешнее ядро. Урал - «кладовая
самоцветов».
Практика: Рисование по впечатлению: «Серебряное копытце», «Каменный цветок» и др.
сказы П.П. Бажова. Игра на экологической тропе: «Знакомство с подземным царством».
4.2. Почва.
Теория: Происхождение почвы, ее свойства, состав, важность для жизни на Земле.
Особенности условий подземной среды обитания: отсутствие света, влажность, наличие
воздуха, относительно постоянная температура.
Практика: Опыт по обнаружению воздуха в почве.
4.3. Почвенные обитатели (насекомые, черви, грибы, корни растений, роющие
млекопитающие).
Теория: Особенности строения, приспособленность к подземному образу жизни, пищевые
связи. Дождевые черви – «верные солдаты королевства».
Практика: Исследовательская работа: «Дождевой червяк, кто ты, какой ты?»
Эксперимент-моделирование «Роль дождевых червей в образовании почвы». Играидентификация «Проложим подземный путь» (дождевые черви).
5. НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ.
5.1. Разнообразие климатических условий.
Теория: Понятие климата. Климатические зоны Земли (тропики, жаркие пустыни,
холодная тундра и ледники).
9

Практика: Рисование: «Белый медведь на севере». Игра-сравнение «Мишка бурый и
мишка белый: приспособленность к условиям обитания»
5.2. Особенности условий наземно-воздушной среды обитания.
Теория: Умеренные широты: изменение освещенности, температуры, влажности в связи
со сменой дня и ночи, времени года; осадки, ветры, солнечное излучение. Жизненно
важные потребности живых организмов.
Практика: Наблюдения за птицами, прилетающими на территорию школы, подкормка
птиц.
5.3. Животные и растения уральского леса.
Теория: Видовое разнообразие. «Этажи леса». Пищевые цепи в лесном сообществе.
Значение леса в природе и для человека.
Практика: Просмотр видеофильмов о животных – обитателях леса. Обследование
предметов в помещении: «Что подарил нам лес?» Игры на ощущения: «Узнай на ощупь…
(шишку, ветку, дерево)», «Узнай по запаху… (ель, сосну, березу…)», «Узнай на вкусу…
(рябину, яблоко, клюкву, бруснику…)» и др. Ролевые игры: «Этажи леса», «Зайцы и
лисы», «Дятлы и ели».
6. ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ.
6.1. Пресные и соленые водоемы на Земле.
Теория: Океаны, моря, реки, озера, болота. Обитатели морей и океанов – водоросли,
беспозвоночные, рыбы, рептилии, млекопитающие; пищевые связи.
Практика: Коллаж «Обитатели соленых и пресных водоемов».
6.2. Особенности водной среды обитания.
Теория: Температура, наличие кислорода, проницаемость для света в зависимости от
глубины, мутности воды.
Практика: Диспут.
6.3. Пресноводные обитатели.
Теория: Сообщество животных и растений. Водные членистоногие: паук-серебрянка,
личинка стрекозы, жук-плавунец – приспособленность к жизни в водной среде, пищевые
связи. Рыбы (карп, лещ, щука, окунь). Лягушки: особенности жизни в двух средах.
Водоплавающие и околоводные птицы: особенности строения в зависимости от способа
питания и передвижения (цапля, журавль, утка, кулик, пеликан). Водные млекопитающие:
особенности строения и пищевые связи (на примере бобра).
Практика: Дидактическая игра «Обитатели пресноводных водоемов».
6.4. Роль рек в жизни человека
Теория: Питьевая и техническая вода, полив сельскохозяйственных угодий, промысел
рыбы, строительство гидроэлектростанций, место отдыха и др. Проблема экономии
пресной воды. Главные реки России: Волга, Енисей, Обь, Амур. Верховье р. Исеть – место
основания города Екатеринбурга.
Практика: Обсуждение за круглым столом.
7. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.
7.1. Экологические катастрофы.
Теория: Загрязнение воды, воздуха, почвы – промышленностью, транспортом, бытовыми
отходами. Разорение мест обитания животных.
Практика: Мероприятие «Мусор, который мы производим» (сортировка: разлагаемый и не
разлагаемый в естественных условиях мусор). Мастерская «Умелые руки»: ремонт книг и
10

изготовление поделок из отходных материалов. Обследование - экологическая оценка
территории вокруг школы «Что нас окружает?»
7.2. Красная книга.
Теория: Красная книга – история создания. Красная книга РФ. Красная книга Среднего
Урала.
Практика:
7.3. День Земли.
Теория: Мы все – дети Природы. Человек – разумный, созидающий, чувствующий.
Ценность и уникальность природы Земли.
Практика: Личный кодекс поведения в природе. Праздник «День планеты». Круглый стол
«Что я могу…».
8. ЕЖЕГОДНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ.
8.1. Весеннее пробуждение природы.
Теория: Признаки весны: распускание листьев, появление первых насекомых, прилет
птиц. Весна в художественных произведениях поэтов, писателей, художников,
композиторов. Весна – пора любви и оставления потомства.
Практика: Наблюдения за признаками наступления весны в природе: «Природа
пробуждается». Рисование: «Как я чувствую весну», «Я и Природа».
8.2. Размножение в мире животных: брачные наряды птиц и млекопитающих, брачные
игры и ухаживания, откладывание икры (рыбы, амфибии), яиц (змеи, ящерицы, птицы) и
живорождение (некоторые рыбы, млекопитающие).
Практика: Беседа-обсуждения.
8.3. Развитие с превращением (лягушка, бабочка) и прямое развитие (тараканы, кузнечик).
Забота о потомстве у млекопитающих (кенгуру, заяц, волк, медведь и др.).
Практика: Игры-идентификации «Превращения бабочки» («Гусеница-Куколка-Бабочка»),
«В сумке у мамы-кенгуру», «Зайчата».
8.4. Размножение в мире растений: шишки и семена у хвойных деревьев; цветки, плоды и
семена у цветковых растений.
Практика: Наблюдения за распусканием листьев, ветроопыляемых и насекомоопыляемых
соцветий на деревьях.
Практика: Исследовательские работы: «Строение шишки сосны (ели). Строение семянлетучек»; «Сколько яблонек вырастет из одного яблока?». Посадка семян цветочных
культур, древесных саженцев.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Праздник «Земная красота».

3.3.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
1.
Развитие социальных компетенций (нормы и правила экологически грамотного
поведения в природе; осознание бережного отношения к своему здоровью, своей жизни и
жизни другого человека.
2.
Развитие личностных качеств (память, мышление, внимание, воображение,
тактичность, доброжелательность, целеустремленность.
3.
Овладение коммуникативно-компетентностными нормами общениями.
11

4.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1.
Умение формулировать и обосновывать свою точку зрения по экологическим
вопросам, умение применять на практике уже полученные знания.
2.
Умение выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления букетов, в том числе из природного
материала.
3.
Расширение кругозора, посредством включения метапредметных областей
(история, окружающий мир, ботаника и зоология, география, литература, музыка, ДПТ,
ИЗО, основы ЗОЖ).
Предметные:
1.
Овладение основными понятиями по разделам программы, усвоение знаний о
растениях разных климатических зон в целом, и Урала, в частности.
2.
Умение использовать полученные знания в разных сферах жизнедеятельности.
3.
Усвоение правил правильного, экологически грамотного поведения человека в
природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
9 месяцев

Дата
начала
обучения
15 сентября

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая

36

72

180

Режим
занятий
1 занятие
по 2 часа
и
1 занятие
по 3 часа
в неделю

Каникулы: 31 декабря – 8 января

3.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные помещения:
- учебный класс, зимний сад оформленные в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
- столы и стулья для педагога и обучающихся;
- классная доска;
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Учебные принадлежности.
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- маркеры;
- бумага для рисования;
- клей;
12

Технические средства обучения:
- телевизор
- ноутбук
- проектор
- (формат mp3);
- лупы, микроскопы;
- термометры;
- обогреватели с терморегуляторами;
- компрессоры воздушные;
- светильники смешанного типа освещения;
- вытяжные вентиляторы;
- кондиционер;
- опрыскиватели для растений разных типов.
Наглядность. Методическое пособие.
- глобус
- Цветочный учебно-опытный участок с коллекцией однолетних и многолетних цветочнодекоративных культур.
- Коллекция комнатных растений.
- Посадочный материал (семена цветочных культур, луковицы).
- Слайды цветочно-декоративных растений.
- Слайды комнатных растений.
- Слайды «Цветочные композиции».
- Карта природных зон мира, России.
- Гербарные образцы вредителей и болезней растений.
- Коллекция удобрений.
- Таблицы основных удобрений с их краткой характеристикой.
- Садовый инвентарь.
- Сухой природный материал.
- Вспомогательный материал для работы над цветочной композицией (мягкая проволока,
специальная отожженная проволока, перлитовый песок, клей ПВА, синтетические
пористые материалы – пиафлор, "оазис").
- Аптечка с медикаментами.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).

13

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

1.
1.1.
1.2.

1.3.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

3.

3.1.
3.2.

Название раздела, темы

ТРЕТЬЯ ПЛАНЕТА ОТ
СОЛНЦА
«Живая» планета во
Вселенной
«Зеленые приемники»
солнечной энергии –
растения
Живые организмы на
планете Земля

ЧЕЛОВЕК – ВЕРХНЯЯ
СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ?
Человек, как живой
организм
Что такое здоровье?
Человек, как общественное
(социальное) существо
Искусственная
(рукотворная) природа
Природа – неиссякаемый
источник вдохновения

СОСТОЯНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЗДОРОВЬЕ
ЧЕЛОВЕКА
Здоровье людей и здоровье
окружающей среды
Примеры созидательной
деятельности человека

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии.

Формы
учебного
занятия.

словесный
наглядный
метод
практическое
задание
использование
тех. средств

трудовые
поручения
презентация
игра
экскурсия

словесный
наглядный
метод
практическое
задание
использование
тех. средств

трудовые
поручения
презентация
игра
конкурсы
выставка
диспут

словесный
наглядный
метод
практическое
задание
использование
тех. средств

трудовые
поручения
экскурсия игра
мастер-класс

14

4.
4.1.
4.2.
4.3.

5.
5.1.
5.2.

5.3.

6.
6.1.
6.2.
6.3.

7.

7.1.
7.2.
7.3.

ПОДЗЕМНАЯ СРЕДА
ОБИТАНИЯ
Геологическое строение
Земли
Почва
Почвенные обитатели
(насекомые, черви, грибы,
корни растений, роющие
млекопитающие)

Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ Географические
СРЕДА ОБИТАНИЯ
карты мира,
Разнообразие
России, Урала.
климатических условий
Различные
Особенности условий
коллекции
наземно-воздушной среды
представителей
обитания
флоры мира,
Животные и растения
России, Урала.
уральского леса
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
ВОДНАЯ СРЕДА
Географические
ОБИТАНИЯ
карты мира,
Пресные и соленые
России, Урала.
водоемы на Земле
Различные
Особенности водной среды коллекции
обитания
представителей
Пресноводные обитатели
флоры мира,
Роль рек в жизни человека
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
СОВРЕМЕННЫЕ
Географические
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ
карты мира,
ПРИРОДЫ
России, Урала.
Экологические катастрофы Различные
Красная книга
коллекции
День Земли
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент

словесный
наглядный
метод
практическое
задание
использование
тех. средств

трудовые
поручения
конкурсвыставка
игра
музыкальная
викторина

словесный
наглядный
практическое
задание
использование
тех. средств

практическое
задание
игра экскурсия
выставка
экскурсия
дидактическая
игра

словесный
наглядный
практическое
задание

практическое
задание
экскурсия
практикум
коллаж
дидактическая
игра
круглый стол

словесный
наглядный
практическое
задание
словесный
наглядный

практическое
задание
мастер-класс
выставка

15

8.

8.1.
8.2.
8.3.
8.4.

ЕЖЕГОДНОЕ
ОБНОВЛЕНИЕ
ПРИРОДЫ
Весеннее пробуждение
природы
Размножение в мире
животных
Размножение в мире
животных
Размножение в мире
животных

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
словесный
коллекции
наглядный
представителей
метод
флоры мира,
практическое
России, Урала.
задание
Большой
использование
ассортимент
тех. средств
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
Географические
наглядный,
карты мира,
словесный,
России, Урала.
проблемный
Различные
метод
индивидуальная,
коллекции
представителей самостоятельная
работа
флоры мира,
России, Урала.

трудовые
поручения
экскурсия
игра
выставка

Праздник
«Земная
красота»

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании
программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое
наблюдение,
анкетирование,
собеседование,
конкурсы,
мероприятия, выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
3.3.

16

•
•

участие в конференциях,
проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся,
• педагогическое наблюдение
Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков обучающихся»
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности,
Контрольные параметры указаны в таблице (Приложение 1).
По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных мероприятиях.

17

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Метапредметны
е

Личностные результаты

Развитие социальных компетенций (нормы и проявление
правила экологически грамотного поведения в толерантности и эмпатии
природе; осознание бережного отношения к
своему здоровью, своей жизни и жизни
другого человека).

Виды
Диагностический инструментарий
контроля/промежут
(формы методы, диагностика)
очной аттестации
вводный, текущий, педагогические наблюдения,
итоговый
беседы, трудовые поручения,
викторины

Развитие личностных качеств
(память, умение оценивать
мышление,
внимание,
воображение, поступки свои и других,
тактичность,
доброжелательность, умение сотрудничать
целеустремленность.

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
творческий отчет, дидактическая
игра, беседы трудовые поручения

Формирование установки на безопасный, способность применять
здоровый образ жизни, наличие мотивации к ответственность и
творческому труду, работе на результат, уважать других
бережное отношение к материальным и
духовным ценностям.

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

Овладение коммуникативнокомпетентностными нормами общениями.

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, мастер-класса,
практических занятий
педагогические
наблюдения,

Умение формулировать и обосновывать свою
точку зрения по экологическим вопросам,
умение
применять
на
практике
уже
полученные знания.
Умение выражать свое отношение к природе и

развитие этических
чувств, толерантности,
уважение к родной
природе
осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность
ориентирование в

вводный, текущий,

людям в продуктивной деятельности в виде понимании причин
рисования, изготовления букетов, в том числе успеха и неуспеха
из природного материала.

Предметные результаты

Расширение
кругозора,
посредством
включения
метапредметных
областей
(история, окружающий мир, ботаника и
зоология, география, литература, музыка,
ДПТ, ИЗО, основы ЗОЖ).

умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные
знания, сравнивать,
делать выводы на основе
наблюдений
Усвоение правил правильного, экологически
применение полученных
знаний в различных
грамотного поведения человека в природе в
целях сохранения и экономного использования жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
природных ресурсов.
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к другим людям
Овладение основными понятиями по разделам уровни освоения знаний
по программе,
программы, усвоение знаний о растениях
разных климатических зон в целом, и Урала, в применение полученных
знаний в различных
частности.
жизненных ситуациях
Умение использовать полученные знания в
умение анализировать,
рассуждать, сравнивать,
разных сферах жизнедеятельности.
презентовать свои
результаты на основе
наблюдений

итоговый

беседы, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, практических
занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая
игра,
беседы,
тесты,
трудовые
поручения,
практические занятия, мастеркласс, наблюдения и общение с
животными живого уголка
педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

вводный, текущий,
итоговый

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные любители природы» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015г.№ 996-р).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства

Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
15.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.
Алберте А.В., Литвинова И.П., Масилюне А.П. Семья принимает гостей.- М.:
Профиздат, 1992.
2. Архипов, Е. Драгоценные орхидеи: капризные и неприхотливые / Е.Архипов,
Цветоводство. – 2011. - № 5. – С. 53 – 56.
3. Борисова, А. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений / А.Борисова, О.
Бердникова . - М.: Эксмо, 2010. – 240 с.: ил.
4. Висяцева Л.В., Соколова Т.А. Промышленное цветоводство.- М.: Агропромиздат, 1991.
5. Возрастная психология.- М, 1993.
7.
Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок: Пособие по аранжировке цветов.Санкт-Петербург: Лениздат, 1993.
8.
Вонг, Е. Фэн-шуй консультант, Е.Вонг. – М.: Эксмо, 2003. – 272., ил.
9.
Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию (+CD-ROM), М.: Детство-Пресс,
2015.
10.
Воронова, О. История моего сада, Домашний очаг. – 2011. - № 7. – С. 168 – 175
Зайцева, А. Террасы, веранды , площадки. Дизайн для отдыха. – М.: Эксмо, 2011. – 64 с.:
ил.
11.
Герасимов С.О., Журавлев И.М., Серянин А.А. Редкие комнатные растения. М., 1997.
12.
Глазачев С. Н.Экологическая культура как один из определяющих факторов в
решении социально-значимых задач. -(Экология и жизнь) // Вестник экологического
образования. -2008. -N 1.-С. 16-17.12.
13.
Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. - М.,
1976.
14.
Дж. Робел. Флористика (основы мастерства). Москва – 2010 год.
15. Костинская И.В. «Исследователи природы» - Изд., «Просвещение», - М.: 1983г. – 286с.
15. Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября
1989 г.
16. Ктрин Беренд. Морские свинки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2002
15. Кэтрин Старк, Практическая энциклопедия домашних животных для детей. М.:
«Россмен». 2001
16. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.-М.;
Педагогическое общество России, 2002
17. Оттофон Фриш. Хомяки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2001
18. Покидаева Т. Практическая энциклопедия домашних животных. – М.; «Росмен» 2001г.
19.
Постановление
об
утверждении
СанПиН
2.4.4.
3172-14
«санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от
03.10. 2014г.
20. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).
21

21. Райнер Ниманн. Волнистые попугаи-М.; ООО «Издательство Астрель», 2001
22. Руденко А.Б. Рептилии. – Санкт-Петербург.: «А.В.К. - Тимошка», 2005
23. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
24. Хартмут Вильке. Черепахи.-М.; ЗАО «Омега», 2002
25. Хорст Бильфельд. Мыши.-М.; «Омега», 2002
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Большая энциклопедия природы. М., 2010.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю. Е., "Ребенок среди природы", Минск-полымя 1985
3. Логинов Л.М., Озеров А.Г. Кладовые природы. ЦДЮТК, М., 2009.
4. Мансурова С.Е. Школьный практикум, следим за окружающей средой. 9 – 11 класс. М.,
2009
5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2010г.
6. Энциклопедия окружающего мира. М., 2009.
7. Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.
8. Деревья. М., 2009. 9. Энциклопедия. Мир леса. М., 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4.
Обучающие
программы
и
исследовательские
работы
учащихся
http://obuchonok.ru/razdel-biologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/
9. Холли Вебб «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок
Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят
улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.
10. Юрий Яковлев «У человека должна быть собака».

22

Приложение № 1
Анкета
«Экологическая воспитанность обучающегося»
(Автор: Т.А. Парамонова)
ФИО_________________________________________________________________
сентябрь

май

Проявляет познавательный интерес к
объектам природы, любознательность
Проявляет желание общаться с природой,
наблюдать за природными явлениями,
объектами природы
3 Имеет представления о взаимосвязях в
природе (обозначает причину —
следствие, последовательность
явлений
Понимает и обосновывает необходимость
уважительного, бережного отношения ко
всем объектам
природы (не делит животных на
«вредных» и «полезных» и т. п.)
Понимает существование связи между
своим здоровьем и состоянием
окружающей сред
Умеет выражать свое отношение к
природе через музыку, изобразительную
деятельность (образное
восприятие природы, рассказ, сказку)
Знает ряд названий природных объектов
своего ближайшего окружения и их
отличительные признаки
Имеет навыки экологически грамотного
поведения в природе (во время отдыха в
лесу, на реке и т. п.)
Имеет навыки экологически грамотного
поведения в быту (закрывает кран,
выключает свет и т. п.)
Имеет навыки экологически безопасного
поведения (где можно играть и отдыхать, а
где — нельзя)
11 Может прогнозировать некоторые
последствия своих действий по
отношению к окружающей среде
Пытается ограничивать свои желания и
потребности, если они могут нанести вред
окружающей среде
Проявляет инициативу и желание
участвовать в практической деятельности
по уходу за животными, уборки мусора,
посадки деревьев, подкормки птиц
23

Примерные материалы по выявлению овладения обучающихся знаниями по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юные любители
природы»
Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и
взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город). Проводится в конце учебного
года.
МАТЕРИАЛ.
Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город);
наборы картинок растений указанных; экосистем (по 3-4 картинки растений): леса (ель,
орешник, мхи, ягоды;); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей); пруда (водоросли,
рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень,
подорожник; собака, ворона, голубь, муха).
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.
В занятии участвуют 8 детей. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса,
луга, пруда, картину города; дети называют соответствующие картинам экосистемы.
Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений.
Педагог просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается,
договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений,
которые могут жить в данной экосистеме.
ОЦЕНКА.
Первый показатель - знание растений.
Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений, названия которых
не знают.
Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений, знают почти все
названия (допускается 1 ошибка).
Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений, знают все
названия.
Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.
Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь
взрослого не приводит к улучшению результата.
Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются
наводящие вопросы взрослого).
Высокий уровень - обучающиеся самостоятельно приводят 2-3 примера
взаимосвязей в экосистеме

24

Приложение № 2
МОНИТОРИНГОВЫЕ КАРТЫ
Мониторинговая карта оценки результатов освоения программы
20__ - 20__ учебный год
Шкала оценки:
Низкий Н – Освоение программы на 0 - 30%;
Средний С – Освоение программы на 30 - 60%;
Высокий В – Освоение программы на 60 - 90%;
Творческий Т – Полное освоение программы, обучающийся способен транслировать УУД
без педагога.
Год обучения: __, гр. __.
№
п/п

ФИО
обучающегося Вводный
1

2

Предметные результаты
Промежуточный
Итоговый
1

4

2

3

1

2

3

Предметные: результат лежит в основе изучения самого предмета (опыт получения,
преобразования и применения предметных знаний):
овладение основными понятиями по разделам программы, усвоение знаний о природе
мира в целом и родного края, в частности;
усвоение правил правильного, экологически грамотного поведения человека в природе
в целях сохранения и экономного использования природных
ресурсов;
умение использовать полученные знания в разных сферах жизнедеятельности.
Год обучения: __, гр. __.
Год обучения: __, гр. __.
№
п/п

ФИО
обучающегося
1

Вводный
2
1

Метапредметные результаты
Промежуточный
Итоговый
4
2
3
1
2
3

Метапредметные: центральной составляющей является формирование умения у
обучающихся работать с информацией (извлекать её, анализировать,
воспринимать). Отражают межпредметные понятия:
•
умение формулировать и обосновывать свою точку зрения по экологическим
вопросам;
•
расширение кругозора, посредством включения метапредметных областей
(история, окружающий мир, ботаника и зоология, география, литература, музыка, ДПТ,
ИЗО, основы ЗОЖ);

25

•
умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления поделок, в том числе из природного
материала, составлении сказок, мини-сочинений.
№
п/п

ФИО
обучающегося

Вводный
1
2

1

Личностные результаты
Промежуточный
Итоговый
4
2
3
1
2

3

Личностные: эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии
толерантности, здорового образа жизни, социализация, коммуникация:
овладение социальными компетенциями (нормы и правила экологически грамотного
поведения);
сформированность высших психических процессов и развитость личностных качеств
(память, мышление, внимание, воображение/тактичность, доброжелательность,
целеустремленность, коммуникабельность и пр.);
овладение коммуникативно-компетентностными нормами общениями (культура
общения, навык совместной деятельности, статус в коллективе
Итоговая таблица
№
ФИО
п/п обучающегося

Образовательный результат
Предметные

Метапредметные

Личностные

Общий
итог

По результатам мониторинга педагогом проводится анализ и формулируются выводы по
корректировке дальнейшей работы по программе

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».