Цветочная феерия 108 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветочная
феерия» разработана на основе нормативных документов (список литературы приведен
ниже) и является модифицированной, на основе типовой программы Николаевой С.Н.
«Юный эколог». - М. – 2005.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветочная
феерия» естественно-научной направленности.
Актуальность
Программа «Цветочная феерия» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р);
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242;
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д4;
•
Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»;
2

•

Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала;
3.
Необходимость разработки программы «Цветочная феерия» заключается в
предупреждении в детях бессердечного обращения с животными, любого проявления
черствости и жестокости по отношению к природным объектам. Живая природа активно
воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание
природы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков,
необходимо систематическое воспитательное влияние на ребенка со стороны
окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный
пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что на базе большой и
разнообразной коллекции растений зимнего сада занятия проводятся в нескольких видах
деятельности: образовательной, развивающей, познавательной, трудовой, игровой,
исследовательской, что позволяет наиболее полно раскрыть способности, возможности и
интересы детей.
Обучающиеся учатся ориентироваться в ближайшем природном окружении,
оценивать различные экологические ситуации в родном городе и природном районе,
проводить простейшие экологические исследования; приобретают основы культуры
экономного природопользования, позволяющие наиболее эффективно использовать
природные условия и ресурсы при минимальном ущербе окружающей человека среде,
получают практические навыки по экологической безопасности в природе и быту,
углубляют знания в области биологии, растениеводства и животноводства. Программа
берёт на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует
целостность взгляда на природу, общество, место человека в них.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей 5-17 лет, что соответствует
старшему дошкольному и школьному возрасту. Старший дошкольный возраст – возраст
заметного формирования личности. В старшем дошкольном возрасте закладывается
фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил
поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В школьном
возрасте детям характерны усиление независимости от взрослых, негативизм –
стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям,
чувствам взрослых. Именно в этот момент необходимо, чтобы рядом с детьми находился
человек, который будет воспитывать подрастающее поколение и прививать обучающимся
любить природу, малую родину. Российская земля – край щедрой природы, незыблемых
традиций и богатой событиями истории. Общение с миром растений, преобладание
зеленого цвета, радостных красок цветов создают условия для психологического
комфорта и снятия психоэмоциональной напряженности.
Состав группы является постоянным 10-15 человек, сформированным к началу
занятий по программе. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа не имеет специальных требований к желающим заниматься в объединении.
3

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
педагогом самостоятельно в соответствии, с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 3 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветочная
феерия» рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев обучения, длительностью 108
часа, из которых 43 часа отводятся на теоретические занятия, 65 часов на практические
занятия.
Уровневость – стартовый уровень.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
На данном уровне происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с
педагогом. Источники учебной информации в основном предоставляются педагогом.
Практические задания выполняются под присмотром педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Обучение проходит по двум направлениям:
•
на теоретических занятиях обучающиеся получают дополнительные знания по
биологии и экологии птиц и животных;
•
на практических занятиях обучающиеся развивают навыки и умения по
применению приобретенных знаний.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс, игра,
беседа, тест, трудовые поручения, опрос, круглый стол.
Формы подведения итогов: мастер-класс, экскурсия, анализ работ, творческий отчёт,
педагогические наблюдения, трудовые поручения, круглый стол, дидактическая игра,
работа с определителями, практическое занятие, викторина, тест.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Цветочная феерия»:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
Задачи:
- прививать культуру общечеловеческих ценностей;
- развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
- воспитывать толерантность и эмпатию;
- воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
4

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и
городских мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках,
мастер-классах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя
+ обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков
и способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
• обеспечивает процесс социализации (саморазвития, самовоспитания, самообразования и
самовыражения) на персонифицированном образовательном маршруте;
• формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает культуру
межличностной коммуникации;
• способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых формах
социореализации личности.
Цели и задачи.
Цель: Формирование целостных представлений у обучающихся о системе взаимосвязей
живой и неживой природы.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
Обучающие:
•
формировать целостное представление о природе (взаимосвязь и взаимовлияние с
другими компонентами живой и неживой природы);
•
формировать навыки творческой и учебно-исследовательской деятельности;
•
расширять кругозор в области знаний о мире растений;
•
формировать знания об основах цветочных композициях, правилах сбора, хранения
и подготовки природного материала.
Развивающие:
•
развивать познавательный интерес к миру природы;
•
развивать чувство прекрасного, понимание красоты ближайшего природного и
социального мира, желания сохранить и приумножить эту красоту;
•
развивать позитивное ощущение жизни в процессе творческой, трудовой,
познавательной, эстетической деятельности.
Воспитательные:
•
воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
5

сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за
свои поступки
•
воспитывать правильные нормы поведения по отношению к природе, формировать
навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
•
воспитывать трудолюбие.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Количество часов

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1.

ВВЕДЕНИЕ.
Охрана труда

3

1

2

2.

КАК
РАЗНООБРАЗЕН
МИР РАСТЕНИЙ

12

5

7

3.

ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ

10

4

6

4.

КАК ПРЕКРАСЕН МИР
ЦВЕТОВ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР
КОМНАТНЫХ
РАСТЕНИЙ
Знакомые незнакомцы

12

5

7

24

9

15

8

3

5

Геоботаническое
путешествие

8

3

5

5.

5.1.

5.2.

5.3.

Каждое растение
свой дом

любит

8

3

трудовые поручения
6

12

6.1.

6

2

4

6.2.

Дорогами дождей

6

2

4

6.3.

Путешествия
вечнозеленый дом

6

2

4

24

8

16

ЦВЕТОЧНЫЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ

педагогическое
наблюдение, коллаж
«Кто, где живет?»

5

18

7.

педагогическое
наблюдение,
викторина, беседа
педагогическое
наблюдение,
беседа, рисунок
педагогическое
наблюдение, трудовые
поручения
музыкальная
викторина

Викторина

ЦВЕТОЧНЫЕ
МАРШРУТЫ
Песчаные дороги

6.

Формы аттестации/
контроля

в

педагогическое
наблюдение,
викторина, рисунки
педагогическое
наблюдение,
викторина, рисунок
педагогическое
наблюдение,
викторина, трудовые
поручения

6

7.1.

КАЛЕЙДОСКОП
Фиалковая симфония

6

2

4

педагогическое
наблюдение, коллаж

7.2.

Мелодии лилейных

6

2

4

викторина

7.3.

Бегониевая рапсодия

6

2

4

7.4.

Соло для пальмы

6

2

4

педагогическое
наблюдение,
викторина, рисунок
педагогическое
наблюдение,
викторина, беседа

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
ПРАЗДНИК
«ЦВЕТОЧНЫЙ БАЛ».
Итого:

5

2

3

8.

открытое занятие
108

40

68

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. Введение
Теория: Знакомство с программой обучения на предстоящий год.
Охрана труда. Правила поведения в Центре. Соблюдение правил личной гигиены при
общении с растениями, землёй, инвентарём.
Окружающий мир, в котором я живу: природа живая, неживая; естественная и
искусственная среда. Ближайшее природное и социальное окружение. Природа –
источник знаний, открытий, богатств. Разнообразный мир живой природы:
микроорганизмы, грибы, животные, растения, человек. Красота окружающего мира,
ответственность за сохранение красоты природы.
Экология – наука о доме, в котором мы живем. Охрана природы. Красная книга.
Зеленая книга.
Практика:
−
экскурсия «Мир, в котором я живу»;
−
экскурсия «Здравствуй, мир зеленый» экскурсия по зимнему саду
−
игра «Живое, неживое»;
−
детская «Зеленая гостиная»: встреча с юными экологами и натуралистами;
−
игра «Экодом»;
−
экскурсия на учебно-опытный участок, осенние работы на УОУ.
2. Как разнообразен мир растений.
Теория: Что мы знаем о растениях? Отличия животных и растений. Почему люди
заботятся о растениях? Где, какие, почему на Земле растут растения: растения-великаны,
растения-малютки, растения суши, растения водоемов.
Царство растений: водоросли, папоротники, хвойные, цветковые растения.
Морфологическое разнообразие растений (разнообразные формы листьев, стволов,
стеблей, корней, цветков, плодов). Деревья, кустарники, травянистые растения.
Утилитарные группы растений: лекарственные, ядовитые; растения культурные,
растения сельскохозяйственные, комнатные растения.
Практика:
−
практикум «Животные и растения: сходство и различие»;
−
игра «Мой зеленый друг»;
7

−
−

экологические сказки «Зеленый великан», «Путешествие зеленого листика»;
игра «Зеленое лото».

3. Дом для растений.
Теория: Зеленые друзья моего детства. Естественные местообитания растений на Урале:
лес, поле, луг, горы, болото. Комнатные растения в нашем доме. Искусственные
местообитания растений: теплица, оранжерея, ботанический сад, дендрарий, парки, сады
нашего города, сельскохозяйственные поля.
Практика:
−
семейная экскурсия «Лесными тропинками…»;
−
экскурсия в оранжерею, теплицу «Дом для растений круглый год»;
−
игра «Дом для зеленого друга»;
−
конкурс рисунков «Зеленая мозаика»;
−
выставка фотографий «Зеленые друзья моего детства»;
−
осенние работы на УОУ.
4. Как прекрасен мир цветов.
Теория: Цветы моего детства. Значение цветов в жизни человека. Сенсорный парк,
цветочные часы.
Цветы в лесу, в поле, в саду. Городские цветы. Любимые цветы. Любимые цветы
моих родных, близких, друзей.
Цветочная гармония: цвет, запах, линии, формы. Цветы как источник творчества и
радости. Цветы в музыке и живописи. Цветочная мозаика: легенды, сказки, цветочная
символика.
Практика:
−
конкурс-выставка «Цветы моего детства»;
−
семейная экскурсия в сенсорный парк «Цветочное настроение»;
−
игра «Цветочные часы не подведут»;
−
музыкальная викторина «Зеленая музыкальная гостиная»;
−
детская галерея-выставка «Цветочный калейдоскоп»;
−
викторина «Отгадай, кто я?»;
−
литературный конкурс детских работ «Цветочная фантазия» (сказки, стихи, рассказы
и т.д.).
5. Путешествие в мир комнатных растений.
5.1. Знакомые незнакомцы.
Теория: История распространения комнатных растений. Разнообразие комнатных
растений: размеры, формы, цвет, запах. Что привлекает в комнатных растениях. История
названий комнатных растений. Родина комнатных растений. Коллекция комнатных
растений.
Практика:
− экскурсия-викторина «Зеленое окно»;
− игра «Ты мне нравишься»;
− игра-путешествие «Зеленая география»;
− игра «Кто меня назвал»;
− практические занятия в оранжерее, в теплице по уходу за растениями.

8

5.2. Геоботаническое путешествие.
Теория: Геоботаника – наука о распространении растений в различных природных и
климатических зонах. Происхождение комнатных растений, их родина. Зеленая
география. Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Европа – родина
субтропических, тропических, субэкваториальных, экваториальных растений. Знаменитые
путешественники географы, ботаники – открыватели современных комнатных растений.
Практика:
− игра-путешествие «Зеленая география»;
− викторина «Они были первыми»;
− практические занятия в оранжерее, в теплице по уходу за растениями.
5.3. Каждое растение любит свой дом.
Теория: Экологические факторы, влияющие на рост, развитие, размножение растений:
свет, тепло, влага, почва, воздух.
Экология комнатных растений. Для каждого комнатного растения необходимы
определенные условия ухода и выращивания, связанные с биологией и происхождением
того или иного представителя зеленого мира.
Классификация
комнатных
растений:
теневыносливые,
светолюбивые,
засухоустойчивые, влаголюбивые. Приспособления комнатных растений к условиям роста
и развития.
Создание оптимальных условий для благоприятного роста и развития коллекции
комнатных растений. Экологически грамотное размещение комнатных растений в помещении.
Эстетика зеленых уголков квартиры, классов и т.д.
Практика:
−
лабораторная работа «Что нужно растению?»;
−
игра-путешествие «Зеленая география»;
−
викторина «Почему тебя так зовут?»;
−
детский экологический проект «Зеленое окно»;
−
практикум «Классификация комнатных растений»;
−
практические занятия в оранжерее, в теплице по уходу за растениями.
6. Цветочные маршруты.
6.1. Песчаные дороги.
Теория: Комнатные растения пустынь, полупустынь, сухих субтропиков. Особенности
биологии, экологии ухода и выращивания. Классификация растений.
Практика:
− практикум «Составление коллекции комнатных растений засушливых природных
зон»;
− практикум «Составление коллекции комнатных растений влажных природных зон»;
− экскурсия (оранжерея, теплица) «Вечнозеленый дом»;
− практические занятия в оранжерее, в теплице по уходу за растениями.
6.2. Дорогами дождей.
Теория: Комнатные растения влажных субтропиков, тропиков, экваториальных зон.
Особенности биологии, экологии ухода и выращивания. Классификация растений.
Практика:
−
практикум «Составление коллекции комнатных растений засушливых природных
зон»;
−
практикум «Составление коллекции комнатных растений влажных природных зон»;
−
экскурсия (оранжерея, теплица) «Вечнозеленый дом»;
9

−

практические занятия в оранжерее, в теплице по уходу за растениями.

6.3. Путешествия в вечнозеленый дом.
Теория: Растения оранжерей, теплиц. Особенности ухода, выращивания. Помощники
растений: биологи, экологи, геоботаники, агрономы, дендрологи, флористы, садовники.
Практика:
−
практикум «Составление коллекции комнатных растений засушливых природных
зон»;
−
практикум «Составление коллекции комнатных растений влажных природных зон»;
−
экскурсия (оранжерея, теплица) «Вечнозеленый дом»;
−
игра «Помощники растений»;
−
практические занятия в оранжерее, в теплице по уходу за растениями.
7. Цветочный музыкальный калейдоскоп.
7.1. Фиалковая симфония.
Теория: Биология, экология комнатных растений семейства фиалковых. Особенности
ухода, выращивании, размножения. Разнообразие сортов семейства фиалковых. Родина,
история происхождения названия, легенды, символы.
Фиалки - симфония цвета, форм, впечатлений, настроений, эмоций.
Практика:
−
практикум «Цветочные семейства»;
−
викторина «Кто, откуда родом?»;
−
практикум «Заботливый юннат»;
−
конкурс рисунков «Зеленая галерея»;
−
музыкальный конкурс: «Угадай мелодию»;
−
выставка-конкурс «Цветочная мозаика»;
−
семейный конкурс «Зеленый мир нашего дома».
7.2. Мелодии лилейных.
Теория: Биология, экология комнатных растений семейства лилейных. Особенности
ухода, выращивании, размножения. Разнообразие сортов семейства лилейных. Родина,
история происхождения названия, легенды, символы.
Лилии - симфония цвета, форм, впечатлений, настроений, эмоций.
Практика:
−
практикум «Цветочные семейства»;
−
викторина «Кто, откуда родом?»;
−
практикум «Заботливый юннат»;
−
конкурс рисунков «Зеленая галерея»;
−
музыкальный конкурс: «Угадай мелодию»;
−
выставка-конкурс «Цветочная мозаика»;
−
семейный конкурс «Зеленый мир нашего дома».
7.3. Бегониевая рапсодия.
Теория: Биология, экология комнатных растений семейства бегониевых. Особенности
ухода, выращивании, размножения. Разнообразие сортов семейства бегониевых. Родина,
история происхождения названия, легенды, символы.
Бегонии - симфония цвета, форм, впечатлений, настроений, эмоций.
Практика:
−
практикум «Цветочные семейства»;
−
викторина «Кто, откуда родом?»;
−
практикум «Заботливый юннат»;
10

−
конкурс рисунков «Зеленая галерея»;
−
музыкальный конкурс: «Угадай мелодию»;
−
выставка-конкурс «Цветочная мозаика»;
−
семейный конкурс «Зеленый мир нашего дома».
7.4. Соло для пальмы.
Теория: Биология, экология комнатных растений семейства пальмовых. Особенности
ухода, выращивании, размножения. Разнообразие сортов семейства пальмовых. Родина,
история происхождения названия, легенды, символы.
Пальмы - симфония цвета, форм, впечатлений, настроений, эмоций.
Практика:
−
практикум «Цветочные семейства»;
−
викторина «Кто, откуда родом?»;
−
практикум «Заботливый юннат»;
−
конкурс рисунков «Зеленая галерея»;
−
музыкальный конкурс: «Угадай мелодию»;
−
выставка-конкурс «Цветочная мозаика»;
−
семейный конкурс «Зеленый мир нашего дома».
Тема 8. Итоговое занятие.
Открытое занятие.
Праздник для семьи, друзей «Цветочный бал».
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1.
Развитие социальных компетенций (нормы и правила экологически грамотного
поведения в природе; осознание бережного отношения к своему здоровью, своей жизни и
жизни другого человека.
2.
Развитие личностных качеств (память, мышление, внимание, воображение,
тактичность, доброжелательность, целеустремленность.
3.
Овладение коммуникативно-компетентностными нормами общениями.
4.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1.
Умение формулировать и обосновывать свою точку зрения по экологическим
вопросам, умение применять на практике уже полученные знания.
2.
Умение выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления букетов, в том числе из природного
материала.
3.
Расширение кругозора, посредством включения метапредметных областей
(история, окружающий мир, ботаника и зоология, география, литература, музыка, ДПТ,
ИЗО, основы ЗОЖ).
Предметные:
1.
Овладение основными понятиями по разделам программы, усвоение знаний о
растениях разных климатических зон в целом, и Урала, в частности.
2.
Умение использовать полученные знания в разных сферах жизнедеятельности.
11

3.
Усвоение правил правильного, экологически грамотного поведения человека в
природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

Дата
начала
обучения

9 месяцев

15 сентября

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31 мая

36

36

108

Режим
занятий
1 занятие
по 3 часа
в неделю

Каникулы: 31 декабря – 8 января
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные помещения:
- учебный класс, зимний сад оформленные в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
- столы и стулья для педагога и обучающихся;
- классная доска;
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Учебные принадлежности.
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- маркеры;
- бумага для рисования;
- клей;
Технические средства обучения:
- телевизор
- ноутбук
- проектор
- (формат mp3);
- лупы, микроскопы;
- термометры;
- обогреватели с терморегуляторами;
- компрессоры воздушные;
- светильники смешанного типа освещения;
- вытяжные вентиляторы;
- кондиционер;
- опрыскиватели для растений разных типов.
Наглядность. Методическое пособие.
- глобус
- Цветочный учебно-опытный участок с коллекцией однолетних и многолетних цветочнодекоративных культур.
- Коллекция комнатных растений.
12

- Посадочный материал (семена цветочных культур, луковицы).
- Слайды цветочно-декоративных растений.
- Слайды комнатных растений.
- Слайды «Цветочные композиции».
- Карта природных зон мира, России.
- Гербарные образцы вредителей и болезней растений.
- Коллекция удобрений.
- Таблицы основных удобрений с их краткой характеристикой.
- Садовый инвентарь.
- Сухой природный материал.
- Вспомогательный материал для работы над цветочной композицией (мягкая проволока,
специальная отожженная проволока, перлитовый песок, клей ПВА, синтетические
пористые материалы – пиафлор, "оазис").
- Аптечка с медикаментами.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).
№
п/п

1.

2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Название раздела, темы
МатериальноФормы, методы,
техническое
приемы
оснащение,
обучения.
дидактикоПедагогические
методический
технологии.
материал.
ВВЕДЕНИЕ
Охрана труда.
Инструкции
наглядный,
словесный
КАК РАЗНООБРАЗЕН
Географические
словесный
МИР РАСТЕНИЙ
карты мира,
наглядный
России, Урала.
метод
Различные
практическое
коллекции
задание
представителей
использование
флоры мира,
тех. средств
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.

Формы
учебного
занятия.

экскурсия
трудовые
поручения
презентация
игра
экологическая
сказка

13

3.

ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ

4.

КАК ПРЕКРАСЕН МИР
ЦВЕТОВ

5.

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР
КОМНАТНЫХ
РАСТЕНИЙ
Знакомые незнакомцы

5.1.

5.2.

Геоботаническое
путешествие

5.3.

Каждое растение любит
свой дом

6.

ЦВЕТОЧНЫЕ
МАРШРУТЫ
Песчаные дороги

6.1.

Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.

Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные

словесный
наглядный
метод
практическое
задание
использование
тех. средств

трудовые
поручения
экскурсия игра
конкурс
рисунков

словесный
наглядный
метод
практическое
задание
использование
тех. средств

трудовые
поручения
конкурсвыставка
игра
музыкальная
викторина

словесный
наглядный
практическое
задание

практическое
задание
игра экскурсия

словесный
наглядный
практическое
задание

практическое
задание
играпутешествие
викторина

словесный
наглядный
практическое
задание
словесный
наглядный
практическое
задание

практическое
задание
игра
викторина
практическое
задание
экскурсия
практикум
14

6.2.

Дорогами дождей

6.3.

Путешествия в
вечнозеленый двор

7.

7.1.

ЦВЕТОЧНЫЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
КАЛЕЙДОСКОП
Фиалковая симфония

7.2.

Мелодии лилейных

7.3.

Бегониевая рапсодия

7.4.

Соло для пальмы

8.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
ПРАЗДНИК
«ЦВЕТОЧНЫЙ БАЛ»

коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.

Географические
карты мира,
России, Урала.
Различные
коллекции
представителей
флоры мира,
России, Урала.
Большой
ассортимент
фото цветов и
растений,
справочников,
энциклопедий.
Коллекции
растений,
гербарии,
географическая
карта мира.

словесный
наглядный
практическое
задание

практическое
задание
экскурсия
практикум

словесный
наглядный
практическое
задание

практическое
задание
экскурсия
практикум

словесный
наглядный
практическое
задание
словесный
наглядный
практическое
задание

практическое
задание
муз. конкурс

словесный
наглядный
практическое
задание
словесный
наглядный
практическое
задание
наглядный,
словесный,
проблемный
метод
индивидуальная,
самостоятельная
работа

практическое
задание
экскурсия
конкурс
рисунков
практическое
задание
экскурсия
викторина
практическое
задание
экскурсия
конкурс
практическое
задание
составление
букетов

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе
реализации программы.
15

Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании
программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
Педагогическое
наблюдение,
анкетирование,
собеседование,
конкурсы,
мероприятия, выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
• выполнение тестовых заданий (с набором баллов),
• защита творческих работ,
• диагностическая игра,
• участие в конференциях,
• проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся,
• педагогическое наблюдение
Формы фиксации результатов:
• Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков обучающихся»
• Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
• Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
• Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности,
Контрольные параметры указаны в таблице (Приложение 1).
По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных
мероприятиях.

16

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Метапредметные

Личностные результаты

Развитие социальных компетенций (нормы и проявление
правила экологически грамотного поведения в толерантности и эмпатии
природе; осознание бережного отношения к
своему здоровью, своей жизни и жизни
другого человека).

Виды
Диагностический инструментарий
контроля/промежут
(формы методы, диагностика)
очной аттестации
вводный, текущий, педагогические наблюдения,
итоговый
беседы, трудовые поручения,
викторины

Развитие личностных качеств
(память, умение оценивать
мышление,
внимание,
воображение, поступки свои и других,
тактичность,
доброжелательность, умение сотрудничать
целеустремленность.

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
творческий отчет, дидактическая
игра, беседы трудовые поручения

Формирование установки на безопасный, способность применять
здоровый образ жизни, наличие мотивации к ответственность и
творческому труду, работе на результат, уважать других
бережное отношение к материальным и
духовным ценностям.

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

Овладение коммуникативнокомпетентностными нормами общениями.

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, мастер-класса,
практических занятий
педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

Умение формулировать и обосновывать свою
точку зрения по экологическим вопросам,
умение
применять
на
практике
уже
полученные знания.
Умение выражать свое отношение к природе и
людям в продуктивной деятельности в виде
рисования, изготовления букетов, в том числе

развитие этических
чувств, толерантности,
уважение к родной
природе
осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность
ориентирование в
понимании причин
успеха и неуспеха

вводный, текущий,
итоговый

из природного материала.

Предметные результаты

Расширение
кругозора,
посредством
включения
метапредметных
областей
(история, окружающий мир, ботаника и
зоология, география, литература, музыка,
ДПТ, ИЗО, основы ЗОЖ).

умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные
знания, сравнивать,
делать выводы на основе
наблюдений
Усвоение правил правильного, экологически
применение полученных
знаний в различных
грамотного поведения человека в природе в
целях сохранения и экономного использования жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
природных ресурсов.
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к другим людям
Овладение основными понятиями по разделам уровни освоения знаний
по программе,
программы, усвоение знаний о растениях
разных климатических зон в целом, и Урала, в применение полученных
знаний в различных
частности.
жизненных ситуациях
Умение использовать полученные знания в
умение анализировать,
рассуждать, сравнивать,
разных сферах жизнедеятельности.
презентовать свои
результаты на основе
наблюдений

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
викторины,
мастер-класса,
практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, практических
занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая
игра,
беседы,
тесты,
трудовые
поручения,
практические занятия, мастеркласс, наблюдения и общение с
животными живого уголка
педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

вводный, текущий,
итоговый

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Цветочная феерия» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015г.№ 996-р).
4.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70—Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».

15.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.
Алберте А.В., Литвинова И.П., Масилюне А.П. Семья принимает гостей.- М.:
Профиздат, 1992.
2. Архипов, Е. Драгоценные орхидеи: капризные и неприхотливые / Е.Архипов,
Цветоводство. – 2011. - № 5. – С. 53 – 56.
3. Борисова, А. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений / А.Борисова, О.
Бердникова . - М.: Эксмо, 2010. – 240 с.: ил.
4. Висяцева Л.В., Соколова Т.А. Промышленное цветоводство.- М.: Агропромиздат, 1991.
5. Возрастная психология.- М, 1993.
7.
Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок: Пособие по аранжировке цветов.Санкт-Петербург: Лениздат, 1993.
8.
Вонг, Е. Фэн-шуй консультант, Е.Вонг. – М.: Эксмо, 2003. – 272., ил.
9.
Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию (+CD-ROM), М.: Детство-Пресс,
2015.
10.
Воронова, О. История моего сада, Домашний очаг. – 2011. - № 7. – С. 168 – 175
Зайцева, А. Террасы, веранды , площадки. Дизайн для отдыха. – М.: Эксмо, 2011. – 64 с.:
ил.
11.
Герасимов С.О., Журавлев И.М., Серянин А.А. Редкие комнатные растения. М., 1997.
12.
Глазачев С. Н.Экологическая культура как один из определяющих факторов в
решении социально-значимых задач. -(Экология и жизнь) // Вестник экологического
образования. -2008. -N 1.-С. 16-17.12.
13.
Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. - М.,
1976.
14.
Дж. Робел. Флористика (основы мастерства). Москва – 2010 год.
15. Костинская И.В. «Исследователи природы» - Изд., «Просвещение», - М.: 1983г. – 286с.
15. Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября
1989 г.
16. Ктрин Беренд. Морские свинки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2002
15. Кэтрин Старк, Практическая энциклопедия домашних животных для детей. М.:
«Россмен». 2001
16. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.-М.;
Педагогическое общество России, 2002
17. Оттофон Фриш. Хомяки. М. «Омега». Издание на русском языке. 2001
18. Покидаева Т. Практическая энциклопедия домашних животных. – М.; «Росмен» 2001г.
19.
Постановление
об
утверждении
СанПиН
2.4.4.
3172-14
«санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от
03.10. 2014г.
20. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).
21. Райнер Ниманн. Волнистые попугаи-М.; ООО «Издательство Астрель», 2001
22. Руденко А.Б. Рептилии. – Санкт-Петербург.: «А.В.К. - Тимошка», 2005
23. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
24. Хартмут Вильке. Черепахи.-М.; ЗАО «Омега», 2002
25. Хорст Бильфельд. Мыши.-М.; «Омега», 2002
20

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Большая энциклопедия природы. М., 2010.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю. Е., "Ребенок среди природы", Минск-полымя 1985
3. Логинов Л.М., Озеров А.Г. Кладовые природы. ЦДЮТК, М., 2009.
4. Мансурова С.Е. Школьный практикум, следим за окружающей средой. 9 – 11 класс. М.,
2009
5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2010г.
6. Энциклопедия окружающего мира. М., 2009.
7. Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.
8. Деревья. М., 2009. 9. Энциклопедия. Мир леса. М., 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4.
Обучающие
программы
и
исследовательские
работы
учащихся
http://obuchonok.ru/razdel-biologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru
8. Это интересно! http://www.tavika.ru/
9. Холли Вебб «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок
Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят
улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.
10. Юрий Яковлев «У человека должна быть собака».

21

Приложение № 1
Анкета
«Экологическая воспитанность обучающегося»
(Автор: Т.А. Парамонова)
ФИО_________________________________________________________________
сентябрь

май

Проявляет познавательный интерес к
объектам природы, любознательность
Проявляет желание общаться с природой,
наблюдать за природными явлениями,
объектами природы
3 Имеет представления о взаимосвязях в
природе (обозначает причину —
следствие, последовательность
явлений
Понимает и обосновывает необходимость
уважительного, бережного отношения ко
всем объектам
природы (не делит животных на
«вредных» и «полезных» и т. п.)
Понимает существование связи между
своим здоровьем и состоянием
окружающей сред
Умеет выражать свое отношение к
природе через музыку, изобразительную
деятельность (образное
восприятие природы, рассказ, сказку)
Знает ряд названий природных объектов
своего ближайшего окружения и их
отличительные признаки
Имеет навыки экологически грамотного
поведения в природе (во время отдыха в
лесу, на реке и т. п.)
Имеет навыки экологически грамотного
поведения в быту (закрывает кран,
выключает свет и т. п.)
Имеет навыки экологически безопасного
поведения (где можно играть и отдыхать, а
где — нельзя)
11 Может прогнозировать некоторые
последствия своих действий по
отношению к окружающей среде
Пытается ограничивать свои желания и
потребности, если они могут нанести вред
окружающей среде
Проявляет инициативу и желание
участвовать в практической деятельности
по уходу за животными, уборки мусора,
посадки деревьев, подкормки птиц
22

Примерные материалы по выявлению овладения обучающихся знаниями по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Цветочная феерия»
Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и
взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город). Проводится в конце учебного
года.
МАТЕРИАЛ.
Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город);
наборы картинок растений указанных; экосистем (по 3-4 картинки растений): леса (ель,
орешник, мхи, ягоды;); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей); пруда (водоросли,
рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень,
подорожник; собака, ворона, голубь, муха).
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.
В занятии участвуют 8 детей. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса,
луга, пруда, картину города; дети называют соответствующие картинам экосистемы.
Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений.
Педагог просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается,
договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений,
которые могут жить в данной экосистеме.
ОЦЕНКА.
Первый показатель - знание растений.
Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений, названия которых
не знают.
Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений, знают почти все
названия (допускается 1 ошибка).
Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений, знают все
названия.
Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.
Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь
взрослого не приводит к улучшению результата.
Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются
наводящие вопросы взрослого).
Высокий уровень - обучающиеся самостоятельно приводят 2-3 примера
взаимосвязей в экосистеме

23

Приложение № 2
МОНИТОРИНГОВЫЕ КАРТЫ
Мониторинговая карта оценки результатов освоения программы
20__ - 20__ учебный год
Шкала оценки:
Низкий Н – Освоение программы на 0 - 30%;
Средний С – Освоение программы на 30 - 60%;
Высокий В – Освоение программы на 60 - 90%;
Творческий Т – Полное освоение программы, обучающийся способен транслировать УУД
без педагога.
Год обучения: __, гр. __.
№
п/п

ФИО
обучающегося Вводный
1

2

Предметные результаты
Промежуточный
Итоговый
1

4

2

3

1

2

3

Предметные: результат лежит в основе изучения самого предмета (опыт получения,
преобразования и применения предметных знаний):
овладение основными понятиями по разделам программы, усвоение знаний о природе
мира в целом и родного края, в частности;
усвоение правил правильного, экологически грамотного поведения человека в природе
в целях сохранения и экономного использования природных
ресурсов;
умение использовать полученные знания в разных сферах жизнедеятельности.
Год обучения: __, гр. __.
Год обучения: __, гр. __.
№
п/п

ФИО
обучающегося
1

Вводный
2
1

Метапредметные результаты
Промежуточный
Итоговый
4
2
3
1
2
3

Метапредметные: центральной составляющей является формирование умения у
обучающихся работать с информацией (извлекать её, анализировать,
воспринимать). Отражают межпредметные понятия:
•
умение формулировать и обосновывать свою точку зрения по экологическим
вопросам;
•
расширение кругозора, посредством включения метапредметных областей
(история, окружающий мир, ботаника и зоология, география, литература, музыка, ДПТ,
ИЗО, основы ЗОЖ);
•
умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления поделок, в том числе из природного
материала, составлении сказок, мини-сочинений.
24

№
п/п

ФИО
обучающегося

Вводный
1
2

1

Личностные результаты
Промежуточный
Итоговый
4
2
3
1
2

3

Личностные: эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии
толерантности, здорового образа жизни, социализация, коммуникация:
овладение социальными компетенциями (нормы и правила экологически грамотного
поведения);
сформированность высших психических процессов и развитость личностных качеств
(память, мышление, внимание, воображение/тактичность, доброжелательность,
целеустремленность, коммуникабельность и пр.);
овладение коммуникативно-компетентностными нормами общениями (культура
общения, навык совместной деятельности, статус в коллективе
Итоговая таблица
№
ФИО
п/п обучающегося

Образовательный результат
Предметные

Метапредметные

Личностные

Общий
итог

По результатам мониторинга педагогом проводится анализ и формулируются выводы по
корректировке дальнейшей работы по программе

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».