Зоологи - экологи 216 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зоологи экологи» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен
ниже) и является модифицированной, на основе типовой программы И.В. Костинской
«Исследователи природы» - Изд., «Просвещение», - М.: 1983г. – 286 с. Программа
разработана для детей младшего школьного возраста от 7 до 18 лет для получения
дополнительных знаний, умений в области биологии и непосредственного тактильного
общения с животными живого уголка, не имеющих специальной подготовки в данной
предметной области, но проявивших желание к овладению знаниями в данной области.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зоологи экологи» естественно-научной направленности.
Актуальность.
Программа «Зоологи - экологи» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 No996-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта
2023 года);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09- 3242;
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д
от 26.02.2021;
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
2

организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д4;
• Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
• Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала.
3.
Необходимость разработки данной программы заключается в:
•
организации экологического воспитания обучающихся вне школьного времени;
•
получении практических знаний, умений и навыков, не входящих в школьную
программу обучения;
•
приобретении необходимого минимума знаний о содержании животных в неволе;
•
возможности непосредственного общения с животными.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что на базе большой и
разнообразной коллекции животных живого уголка занятия проводятся в нескольких
видах деятельности: образовательной, развивающей, познавательной, трудовой, игровой,
исследовательской, что позволяет наиболее полно раскрыть способности, возможности и
интересы детей.
Обучающиеся учатся ориентироваться в ближайшем природном окружении,
оценивать различные экологические ситуации в родном городе и природном районе,
проводить простейшие экологические исследования; приобретают основы культуры
экономного природопользования, позволяющие наиболее эффективно использовать
природные условия и ресурсы при минимальном ущербе окружающей человека среде,
получают практические навыки по экологической безопасности в природе и быту,
углубляют знания в области биологии, растениеводства и животноводства, приобретают
навыки по уходу за живыми организмами.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей 7 - 18 лет, что соответствует младшему
школьному возрасту. Младший школьный возраст – возраст заметного формирования
личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает
формироваться общественная направленность личности. В младшем школьном возрасте у
ребенка еще доверчивая обращенность к внешнему миру; мифологичность
миросозерцания (переплетение реального и вымышленного, на основе неограниченной
фантазии и эмоционального восприятия); свободное развитие чувств и воображения;
построение моральных идеалов – образцов; обусловленность оценкой взрослых
нравственные понятия добра и зла. В подростковом возрасте отношение к природе
становится резко полярным — от отношения к природе как к средству до отношения к
природе как к цели. Свойственным старшим подросткам прагматизм отношения к природе
и их общая социально-психологическая напряженность превращают для них мир природы
в своего рода «полигон» для социальных достижений. Исходя из этого необходимо
смещать акценты в зоотерапевтических программах с прямого взаимодействия с
животным на взаимодействие со взрослыми и друг с другом.
Состав группы является постоянным 10-18 человек, сформированным к началу
занятий по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении.
3

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
педагогом самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зоологи экологи» рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев обучения, длительностью 216
часов, из которых 86 часов отводятся на теоретические занятия, 130 часов на
практические занятия.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
•
на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
биологии и экологии птиц и животных;
•
на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по
применению приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс, игра,
беседа, тест, трудовые поручения, опрос, круглый стол.
Формы подведения итогов: мастер-класс, экскурсия, анализ работ, творческий отчёт,
педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра,
работа с определителями, практическое занятие, викторина, тест.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Зоологи - экологи»:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
Задачи:
- прививать культуру общечеловеческих ценностей;
- развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
- воспитывать толерантность и эмпатию;
- воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и
4

городских мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках,
мастер-классах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя
+ обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков
и способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
- обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
- формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
- способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
Цели и задачи.
Цель: формирование эмоционально-целостного восприятия окружающего мира
обучающихся в процессе изучения фауны, взаимодействий животных с объектами живой
и неживой природы, человеком.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
Обучающие:
•
систематизировать знания и представления о многообразии животных;
•
расширить области естественнонаучных знаний, получаемых детьми в школе;
•
научить практическим умениям и навыкам работы с животными, предусмотренным
программой;
•
совершенствовать умения находить источники информации (поиск необходимой
информации, обработка результатов и их презентация);
•
формировать навыки исследовательской деятельности (наблюдения, правила
оформления дневников наблюдений).
Развивающие:
•
развивать умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
интеллектуальных задач;
•
способствовать развитию самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
деятельности;
•
стимулировать развитие любознательности и творческих способностей.
Воспитательные:
•
формирование интереса обучающихся к животному миру;
•
формирование потребности в саморазвитии и самообразовании;
5

•

воспитание личной ответственности за окружающую природу.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
всего

теория

Формы
практика аттестации/контроля

1.

ВВЕДЕНИЕ

2

1

1

1.1.

Правила поведения в живом
уголке.
МНОГООБРАЗИЕ
ЖИВОТНОГО МИРА
Знакомство с животными
живого уголка.

2

1

1

70

29

41

10

4

6

2.2.

Эволюция материков.

12

5

7

2.3.

Зоогеография – наука о
распространении животных.

12

5

7

2.4.

Основные представители
различных зон материковой
фауны России.
Фауна морей и океанов,
омывающих берега нашей
страны.
Основные причины видового
разнообразия в разных
зоогеографических зонах.
ЖИВОТНЫЕ ЖИВОГО
УГОЛКА
Подробное изучение биологии
обитателей живого уголка.

12

5

7

12

5

7

12

5

7

75

29

46

15

5

10

3.2.

Корма для грызунов
хищных млекопитающих

и

5

2

3

3.3.

Корма для птиц, корма для
земноводных и рыб, корма
для насекомых.
Выкармливание
молодняка
животных.

5

2

3

5

2

3

3.5.

Террариумы и аквариумы.
Оборудование для них.

5

2

3

3.6.

Минеральные и витаминные
подкормки для животных.

5

2

3

2.
2.1.

2.5.

2.6.

3.
3.1.

3.4.

экскурсия

педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения
педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
творческий отчет
педагогические
наблюдения,
мастер-класс
педагогические
наблюдения,
круглый стол
педагогические
наблюдения,
круглый стол
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
6

3.7.

Уход за животными.

5

2

3

3.8.

Оказание
первой
медицинской
помощи
обитателям живого уголка.
Заготовка
кормов
(сено,
ветки, веники, ягоды).

5

2

3

5

2

3

3.10. Заготовка опила.

5

2

3

3.11. Наблюдение за животными,
ведение дневников.

5

2

3

3.12. Основные представители
различных зон материковой
фауны России.
4.
ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО
КРАЯ
4.1. Урал – уникальный край,
зоогеографическая
граница
между Европой и Азией.
История
формирования
природы Урала.
4.2. Звери
Урала.
Редкие
животные.
Животные,
занесенные в Красную книгу
СО.
4.3. Птицы Урала. Редкие птицы,
занесенные в Красную книгу
СО.
4.4. Рыбы Урала.
Акклиматизированные виды.
4.5. Причины
вымирания
животных. Охрана природы.

10

4

6

40

16

24

5

2

3

педагогические
наблюдения,
круглый стол

5

2

3

дидактическая
игра

5

2

3

педагогические
наблюдения

5

2

3

5

2

3

4.6.

Земноводные и
пресмыкающиеся Урала.

5

2

3

4.7.

Работа
с
коллекциями
насекомых, птиц, составление
коллекций.
Беспозвоночные
Урала.
Насекомые из Красной книги
СО.
СЛЕДЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение биологии животных
по
следам
их
жизнедеятельности.

5

2

3

пед. наблюдение,
мастер-класс
педагогическое
наблюдение,
работа с
определителями
педагогическое
наблюдение,
дидактическая игра
практическое
занятие

5

2

3

25

10

15

5

2

3

3.9.

4.8.

5.
5.1.

педагогические
наблюдения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
педагогические
наблюдения
педагогические
наблюдения,
трудовые поручения
анализ работ

педагогическое
наблюдение,
викторина

педагогическое
наблюдение,
работа с
определителями
7

5.2.

Поеды, погрызы, помет,
погадки, гнезда, норы, лежки.

5

2

3

5.3.

Что такое тропление
животных. Как определить
направление и характер
движения животного,
свежесть следа.
Летние наблюдения
(чернотроп). Ограниченность
их возможностей. Основные
места наблюдений.
Зимние
наблюдения
(белотроп), их преимущества
перед
летними.
Зимние
наблюдения (белотроп), их
преимущества перед летними.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ИТОГО:

5

2

3

5

2

3

педагогическое
наблюдение,
тест

5

2

3

педагогическое
наблюдение,
викторина

4
216

1
86

3
130

5.4.

5.5.

6.

педагогическое
наблюдение,
трудовые поручения
педагогическое
наблюдение,
круглый стол

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. Введение
1.1. Правила поведения в живом уголке.
Теория: Ознакомление с правилами поведения в живом уголке.
Практика: Экскурсия по живому уголку.
2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА
2.1. Знакомство с животными живого уголка.
Теория: Рассказ-знакомство с питомцами живого уголка.
Практика: Трудовые поручения.
2.2. Эволюция материков.
Теория: Презентация «Эволюция материков».
Практика: Работа с картами.
2.3. Зоогеография – наука о распространении животных.
Теория: Беседа с детьми о зоогеографии, как науки, которая изучает распространение
животных на планете Земля.
Практика: Чистка клеток у животных, замена воды. Кормление животных.
2.4. Основные представители различных зон материковой фауны России.
Теория: Знакомство детей с представителями фауны России.
Практика: Викторина «Основные представители фауны России» (Приложение № 2).
2.5. Фауна морей и океанов, омывающих берега нашей страны.
Теория: Знакомство обучающихся с обитателями фауны морей и океанов, омывающих
берега нашей страны.
Практика: Изготовление коллажа «Фауна морей и океанов, омывающих берега нашей
страны».
2.6. Основные причины видового разнообразия в разных зоогеографических зонах.
Теория: Теория об основных причинах видового разнообразия фауны – климат и рельеф.
Практика: Тест «Кто где живет»
3. ЖИВОТНЫЕ ЖИВОГО УГОЛКА
3.1. Подробное изучение биологии обитателей живого уголка.
8

Теория: История появления питомцев живого уголка. Их особенности.
Практика: Круглый стол «Любимое животное живого уголка».
3.2. Корма для грызунов и хищных млекопитающих.
Теория: Знакомство обучающихся с рационом питания грызунов и хищных
млекопитающих. Состав рациона кормов для животных живого уголка.
Практика: Составление рационов кормления для грызунов живого уголка.
3.3. Корма для птиц, корма для земноводных и рыб, корма для насекомых.
Теория: Знакомство обучающихся с рационом питания птиц, земноводных, рыб и
насекомых.
Практика: Составление рационов кормления для птиц живого уголка.
3.4. Выкармливание молодняка животных.
Теория: Правила по уходу за животными во время вынашивания молодняка и
выкармливания.
Практика: Выращивание молодняка, чистка клеток, замена воды.
3.5. Террариумы и аквариумы. Оборудование для них.
Теория: Особенности среды обитания пресмыкающихся, земноводных и рыб в условиях
живого уголка. Разновидности террариумов и аквариумов.
Практика: Чистка аквариумов в живом уголке.
3.6. Минеральные и витаминные подкормки для животных.
Теория: Беседа о необходимом количестве минералов и витаминов для различных
животных.
Практика: Чистка клеток у животных, замена воды, кормление животных.
3.7. Уход за животными.
Теория: Правила ухода за животными живого уголка: кроликами, крысами, хомяками.
Практика: Чистка клеток у животных, замена воды, кормление животных.
3.8. Оказание первой медицинской помощи обитателям зооуголка.
Теория: Изучение правил оказания первой помощи животным.
Практика: Первая помощь животным при необходимости и при незаразных заболеваниях
уборка в клетках животных живого уголка.
3.9. Заготовка кормов (сено, ветки, веники, ягоды).
Теория: Объяснение техники заготовки кормов: в какое время, как, где и т.д.
Практика: Заготовка кормов (сено, ветки, веники, ягоды).
3.10. Заготовка опила.
Теория: Объяснение техники заготовки опила для подстилки в клетки для животных.
Практика: Чистка клеток у животных, замена воды, кормление животных.
3.11. Наблюдение за животными, ведение дневников.
Теория: Правила оформления и ведения дневников наблюдений.
Практика: Конкурс дневников наблюдений за животными.
3.12. Основные представители различных зон материковой фауны России.
Теория: Изучение фауны России в различных материковых зонах.
Практика: Мастер-класс «Изготовление коллажа «Основные представители фауны
России».
4. ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО КРАЯ
4.1. Урал – уникальный край, зоогеографическая граница между Европой и Азией.
История формирования природы Урала.
Теория: Зоогеографическая граница – фауна Урала. История формирования природы
Урала.
Практика: Круглый стол «Животные Урала».
4.2. Звери Урала. Редкие животные. Животные, занесенные в Красную книгу СО.
Теория: Изучение Красной книги СО.
Практика: Дидактическая игра «Животные Урала, занесенные в Красную книгу СО».
9

4.3. Птицы Урала. Редкие птицы, занесенные в Красную книгу СО.
Теория: Изучение птиц Урала. Птицы, занесенные в Красную книгу СО.
Практика: Экскурсия в лесопарк «Парк Победы».
4.4. Рыбы Урала. Акклиматизированные виды.
Теория: Разновидность рыб Урала.
Практика: Мастер-класс «Изготовление коллажа «Рыбы Урала».
4.5. Причины вымирания животных. Охрана природы.
Теория: История и причины вымирания животных. Презентация «Охрана природы».
Практика: Определение животных по определителям.
4.6. Земноводные и пресмыкающиеся Урала.
Теория: Презентация «Земноводные и пресмыкающиеся Урала».
Практика: Дидактическая игра «Земноводные и пресмыкающиеся Урала».
4.7. Работа с коллекциями насекомых, птиц, составление коллекций.
Теория: Изучение техники составления коллекции и работа с ними.
Практика: Работа с коллекциями насекомых, птиц, составление коллекций.
4.8. Беспозвоночные Урала. Насекомые из Красной книги СО.
Теория: Разнообразие беспозвоночных животных Урала. Насекомые, занесенные в
Красную книгу СО.
Практика: Викторина «Беспозвоночные Урала».
5. СЛЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ
5.1. Изучение биологии животных по следам их жизнедеятельности.
Теория: Презентация «Следы жизнедеятельности животных».
Практика: Работа с определителями
5.2. Поеди, погрызы, помет, погадки, гнезда, норы, лежки.
Теория: Разнообразие поедов, погрызов, погадок, гнезд и нор разных представителей
фауны.
Практика: Чистка клеток у животных, замена воды, кормление животных.
5.3. Что такое тропление животных. Как определить направление и характер движения
животного, свежесть следа.
Теория: Определение направлений и характер движения животного по следам.
Практика: Круглый стол-обсуждение «Что такое тропление и его примеры».
5.4. Летние наблюдения (чернотроп). Ограниченность их возможностей. Основные места
наблюдений.
Теория: Теория летних наблюдений (чернотроп). Ограниченность. Места наблюдений.
Практика: Тест по летним наблюдениям (чернотроп).
5.5. Зимние наблюдения (белотроп), их преимущества перед летними.
Теория: Теоретические разъяснения и сравнения зимних наблюдений и их преимущества
перед летними.
Практика: Викторина «Зимние наблюдения».
6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория: Объяснение правильного выполнения итогового задания.
Практика: Подведение итогов. Проверка знаний животных живого уголка. Создание
условий для комфортного содержания домашних декоративных животных.
2.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1.
развитие интереса и ценностного отношения учащихся к животному миру;
2.
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
10

3.
формирование личной ответственности за окружающую природу (осознание своих
поступков по отношению к природе);
4.
овладение умениями взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, следовать
нормам поведения в условиях коллективной деятельности, развитие эмпатии.
Метапредметные:
1. Коммуникативные: способствовать формированию сотрудничества между
обучающимися (обучение бесконфликтного и эффективного взаимодействия при решении
коллективных задач).
2. Познавательные: умения использовать различные способы поиска, сбора,
обработки и понимание информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями изучаемого материала.
3. Регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, в
соответствии с личным планом обучающегося; владение навыками самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе деятельности.
Предметные:
1. формирование теоретических знаний о многообразии животного мира, правил
поведения в природе и применение их в практической деятельности;
2. овладение методами и приемами самостоятельной работы;
3. приобретение опыта исследовательской деятельности (наблюдения, правила
оформления дневников наблюдения).
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

Дата
начала
обучения

9 месяцев

15 сентября

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая

36

72

216

Режим
занятий
2 занятия
по 3 часа
в неделю

Каникулы: 31 декабря – 8 января
3.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебное помещение:
- Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
- Столы и стулья для педагога и обучающихся.
- Классная доска.
- Шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- Магнитная доска.
- Планшет из пеноплена.
- Столики.
Учебные принадлежности:
- Ручки.
- Простые карандаши.
- Фломастеры.
- Маркеры.
11

- Блокноты для заметок.
Коллекции:
- Коллекции представителей фауны России.
- Коллекции представителей фауны морей и океанов России.
- Коллекции чернотропов.
- Коллекции белотропов.
- Виды грунта для аквариумов.
- Виды грунта для террариумов.
- Декоративные элементы для оформления фаунариумов.
- Бабочек.
- Насекомых.
Методические материалы:
- Таблицы по зоологии.
- Таблица «Породные группы собак».
- Таблица «Породные группы кошек».
- Таблица «Аквариумные растения».
- Таблица «Виды аквариумов и террариумов».
- Зоогеографическая карта мира.
- Сигнальные карточки.
- Папки (тематические) с набором иллюстраций разных животных.
- Справочники.
- Энциклопедии.
Оборудование:
- Вольеры для содержания птиц.
- Вольеры для содержания зверей.
- Клетки для грызунов.
- Клетки для птиц.
- Аквариумы.
- Террариумы.
- Акватеррариумы.
- Тумбы.
- Стойки.
- Щетки.
- Сметки.
- Швабра.
- Совки для грунта.
- Совки для сыпучих веществ.
- Тазики пластмассовые.
- Ведра пластмассовые.
- Кормушки для птиц.
- Кормушки для грызунов.
- Кормушки для хищных и домашних млекопитающих.
- Набор средств по уходу за шерстью животных.
- Набор щеток, расчесок.
- Кошачьи туалеты.
- Пеленки, полотенце, подстилки.
- Поильники.
Технические средства обучения:
12

- TV.
- Каталог учебных фильмов о природе.
- Лупы, микроскопы.
- Термометры.
- Обогреватели с терморегуляторами.
- Компрессоры воздушные.
- Светильники смешанного типа освещения.
- Вытяжные вентиляторы.
- Кондиционеры.
- Опрыскиватели растений разных типов.
- Фильтры аквариумные.
- Кварцевые облучатели.
- Лампы с инфракрасным излучением.
Живые объекты:
- Птицы: голубь декоративный, волнистые попугаи.
- Грызуны: кролики, морские свинки (гладкошерстные, длинношерстные,
жесткошерстные), сирийские хомячки, джунгарские хомячки, монгольские песчанки,
крысы, белки, мыши, дегу.
- Домашние хищные млекопитающие: енот.
- Обитатели террариумов и акватеррариумов: красноухие черепахи; среднеазиатские
черепахи, испанские тритоны, мраморные тараканы, зоофобусы, палочники, ахатины.
- Обитатели аквариумов: гуппи, меченосцы, молинезии, пецилии, сомики, барбусы,
гурами, золотые рыбки, моллюски, голубой кубинский рак.
- Комнатные и аквариумные растения: агава фруктоидная, юкка, аспарагус, замиокулькас,
мастера, плющ, диффенбахия, спацифилум, эухарис, гастерия, бегония, хойя, хавортия
полосатая, шлюмбергера, драцена, молочай, пеларгония крупноцветковая, олеандр
обыкновенный, нефролепис, гибискус, фикусы, инжир, кислица, стрелиция королевская,
лимон, хлорофитумы, радесканции, валлиснерия, элодея, стрелолист, папоротник, риччия,
криптокарины.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

Название раздела, темы

1.
1.1

ВВЕДЕНИЕ
Правила поведения в живом
уголке.
МНОГООБРАЗИЕ

2.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал.
Инструкции

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии.

Формы
учебного
занятия.

наглядный,
словесный

экскурсия

13

ЖИВОТНОГО МИРА
Знакомство с животными Географические
живого уголка.
карты мира,
2.2 Эволюция материков.
России, Урала.
Различные
коллекции
2.3 Зоогеография – наука о
представителей
распространении животных. фауны мира,
2.4 Основные представители
России, Урала.
различных зон материковой Оборудование
фауны России.
для
практических
2.5 Фауна морей и океанов,
занятий по
омывающих берега нашей
уходу за
страны.
животными
живого уголка.
2.6 Основные причины
Большой
видового разнообразия в
ассортимент
разных зоогеографических
таблиц,
зонах.
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
3.
ЖИВОТНЫЕ ЖИВОГО
УГОЛКА
3.1 Подробное
изучение Географические
биологии
обитателей карты мира,
живого уголка.
России, Урала.
3.2 Корма для грызунов и Различные
хищных млекопитающих
коллекции
3.3 Корма для птиц, корма для
представителей
земноводных и рыб, корма
фауны мира,
для насекомых.
России, Урала.
3.4 Выкармливание молодняка Оборудование
животных.
для
3.5 Террариумы и аквариумы. практических
Оборудование для них.
занятий по
3.6 Минеральные и витаминные уходу за
подкормки для животных.
животными
3.7 Уход за животными.
живого уголка.
Большой
3.8 Оказание
первой ассортимент
медицинской
помощи таблиц,
обитателям зооуголка.
справочников,
3.9 Заготовка кормов (сено, энциклопедий.
ветки, веники, ягоды).
Технические
3.10 Заготовка опила.
средства
обучения.
3.11 Наблюдение за животными,
ведение дневников.
3.12 Основные представители
2.1

практическое
задание
использование
тех. средств
словесный метод

трудовые
поручения
презентация
«Эволюция
материков»
беседа

частичнопоисковый

творческий
отчет

проблемный
метод

мастер-класс

словесный метод
проблемный
метод

круглый стол

словесный метод
проблемный
метод
практическое
задание
практическое
задание

круглый стол

практическое
задание
практическое
задание
словесный метод

трудовые
поручения
трудовые
поручения
беседа

практическое
задание
практическое
задание

трудовые
поручения
трудовые
поручения

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание

трудовые
поручения
трудовые
поручения

трудовые
поручения
трудовые
поручения
трудовые
поручения
анализ работ
14

4.
4.1

4.2

4.3

4.4
4.5

4.6

4.7

4.8

5.
5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

различных зон материковой
фауны России.
ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО
КРАЯ
Урал – уникальный край,
зоогеографическая граница
между Европой и Азией.
История
формирования
природы Урала.
Звери
Урала.
Редкие
животные.
Животные,
занесенные
в
Красную
книгу.
Птицы Урала. Редкие
птицы, занесенные в
Красную книгу.
Рыбы Урала. Акклиматизированные виды.
Причины
вымирания
животных. Охрана природы.

Географические словесный метод
круглый стол
карты мира,
проблемный
России, Урала.
метод
Различные
коллекции
представителей
игровой метод
дидактическая
фауны мира,
игра
России, Урала.
Оборудование
для
наглядный,
экскурсия
практических
словесный
занятий по
уходу за
словесный метод
беседа
животными
живого уголка.
использование
презентация
Большой
тех. средств
«Охрана
ассортимент
природы»
Земноводные
и таблиц,
использование
презентация
пресмыкающиеся Урала.
справочников,
тех. средств
«Земноводные и
энциклопедий.
пресмыкающиТехнические
еся Урала»
Работа
с
коллекциями средства
практическое
практическое
насекомых,
птиц, обучения.
задание
занятие
составление коллекций.
Беспозвоночные Урала.
викторина
Насекомые из Красной
книги.
СЛЕДЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение
биологии Географические использование
презентация
животных по следам их карты мира,
тех. средств
«Следы
жизнедеятельности.
России, Урала.
жизнедеятельРазличные
ности
коллекции
животных»
Поеды, погрызы, помет,
представителей
практическое
трудовые
погадки, гнезда, норы,
фауны мира,
задание
поручения
лежки.
России, Урала.
Что такое тропление
Оборудование
словесный метод
круглый стол
животных. Как определить
для
проблемный
направление и характер
практических
метод
движения животного,
занятий по
свежесть следа.
уходу за
Летние наблюдения
животными
проблемный
тест
(чернотроп).
живого уголка.
Ограниченность их
Большой
возможностей. Основные
ассортимент
места наблюдений.
таблиц,
Зимние
наблюдения справочников,
игровой метод
викторина
15

(белотроп),
преимущества
летними.
6.

их энциклопедий.
перед Технические
средства
обучения.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Оборудование
для
практических
занятий по
уходу за
животными
живого уголка.

наглядный,
словесный,
проблемный
метод
индивидуальная,
самостоятельная

Практические
занятия,
наблюдения и
общение с
животными
живого уголка.

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании
программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое
наблюдение,
анкетирование,
собеседование,
конкурсы,
мероприятия, выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в конференциях,
• проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся,
• педагогическое наблюдение
Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков учащихся»
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности,
Контрольные параметры указаны в таблице (Приложение 1).

16

По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных
мероприятиях.

17

Метапредметные

Личностные результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Развитие интереса и ценностного отношения
учащихся к животному миру.
Готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию.

проявление
толерантности и эмпатии
умение оценивать
поступки свои и других,
умение сотрудничать

Виды
контроля/промежут
очной аттестации
вводный, текущий,
итоговый
вводный, текущий,
итоговый

Диагностический инструментарий
(формы методы, диагностика)

Формирование личной ответственности за способность применять
окружающую природу (осознание своих ответственность и
поступков по отношению к природе)
уважать других

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

Овладение умениями взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, следовать нормам
поведения
в
условиях
коллективной
деятельности, развитие эмпатии.
Умения использовать различные способы
поиска, сбора, обработки и понимание
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями
изучаемого
материала.
Осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, в соответствии с личным
планом обучающегося.
Владение
навыками
самонаблюдения,
самоконтроля,
самооценки
в
процессе
деятельности.

развитие этических
чувств, толерантности,
уважение к родной
природе
осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, мастер-класса,
практических занятий

ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха
умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные
знания, сравнивать,
делать выводы на основе
наблюдений

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

Предметные результаты

Формирование теоретических знаний о
многообразии животного мира, правил
поведения в природе и применение их в
практической деятельности.

применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к другим людям
Овладение
методами
и
приемами уровни освоения знаний
самостоятельной работы.
по программе,
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях
Приобретение
опыта
исследовательской умение анализировать,
деятельности
(наблюдения,
правила рассуждать, сравнивать,
оформления дневников наблюдения).
презентовать свои
результаты на основе
наблюдений

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, практических
занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая
игра,
беседы,
тесты,
трудовые
поручения,
практические занятия, мастеркласс, наблюдения и общение с
животными живого уголка
педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

вводный, текущий,
итоговый

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Зоологи - экологи» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015г.№ 996-р).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. N 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70—Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».

15.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Антье Кляйнелюмерн – Депилнг Мир животных. Домашние любимцы. – М.; ЗАО
«РосмЭН-издат», 2007г.
2. Арнольд О. Хвостатые психотерапевты.-М.; Эксмо-песс, 2001
3. Бугаев А.Г. Птицы – Санкт-Петербург: «БКК», 2007
4. Георг Гаспера. Мыши.-М.; ООО «Аквариум ЛТД», 2000
5. Гизелла Булла. Крысы.-М.; «Омега», 2001
6. Голубева Е.Б. Земноводные. –С-П б.: «А.В.К. -Тимошка», 2005
7. Джен Т. Чихуахуа.-М.; ООО «Аквариум Принт», 2008
8. Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического
образования и просвещения населения Свердловской области до 2015 года.
9. Дуняшин А. Ее величество кошка – Екатеринбург. «Филантроп», 2000.
10. Катрин Бренд. Морские свинки.-М.; «Омега»,2002
11. Козлов А. Шиншиллы. - Санкт-Петербург; «Дельта» «Аквариум», 2007
12. Костинская И.В. «Исследователи природы» - Изд., «Просвещение», - М.: 1983г. – 286с.
13. Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября
1989 г.
14. Ктрин Беренд. Морские свинки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2002
15. Кэтрин Старк, Практическая энциклопедия домашних животных для детей. М.:
«Россмен». 2001
16. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.-М.;
Педагогическое общество России, 2002
17. Оттофон Фриш. Хомяки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2001
18. Покидаева Т. Практическая энциклопедия домашних животных. – М.; «Росмен» 2001г.
19.
Постановление
об
утверждении
СанПиН
2.4.4.
3172-14
«санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от
03.10. 2014г.
20. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).
21. Райнер Ниманн. Волнистые попугаи-М.; ООО «Издательство Астрель», 2001
22. Руденко А.Б. Рептилии. – Санкт-Петербург.: «А.В.К. - Тимошка», 2005
23. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
24. Хартмут Вильке. Черепахи.-М.; ЗАО «Омега», 2002
25. Хорст Бильфельд. Мыши.-М.; «Омега», 2002

21

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Большая энциклопедия природы. М., 2010.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю. Е., "Ребенок среди природы", Минск-полымя 1985
3. Логинов Л.М., Озеров А.Г. Кладовые природы. ЦДЮТК, М., 2009.
4. Мансурова С.Е. Школьный практикум, следим за окружающей средой. 9 – 11 класс. М.,
2009
5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2010г.
6. Энциклопедия окружающего мира. М., 2009.
7. Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.
8. Деревья. М., 2009. 9. Энциклопедия. Мир леса. М., 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4.
Обучающие
программы
и
исследовательские
работы
учащихся
http://obuchonok.ru/razdel-biologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/
9. Холли Вебб «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок
Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят
улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.
10. Юрий Яковлев «У человека должна быть собака».

22

Приложение № 1
№
Вид
Цель контроля
п/п контроля
1
Вводный Определение
уровня знаний
о правилах
поведения в
живом уголке
и проверка
знаний
животных
живого уголка
2
Текущий Определение
уровня знаний,
умений по
теме
«Многообрази
е животного
мира»

3

Содержание

Форма

Критерии

Знать правила
поведения в живом
уголке. Знать
животных живого
уголка.

Беседа,
опрос,
наблюдения
и общение с
животными
живого
уголка.

Высокий – знает ответы на
все вопросы.
Средний – знает ответы более
чем на 50% вопросов.
Низкий – отвечает менее чем
на 50% вопросов.

Знать
материки.
Определение
науки
зоогеографии.
Основных
представители
различных
зон
материковой фауны
России.
Фауна морей и
океанов, омывающих
берега нашей страны.

Круглый
стол,
дидактичес
кая игра,
викторина,
трудовые
поручения,
практическ
ие занятия,
изготовлени
е коллажа,
наблюдения
и общение с
животными
живого
уголка.

Высокий – знает материки,
основных
представителей
различных зон материковой
фауны России и фауны
морей
и
океанов,
омывающих берега нашей
страны.
Средний – знает некоторые
материки,
некоторых
основных
представителей
различных зон материковой
фауны России и фауны
морей
и
океанов,
омывающих берега нашей
страны.
Низкий – не знает материки,
представителей различных
зон материковой фауны
России и фауны морей и
океанов, омывающих берега
нашей страны, может назвать
под руководством педагога.
Текущий Определение Знать всех животных
Круглый
Высокий – знает всех
уровня знаний, живого уголка.
стол,
животных живого уголка.
умений по
Уметь находить
дидактичес Умеет находить сходства и
теме
сходства и различия
кая игра, различия между разными
«Животные
между разными видами викторина, видами животных.
живого
животных
трудовые
Самостоятельно может
уголка»
поручения, ухаживать за ними.
практическ Средний – знает некоторых
ие занятия, животных живого уголка. С
изготовлени помощью педагога находит
е коллажа, сходства и различия между
23

наблюдения
и общение с
животными
живого
уголка.

4

Текущий Определение
уровня знаний,
умений по
теме
«Животные
родного края»

Знать животный мир
Урала. Животных и
птиц Урала,
занесенных в Красную
Книгу СО. Уметь
правильно составлять
коллекции насекомых,
птиц, животных.

5

Текущий Определение
уровня знаний,
умений по
теме «Следы
жизнедеятельн
ости».

Знать следы
жизнедеятельности
животных (поеды,
погрызы, помет,
погадки, гнезда, норы,
лежки).
Знать, что такое
тропление животных,
чернотроп и белотроп.

6

Текущий Определение
уровня

Круглый
стол,
дидактичес
кая игра,
викторина,
трудовые
поручения,
практическ
ие занятия,
изготовлени
е коллажа,
наблюдения
и общение с
животными
живого
уголка.

разными видами животных.
Знает, как ухаживать за ними.
Низкий – называет некоторых
животных живого уголка. С
помощью педагога находит
сходства и различия между
разными видами животных.
Не знает, как ухаживать за
ними.
Высокий – знает животный
мир Урала, а также животных
и птиц Урала, занесенных в
Красную Книгу СО. Умеет
правильно составлять
коллекции насекомых, птиц,
животных.
Средний – знает основных
животных Урала, а также
основных животных и птиц
Урала, занесенных в Красную
Книгу СО. С ошибками
составляет коллекции
насекомых, птиц, животных.
Низкий – называет некоторых
животных Урала. Под
руководством педагога
составляет коллекции
насекомых, птиц, животных.
Высокий – знает следы
жизнедеятельности
животных. Знает, что такое
тропление животных,
чернотроп и белотроп.
Средний– знает некоторые
следы жизнедеятельности
животных. Путается в
понятиях: тропление
животных, чернотроп и
белотроп.
Низкий – С помощью
педагога может назвать
несколько следов
жизнедеятельности животных

Круглый
стол,
дидактичес
кая игра,
викторина,
трудовые
поручения,
практическ
ие занятия,
изготовлени
е коллажа,
наблюдения
и общение с
животными
живого
уголка.
Обучающиеся могут
Трудовые
Высокий – умеет
провести наблюдения с поручения, сформулировать цель и задачи
24

сформированности умения
вести
наблюденческую работу за
живыми
объектами.

7

соблюдением ТБ в
группах и
индивидуально.

практическ
ие занятия,
наблюдения
и общение с
животными
живого
уголка.

наблюдения, определить ход
работы, вести грамотно
дневник наблюдений, делать
правильные выводы по
полученным результатам,
умеет работать в группе,
соблюдает ТБ.
Средний – при помощи
педагога формулирует цель и
задачи наблюдения, ведет
дневник наблюдения. Педагог
частично помогает работать в
группе. Самостоятельно
проводит наблюдение и
делает вывод, соблюдает ТБ.
Низкий – учащийся
полностью работает под
наблюдением педагога.
Педагог контролирует работу
в группе и соблюдение ТБ.
Итоговый Определение: Обучающиеся должны Практическ Высокий – может
-уровня знаний уметь создавать
ое занятие. самостоятельно подобрать
о домашних
условия для
клетку для животного, создать
декоративных комфортного
в ней условия, разработать
животных;
содержания домашних
рацион питания, создать
-формирования декоративных
режим жизни. Умеет гуманно
умения
животных.
относиться к животному.
создавать
Средний – при помощи
условия для их
педагога может создать
содержания;
условия, разработать рацион и
-приобретения
подобрать режим жизни;
навыка
общение с животным под
правильного
наблюдением педагога.
содержания.
Низкий – под контролем
педагога создает условия для
животного, не умеет
правильно обращаться с
животным.

25

Приложение № 2
Викторина «Основные представители фауны России»
(с ответами)
Многообразен и удивителен окружающий нас мир живой природы, и вполне
естественно, у многих возникает желание больше узнать о нём, ближе познакомиться с
теми животными, которых мы видим каждый день.
Викторина «Основные представители фауны России» состоит из семнадцати
вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.
1. Какая белка умеет летать?
Ответ: белка-летяга
2. Какие птицы прыгают, а не ходят?
Ответ: воробьи, синицы, горихвостки
3. Какое животное древние египтяне считали святым?
Ответ: кошку
4. У кого длиннее ноги: у зайца или кролика?
Ответ: у зайца, за счет этого зайцы бегают быстрее кроликов.
5. Почему волки нередко воют хором?
Ответ: хоровой вой сплачивает стаю
6. Почему белки, бурундуки, куницы, соболи способны необычайно быстро и ловко
путешествовать по деревьям?
Ответ: потому что у них цепкие лапки
7. Как самки оленей отыскивают своих детенышей в огромном стаде?
Ответ: по голосу
8. Зачем ёж сворачивается клубком?
Ответ: для защиты, иначе он бы стал вмиг лакомой добычей хищника
9. Почему многие представители травоядных живут стадами?
Ответ: сообществу особей легче заметить врага, чем животному, пасущемуся в
одиночку. Травоядные пасутся, как правило, на открытых пространствах
10. Как называется беличье дупло?
Ответ: гайно
11. Для чего заяц меняет зимнюю шубу на летнюю?
Ответ: для маскировки
12. Кто является предком домашней собаки?
Ответ: волк
13. Кошки и собаки – это травоядные или плотоядные животные?
Ответ: плотоядные, то есть питающиеся мясом
14. Почему кошки и собаки не питаются травой?
Ответ: их пищеварительная система приспособлена к перевариванию только
животной пищи
15. Все ли медведи впадают зимой в спячку?
Ответ: нет
16. Почему волки живут стаями?
Ответ: у одиночного волка легко отобрать добычу
17. Когда появляются детеныши белых медведей?
Ответ: в середине зимы
26

Приложение № 3
Викторина «Беспозвоночные Урала»
(с ответами)
Как называется личинка бабочки?
Ответ: гусеница
2. Какое животное похоже на цветок?
Ответ: актиния, гидра
3. Как называются животные, имеющие женские и мужские половые органы?
Ответ: гермафродиты
4. Какие организмы растут всю жизнь?
Ответ: растения
5. Какой тип симметрии характерен для организмов, ведущих сидячий образ
жизни?
Ответ: лучевая симметрия
6. Какие простейшие, не имеют постоянной формы тела?
Ответ: амеба
7. Какие животные образуют колонии?
Ответ: кораллы
8. Кто промежуточный хозяин печеночного сосальщика?
Ответ: малый прудовик
9. Какие черви не имеют кишечника?
Ответ: ленточные черви, сосальщики
10. Каких моллюсков едят живыми?
Ответ: устриц
11. Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениям?
Ответ: эвглена зеленая
12. Какой тип симметрии характерен для организмов, ведущих подвижный образ
жизни?
Ответ: двусторонняя симметрия
13. Как называются организмы, живущие за счет других, питаясь соками его
тела?
Ответ: паразиты
14. Кто умеет строить острова?
Ответ: коралловые полипы
15. Какие одноклеточные самые хищные?
Ответ: инфузории
16. Как называются повторяющиеся многократно части тела, сходные по
строению?
Ответ: членики, сегменты
17. Какие животные имеют несимметричное тело?
Ответ: брюхоногие моллюски
1.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».