Туристы - экологи 216 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристы экологи» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен
ниже) и является модифицированной, на основе типовых программ «Юные туристыэкологи» (И.А. Самарина, 2004 г.) и «Юные туристы – краеведы» (Д.В. Смирнов, Ю.С.
Константинов, А.Г. Маслов, 2004 г.). Программа разработана для детей младшего
подросткового возраста от 9 до 15 лет для получения дополнительных знаний, умений в
области биологии и непосредственного тактильного общения с животными живого
уголка, не имеющих специальной подготовки в данной предметной области, но
проявивших желание к овладению знаниями в данной области.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристы экологи» туристско-краеведческой направленности.
Актуальность
Программа «Туристы - экологи» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242;
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
2

организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
•
Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
•
Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала;
Необходимость разработки программы заключается в усвоение ребенком суммы
сведений, краеведческих знаний, но идет процесс воспитания таких нравственных
качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, страны,
воспитание общей культуры. Привлекая обучающихся в реализацию программ, мы
хотим показать разнообразие и познавательную ценность различных форм активного и
здорового образа жизни.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что в программу
включена организация походов, экскурсий, экспедиций. Она направлена на
повышение физической активности современных детей, снижение у них
гиподинамии,
компьютерной зависимости. Исследовательская деятельность
подростков, которой в программе уделяется большое внимание, связана с экологией,
поэтому программа актуальна, перспективна и востребована.
Программа нацелена на формирование у обучающихся экологической
культуры, умений и навыков общения с окружающей средой, а также навыков
выживания в природной среде, на осознание детьми тесной взаимосвязи человека и
природы и роли людей в сохранении природной среды в нетронутом виде для будущих
поколений, а также на воспитании у обучающихся чувства взаимовыручки,
товарищества, патриотизма и любви к своей малой Родине.
Программа обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся, формирование готовности к саморазвитию.
Образовательный процесс построен с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностях обучающихся.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей 9-15 лет, что соответствует младшему
подростковому возрасту. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости.
В это время у детей характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм
– стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям,
суждениям, чувствам взрослых. Именно в этот момент необходимо, чтобы рядом с
детьми находился человек, который будет воспитывать подрастающее поколение и
прививать обучающимся любить природу, малую родину. Российская земля – край
щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.
Состав группы является постоянным 10-15 человек, сформированным к началу
занятий по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
педагогом самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и регламентируется расписанием занятий.

3

Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристыэкологи» рассчитана на реализацию в течение 1 года обучения, длительностью 216 часов,
из которых 86 часа отводятся на теоретические занятия, 130 часов на практические
занятия.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
- на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
географии, биологии, ОБЖ, истории, физическому воспитанию;
- на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по применению
приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс, игра, беседа,
тест, трудовые поручения, опрос, круглый стол, походы.
Формы подведения итогов: мастер-класс, экскурсия, походы, анализ работ, творческий
отчёт, педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая
игра, практическое занятие, викторина, тест, итоговое занятие проводится в форме
похода.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Туристы - экологи» формирование ценностных ориентаций относительно как природы, так и социума,
развитие личности обучающегося и нравственного оздоровления.
Задачи:
• социализация и интеграция в общество;
• знакомство с культурным и природным наследием;
• развитие личности посредством прививания интереса к различным способам
активного отдыха;
• приобщение к физической активности.
4

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
районных и городских мероприятиях учреждения, командных соревнованиях,
посещение музеев и культурно-исторических объектов, экскурсии на природные
локации.
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• коллективные творческие дела;
• экскурсии, поездки, походы в музеи;
• классные часы, беседы;
• участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов
(руководителя + обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие
природных задатков и способностей детей на основе интереса к культуре и
окружающему миру:
• обеспечивает процесс саморазвития и самовоспитания, учит само рефлексии;
• развивает исследовательский потенциал;
• способствует активной адаптации и интеграции в общество через общественную
деятельность
Цель и задачи.
Цель: развитие физически здоровой, культурно-насыщенной, духовно-нравственной,
патриотически-ориентированной личности ребенка на основе занятий туризмом и
краеведением.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
обучающие:
• познакомить обучающихся с историей города Екатеринбурга, его окрестностей;
• формировать основные туристические навыки: ориентирование на местности,
основы
• техники пешеходного туризма, организацию быта в походах;
• учить оказывать доврачебную помощь и соблюдать технику безопасности.
развивающие:
• всестороннее физическое развитие;
• расширение кругозора в области истории, географии, биологии, краеведения;
• развитие организаторских способностей;
• развитие у обучающихся лидерских качеств (способность влиять на личность
или группу людей, побуждая их эффективно работать для достижения
поставленных целей).
воспитательные:
• воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю;
• формировать культуру общения и поведения в коллективе;
• соблюдать правила поведения на природе, в походе и общественных местах;
• воспитывать терпение и трудолюбие.

5

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п
1.

2.

Наименование раздела, темы
Инструктаж по ОТ и ППБ.
Вводное занятие по видам
туризма. Экологический туризм.
Организация походов. Цели
маршрутов. Схемы и карты
местности. Условные обозначения.
Компас. Азимут.

Количество часов
всего

теория

практика

4

2

2

20

8

12

3.

Способы
ориентирования
на
местности. Природные ориентиры.
Как не заблудиться в лесу.

14

6

8

4.

Что взять с собой в поход. Личное
снаряжение. Правила укладывания
рюкзака.

14

6

8

5.

Групповое снаряжение,
требование к нему.

22

8

14

6.

Разработка маршрута похода и
графика движения. Распределение
обязанностей в туристской группе.

22

8

14

7.

Что нужно знать туристу в походе.
Туристские навыки и быт.
Организация туристского
спортивного похода.
Гигиена туриста. Простейшие
медицинские навыки. Аптечка.
Оказание доврачебной помощи.

30

12

18

14

6

8

9.

Краеведение. География
городских окрестностей.

26

11

15

10.

Антропогенные формы рельефа.
Рудники, карьеры, насыпи, дамбы,
каналы.

14

6

8

11.

Флора и фауна Свердловской
области. Наблюдения за местными
экосистемами.

14

6

8

8.

Формы
аттестации/
контроля

педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
мастер-класс
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения
педагогическое
наблюдение,
трудовые
поручения
педагогические
наблюдения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
круглый стол
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения
педагогические
наблюдения,
творческий
отчет
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения
педагогические
наблюдения,
6

12.

Экология человека. Здоровье на
Урале. Люди, рядом с которыми
мы живём.

14

6

8

13.

Итоговое занятие.
ИТОГО:

8
216

1
86

7
130

трудовые
поручения,
круглый стол
педагогические
наблюдения,
трудовые
поручения

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Инструктаж по ОТ и ППБ. Вводное занятие по видам туризма. Экологический
туризм.
Теория: Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития,
оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных
навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны.
История развития туризма в России. Виды туризма. Экологический туризм –
ответственный поход в природу. Дисциплина, требования к одежде, обуви,
профилактика переохлаждения во время практических занятий.
Практика: Анкетирование членов объединения. Дидактические игры на тему «Будем
знакомы». Ознакомительный поход по окрестностям города Екатеринбурга.
1.

2. Организация походов. Цели маршрутов. Схемы и карты местности. Условные
обозначения. Компас. Азимут.
Теория: Организация исследовательских походов. Наблюдение – основной метод
исследования в туризме. Выбор цели. Выбор района путешествия и сбор информации
для проведения похода. Составление маршрутов для достижения выбранной цели.
Компас, схема и карта местности, выполнение наблюдений, записи, фотографии,
составление отчетов. Работа с компасом и картой. Азимут, движение азимутом.
Взятие азимута с карты с использованием различных типов компасов. Умение читать
карту. Топографический диктант.
Практика: Осуществление выбранных маршрутов, движение по карте на местности.
Определение своего местонахождения на карте, схеме.
3. Способы ориентирования на местности. Природные ориентиры. Как не заблудиться
в лесу.
Теория: Ориентирование по карте, по солнцу, по звездам, по луне. Природные
ориентиры: муравейники, стволы деревьев, просеки. Планировка класса, школы и
школьного двора; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании
школы и сооружений школьного двора. Способы изображения на рисунках, схемах и
планах различных объектов. Условные знаки.
Практика: Зарисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом
расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение
навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора. Игры на
местности с элементами спортивного ориентирования.

7

4. Что взять с собой в поход. Личное снаряжение. Правила укладывания рюкзака.
Теория: Одежда и снаряжение. Личное туристское снаряжение, его изготовление,
ремонт и модернизация. Подбор личного снаряжения исходя из индивидуальных
особенностей. Подготовка личного снаряжения к походу. Ремнабор.
Практика: Отработка навыка укладывания рюкзака. Выход на местность для проверки
качества уложенного рюкзака.
5. Групповое снаряжение, требование к нему.
Теория: Подбор группового снаряжения для различных видов походов. Ремонт
снаряжения в походе и после похода. Ответственность за сохранность группового
снаряжения. Распределение общественного снаряжения по участникам похода.
Практика: Изучение назначения, преимуществ и недостатков группового
снаряжения: палаток, кострового оборудования, ремонтного набора и другое.
6. Разработка маршрута похода и графика движения. Распределение обязанностей в
туристской группе.
Теория: Постановка целей и задач похода. Разработка маршрута похода и графика
движения. Определение правильных норм переходов, мест отдыха, организации
лагеря, дневок, радиальных выходов, запасных вариантов маршрута, вариантов схода
с маршрута в аварийных и непредвиденных ситуациях. Распределение обязанностей
в туристской группе (начиная с подготовительного периода похода). Материальное
обеспечение похода: снаряжение, питание, смета расходов на организацию похода.
Оформление необходимых документов на совершаемый поход.
Практика: Психология и тренинги на командное взаимодействие. Необходимость
выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы.
Взаимопомощь в туристской группе. Поход выходного дня.
7. Что нужно знать туристу в походе. Туристские навыки и быт. Организация
туристского спортивного похода.
Теория: Туристские навыки и быт. Организация лагеря для проведения ночевок.
Установка палатки, навешивание тента, разведение костра, приготовление пищи на
костре. Узлы. Техника и тактика передвижения по горной, лесной и болотистой
местности, наведение переправ. Правила поведения во время различных природных
явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и другое).
Практика: Поход в горной местности. Организация переправ через реки. Организация
бивуака.
8. Гигиена туриста. Простейшие медицинские навыки. Аптечка. Оказание доврачебной
помощи.
Теория: Возможные заболевания и травмы в походе. Необходимые медикаменты.
Состав и укладывание аптечки. Способы накладывания повязок, особенности
фиксирования частей тела при переломах. Способы транспортировки пострадавшего.
Практика: Зарядка. Викторина: медицинские вопросы. Отработка навыков оказания
первой медицинской помощи. Отработка навыков транспортировки пострадавшего.
9. Краеведение. География городских окрестностей.
Теория: Краеведение, сбор информации о районе похода. Определение интересных
объектов и корректировка маршрута. Историческое прошлое края.
Практика: Игры на темы: «Что лежит в аптечке?» «Что делать в случае …
(задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и
пр.)?», «Действия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской
прогулке»,
8

«Правила перехода улицы». Разработка маршрута и организация похода с учетом
предложений обучаемых. Посещение городских музеев.
10. Антропогенные формы рельефа. Рудники, карьеры, насыпи, дамбы, каналы.
Теория: Антропогенный пейзаж. Природа Урала до прихода человека. Современный
ландшафт. Рудники, фабрики, песчаные и гравийные карьеры, спрямление русла рек,
заброшенные дороги и т.д.
Практика: Выход на местность с различным антропогенным рельефом.
11. Флора и фауна Свердловской области. Наблюдения за местными экосистемами.
Теория: Ботаника,
зоология,
география.
Что
изучает
гидробиология,
ландшафтоведение, паразитология, ихтиология, болотоведение и др. Флора и фауна
Свердловской области. Животный и растительный мир в различных природных
зонах: водоемах и лесах. Высотное зонирование.
Практика: Выходы на местность с проведением наблюдений за животным и
растительным миром в окрестностях города Екатеринбурга, чтение следов на снегу,
подкормка птиц в зимнее время (кормушки). Сбор полевого материала для подготовки
доклада на итоговой научной конференции.
12. Экология человека. Здоровье на Урале. Люди, рядом с которыми мы живём.
Теория: Здоровье на Урале. Значение физической подготовки для туриста. Влияние
природных условий на организм человека. Наиболее часто встречающиеся
заболевания и их профилактика. Люди, рядом с которыми мы живем.
Биоиндикаторы загрязнения окружающей среды: ель, мхи, лишайники.
Природоохранные мероприятия в Свердловской области.
Практика: Экскурсия на «Каменные палатки», Ботанический сад.
13. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Поход в лесопарковую зону города Екатеринбурга.
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
• проявлять терпение, трудолюбие, толерантность, эмпатию;
• принимать самостоятельные решения, предлагать свои версии и варианты;
• приобретать навыки общения и развивать коммуникативные способности и
патриотизм.
Метапредметные:
•

•

•

коммуникативные - умеет позитивно общаться, умеет слушать и слышать партнера по
общению, обосновывает свою точку зрения, выстраивая логическую систему
доказательств, владеет речевой деятельностью, использует различные приемы владения
языком и обладает навыками конструктивного повседневного и делового общения,
развиты коммуникативные навыки общения со взрослыми и сверстниками, игровые
навыки.
познавательные - проявляет осведомленность в разных сферах художественной,
технической, научной и культуры, умеет получать, применять и преобразовывать
поученные знания, умеет самостоятельно управлять своей познавательной и творческой
деятельностью;
регулятивные - умеет принимать решения и делать выбор, умеет сдерживать себя,
учитывает желания других людей, в том числе и сверстников, умеет просить о помощи и
9

оказать ее нуждающимся. Способен выбрать линию поведения адекватно ситуации,
верит в себя, в свои силы и возможности, социально активен

Предметные:
• формирование теоретических знаний о истории города Екатеринбурга, его
окрестностей;
• умение применять туристические навыки на практике: ориентирование на
местности, основы техники пешеходного туризма;
• умение организовывать быт в походе, оказать доврачебную помощь и соблюдать
технику безопасности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Кол-во
учебных
недель

15 сентября
31 мая
36
2023 года
2024 года
Каникулы: 31 декабря 2023 г. – 8 января 2024 г.

Кол-во
учебных
дней
72

Кол-во
учебных
часов
216

Режим
занятий
2 занятия
по 3 часа
в неделю

3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебное помещение:
- Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
- Столы и стулья для педагога и обучающихся.
- Классная доска.
- Шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- Магнитная доска.
Учебные принадлежности:
- Ручки.
- Простые карандаши.
- Фломастеры.
- Маркеры.
- Блокноты для заметок.
Дидактические материалы:
- Туристская и краеведческая литература.
- Фотоматериалы по туризму.
- Видеофильмы о живой природе, способах выживания в природе, экологическая и
краеведческая тематика.
- Электронные информационные ресурсы по туризму.
- Набор карточек и заданий по ориентированию, оказанию медицинской помощи и
прочее.
- Дидактические игры и викторины.
- Туристские карты Свердловской области и Уральского горного массива.
- Спортивные карты для ориентирования в окрестностях г. Екатеринбурга.
10

Оборудование:
- Компасы жидкостные.
- Обвязки.
- Палатки туристические.
- Тент для оборудования бивака.
- Тент полиэтиленовый.
- Туристические коврики.
- Котелки.
- Рюкзаки.
- Набор походных котлов и другой костровой посуды.
- Костровой тросик.
- Топор походный.
- Пила (облегченная 2-х ручная с чехлом).
- Медицинская аптечка.
- Походный ремонтный набор.
- Газовая горелка.
- Веревка основная (капроновая, диаметром 8-10 мм) 40 м.
- Веревка вспомогательная (диаметром 6 мм) 40 м.
- Репшнур 30 м.
- Лавинная лента 15 м.
- Карабин туристский.
- Система страховочная.
- Каска.
- Лавинная лопатка.
- Палатка для зимних походов.
- Печка разборная для зимних походов.
- Планшет для картографического материала и документов.
- Фонарик.
- Спальный мешок.
- Коврик походный.
- Накидка от дождя.
- Записная книжка (карманная с ручкой или карандашом).
- Индивидуальный перевязочный пакет.
Методические материалы:
- Таблицы по зоологии.
- Таблица «Породные группы собак».
- Таблица «Породные группы кошек».
- Таблица «Аквариумные растения».
- Таблица «Виды аквариумов и террариумов».
- Зоогеографическая карта мира.
- Сигнальные карточки.
- Папки (тематические) с набором иллюстраций разных животных.
- Справочники.
- Энциклопедии.
Технические средства обучения:
- TV.
- Каталог учебных фильмов о природе, туризме, краеведении.
- Лупы, микроскопы.
11

- Термометры.
- Обогреватели с терморегуляторами.
- Компрессоры воздушные.
- Светильники смешанного типа освещения.
- Вытяжные вентиляторы.
- Кондиционеры.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
(или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Инструктаж по ОТ и
ППБ. Вводное занятие
по видам туризма.
Экологический туризм.
Организация походов.
Цели маршрутов.
Схемы и карты
местности. Условные
обозначения. Компас.
Азимут.

2.

3.

Способы
ориентирования на
местности. Природные
ориентиры. Как не
заблудиться в лесу.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал.
Инструкции

Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии.

Формы
учебного
занятия.

наглядный,
словесный,
практическое
задание
частичнопоисковый,
словесный метод

беседа, игра,
трудовые
поручения

наглядный,
использование
тех. средств,
словесный метод,
проблемный
метод

беседы, игры,
трудовые
поручения

игра, поход,
трудовые
поручения

12

4.

5.

6.

7.

энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Что взять с собой в
Географические
поход. Личное
карты мира,
снаряжение. Правила
России, Урала.
укладывания рюкзака.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Групповое снаряжение, Географические
требование к нему.
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Разработка маршрута
Географические
похода и графика
карты мира,
движения.
России, Урала.
Распределение
Оборудование для
обязанностей в
практических
туристской группе.
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Что нужно знать
Географические
туристу в походе.
карты мира,
Туристские навыки и
России, Урала.
быт. Организация
Оборудование для
туристского
практических
спортивного похода.
занятий по

словесный метод
частичнопоисковый

беседа,
трудовые
поручения,

практическое
задание
использование,
словесный метод

мастер-класс,
беседа,
трудовые
поручения,

практическое
задание,
использование
тех. средств,
наглядный,
словесный метод,
проблемный
метод

беседа, тест,
трудовые
поручения,
опрос

практическое
задание,
наглядный,
словесный метод,
проблемный
метод

трудовые
поручения,
поход

13

8.

Гигиена туриста.
Простейшие
медицинские навыки.
Аптечка. Оказание
доврачебной помощи.

9.

Краеведение.
География городских
окрестностей.

10.

Антропогенные формы
рельефа. Рудники,
карьеры, насыпи,
дамбы, каналы.

туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.

практическое
задание,
словесный метод,
наглядный,
проблемный
метод

мастер-класс,
беседа, тест,
трудовые
поручения,
опрос

использование
тех. средств,
словесный метод,
частичнопоисковый,
проблемный
метод

беседа, тест,
трудовые
поручения,
опрос

использование
тех. средств,
словесный метод,
наглядный,
частичнопоисковый,
проблемный
метод

мастер-класс,
беседа,
трудовые
поручения,
опрос, поход

14

11.

Флора и фауна
Свердловской области.
Наблюдения за
местными
экосистемами.

12.

Экология человека.
Здоровье на Урале.
Люди, рядом с
которыми мы живём.

13.

Итоговое занятие

Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Оборудование для
практических
занятий по
туризму. Большой
ассортимент
таблиц,
справочников,
энциклопедий.
Технические
средства
обучения.
Оборудование
туриста для
похода.

практическое
задание,
наглядный,
словесный метод,
частичнопоисковый

мастер-класс,
беседа,
трудовые
поручения,
опрос,
походы

использование
тех. средств
словесный метод
наглядный,
проблемный
метод

беседа,
трудовые
поручения,
поход

практическое
задание,
наглядный,
словесный метод,
частичнопоисковый метод

беседа,
трудовые
поручения,
поход

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, викторина.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
Форма: мастер-класс, трудовые поручения, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, поход.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании
программы.
Форма: туристический поход.
По
окончании
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
обучающимся вручаются грамоты, дипломы.

15

Формы выявления результатов
Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование,
мероприятия, выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в походах и мастер-классах,
• выполнение трудовых поручений,
• анализ исследовательских и творческих работ,
• педагогическое наблюдение,
• тематические беседы, опрос.

конкурсы,

Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков учащихся».
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности, конкурсах,
походах, выездах.
Диагностика уровня сформированности предметных умений проводится по
параметрам и критериям, представленным в таблице «Определение уровня
сформированности предметных умений и навыков учащихся» Приложение 1.

16

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Планируемые результаты
Проявлять
терпение,
толерантность, эмпатию;

Критерии оценивания

трудолюбие,

Принимать
самостоятельные
предлагать свои версии и варианты

проявление
толерантности и эмпатии

решения, умение оценивать
поступки свои и других,
умение сотрудничать

Виды контроля/
промежуточной
аттестации
вводный, текущий,
итоговый
вводный, текущий,
итоговый

Диагностический инструментарий
(формы методы, диагностика)
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

Приобретать навыки общения и развивать
коммуникативные способности и патриотизм.

способность применять
ответственность и
уважать других

вводный, текущий,
итоговый

Умения использовать различные способы
поиска, сбора, обработки и понимание
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями
изучаемого
материала.
Владение
навыками
самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе
деятельности.

осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

Проявлять
самостоятельность,
ответственность, аккуратность и уважение к
другим людям.

проявление
толерантности и
эмпатии, культура
поведения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

Предметные результаты

Формирование теоретических знаний о применение полученных
истории
города
Екатеринбурга,
его знаний в различных
окрестностей.
жизненных ситуациях

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы, дидактической игры, теста,
викторины, практических занятий

Умение применять туристические навыки на уровни освоения знаний
практике: ориентирование на местности, по программе,
основы техники пешеходного туризма.
применение полученных
знаний в различных
жизненных ситуациях
Умение организовывать быт в походе, оказать умение применять
доврачебную помощь и соблюдать технику полученные знания в
безопасности.
различных жизненных
ситуациях

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая игра, беседы, тесты,
трудовые поручения, практические
занятия, мастер-класс, наблюдения
и общение с животными живого
уголка
педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

вводный, текущий,
итоговый

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Туристы - экологи» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 24 июня 2023 года).
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р) (с изменениями на 15 мая 2023 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015г.№ 996-р).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи).
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области» (с изменениями на 19 ноября 2021 года).
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70—Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года).
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля
2023 года)).
11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Алешин В.М. Туристская топография / В.М. Алешин, А.В. Серебряников. - М.:
Профиздат, 1985.
2. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы. Программа кружка, разработки занятий,
методические рекомендации / Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –
Волгоград: Учитель, 2014. – 331с.
19

3. Андреева В.Н. Красная книга Мурманской области / В.Н. Андреева. – Мурманск:
Мурманское книжное издательство, 2003. – 400 с.
4. Бардин К.В. Азбука туризма: (О технике пешеходных путешествий). Пособие для
учителей, руководителей турист. походов со школьниками. - М.: Просвещение, 1981. - 205с.
5. Голованов В.П. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности
педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля / В.П.
Голованов, С.А. Стрельникова // Теория и практика дополнительного образования. – 2010.
- № 9. - С.35-36.
6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л.Г. Горькова. – М.,
2008. – 238 с.
7. Костерев Н.А. Справочник инструктора детско-юношеского туризма. часть III.
Безопасность туристско-краеведческих походов, экскурсий, экспедиций / Н.А. Костерев,
Т.А. Самохина. – М., 2003.
8. Миндель А.Я. Дорогу осилит идущий (клубная работа, туризм, экология) / А.Я. Миндель.
- М.: РОДЮО, 2006. - 172 с.
9. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся (методические рекомендации) / А.А. Остапец – Свешниковю - М.:
Просвещение, 2001. – 144 с.
10. Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции / А.М.
Панфилов. - М.: Центр детского и юношеского туризма Министерства образования
Российской Федерации, 1997.
11. Смирнов Д.В. Спортивный туризм. Примерная программа внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование / Д.В. Смирнов. - М.: Просвещение, 2011.
12. Смирнов Д.В. Программа факультатива "Юный турист: изучаю родной край". Сборник
программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.:
Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
13. Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического
профиля. Научно-методический сборник / под ред. Д.В. Моргуна. – М. : - 2005. – 140 с.
14. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного
образования детей / Константинов Ю.С. и др. - М.: Советский Спорт, 2005. - 324 с.
15. Усыскин Г.С. Очерки истории Российского туризма / Г.С. Усыскин. - М.: Герда, 2000.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Большая энциклопедия природы. М., 2010.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю. Е., "Ребенок среди природы", Минск-полымя 1985
3. Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ Русский раритет, 1993.
4. Дельвин Н.П. Лапландский заповедник / Н.П. Дельвин. – М., 1984. – 160 с.
5. Дребенцов В.С. Животный мир Мурманской области / В.С. Дребенцов. – Мурманск:
Мурманское книжное издательство, 1974. – 185 с.
6. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика / Е.И. Иванов. - М.: ФиС, 1985.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов / Э.Н. Кодыш. - М.: ФиС, 1990.
8. Корытин С.А. Повадки диких зверей / С.А. Корытин. - М.: Агропромиздат, 1986.
9. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста / А.А. Коструб. - М.: Профиздат,
10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы / Э.Э. Линчевский. - М.:
ФиС, 1981.
11. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукоянов. - М.: ФиС, 1988.
12. Лукояно П.И. Самодельное туристское снаряжение / П.И. Лукоянов. - М.: ФиС, 1987.
13. Лысого Н.А. Питание туриста в походе/ Н.А. Лысогор.- М.:Пищевая пр-ть, 1980.
14. Мацюцкий С.П. Туристу о растениях / С. П. Мацюцкий. - М.: Профиздат, 1988.
15. Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.
16. Некрасов И.Б. Рабочая
тетрадь
по
туризму
и
краеведению
20

(пособие
для воспитанников) / И.Б. Некрасов. - М. 2001.
17. Соколов И.А. Топографическая карта и местность/ И.А. Соколов. - М.
18. Степановски А.С. Охрана окружающей среды. 2010 г.
19. Энциклопедия окружающего мира. М., 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся http://obuchonok.ru/razdelbiologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/

21

Приложение № 1
Диагностика уровня сформированности умений и навыков учащихся в
предметной области
Показатели

Критерии
оценивания

Степень
выраженности

Баллы

Теоретические
знания
(по
основным
разделам
учебного плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

- низкий уровень 0-1
(ребенок овладел
менее
чем
½
объема
знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень 2-3
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½);
- высокий уровень
(ребенок
освоил
практически весь 4-5
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период)

Владение
специальной
терминологией
по
тематике
программы

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

- низкий уровень 0-1
(ребенок,
как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины);
- средний уровень 2-3
(ребенок сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
- высокий уровень 4-5
(специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием)

Практические
Соответствие
- низкий уровень 0-1
умения и навыки, практических
(ребенок овладел
предусмотренные умений
и менее
чем
½
22

Формы
выявления
результативности
Контрольный
опрос

Собеседование,
Наблюдение.

Контрольное
задание.

программой (по
основным
разделам
учебного плана
программы)

навыков
программным
требованиям

предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень 2-3
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более
½);
- высокий уровень 4-5
(ребенок овладел
практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период

23

Контрольное
занятие.
Выставка
Презентация,
трудовые работы
и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».