Радуга континентов 108 часов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности – «Радуга континентов» является модифицированной,
разработана на основе типовой программы И.В. Костинской «Исследователи природы» Изд., «Просвещение», - М.: 1983г. – 286 с. Программа разработана для детей старшего
дошкольного и школьного возраста 6-12 лет, для получения дополнительных
теоретических знаний о животном мире и практических навыков по уходу за животными
живого уголка. Программа «Радуга континентов» разработана для обучающихся, не
имеющих специальной подготовки в данной предметной области.
Уровень программы – стартовый. Подразумевает ознакомление обучающихся с
особенностями среды обитания животных на разных континентах, осознание роли
каждого компонента среды, получение представлений о многообразии животного мира,
первичного личного опыта по уходу за животными живого уголка. На данном уровне
происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с педагогом. Источники
учебной информации в основном предоставляются педагогом. Практические задания
выполняются под присмотром педагога.
Актуальность.
Программа «Радуга континентов» актуальна, так как:
1.
Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными
нормативными актами:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 № 678-р).
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (вступает в силу с 1 марта 2023
года).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
•
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
•
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09- 3242.
•
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021.
2

•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д4.
•
Устав МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
•
Программа развития МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей» на 2022 – 2025 гг.
2.
Актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его естественно-научного потенциала.
3.
Программа нацелена на приобретение теоретических знаний и практических
умений по уходу за животными. Актуальность программы обусловлена социальным
заказом общества на эстетически воспитанного человека, с чувством эмпатии, ярко
выраженной творческой активностью, которого волнует бережное отношение к
окружающему миру.
Необходимость разработки программы «Радуга континентов» заключается в
потребности формирования у младшего поколения уже с юных лет научных
представлений о животных разных континентах, чувства любви и бережного отношения к
ним, развитие навыков ухода за некоторыми из них, разумное использование научных и
технических достижений на благо природы и человека.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью является комплексный подход к образовательному
процессу, базирующийся на непосредственном взаимодействии обучающихся с
представителями животного мира в живом уголке.
Также данная программа является своеобразным симбиозом нескольких предметов:
биологии, географии, экологии и изобразительного искусства.
Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на обучение детей 6 - 12 лет, что соответствует старшему
дошкольному и школьному возрасту. В старшем дошкольном возрасте у детей
появляются элементы словесно-логического мышления (часть целого, причинность,
пространство, время, предмет - система предметов). Их все больше интересует природа:
живые и неживые существа и предметы, различные природные явления.
Младший
школьный возраст – возраст заметного формирования личности. В младшем школьном
возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение
моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная
направленность личности.
Каждая группа включает 10-15 обучающихся, предварительная подготовка к
освоению программы не требуется. Состав группы является постоянным,
сформированным к началу занятий по программе.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 3 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.

3

Объем программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга
континентов» предполагает очную форму обучения. Длительность 108 часов, из
которых: 42 часа – теоретические занятия, 66 часов – практические занятия. Программа
рассчитана на 9 месяцев, что позволяет сформировать соответствующий задачам базис
знаний.
Уровневость – стартовый уровень.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предполагает очную форму обучения. Обучение по программе
проводится в виде теоретических и практических занятий.
Форма организации деятельности детей – детское творческое объединение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс, игра,
беседа, тест, доклад, трудовые поручения, опрос, круглый стол.
Формы подведения итогов: беседа, рассказ, открытое занятие, выставка рисунков,
защита проектов, мастер-класс, творческий отчёт, трудовые поручения, опрос, доклад,
круглый стол.
Воспитательный потенциал программы
Цель воспитательной работы в рамках программы «Радуга континентов»:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
Задачи:
• прививать культуру общечеловеческих ценностей;
• развивать культуру познания, труда, творчества и самореализации;
• воспитывать толерантность и эмпатию;
• воспитывать потребность в профессиональном самоопределении.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы,
обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в районных и
городских мероприятиях учреждения, объединения (экологических акциях, выставках,
мастер-классах, беседах, в творческих конкурсах, конкурсах проектных и научноисследовательских работ).
Форматы воспитательных практик на уровне детского объединения:
• самоуправление;
• определение ролей и сфер персональной ответственности;
• поддержка детских инициатив;
• коллективное взаимодействие;
• беседы, дискуссии;
• трудовые десанты;
• мероприятия воспитательного характера.
Данная программа выступает как совокупность совместной познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности субъектов (руководителя
+ обучающегося + родители) направленной на выявление и развитие природных задатков
и способностей детей на основе интереса к науке, культуре, окружающему миру:
•
обеспечивает
процесс
социализации
(саморазвития,
самовоспитания,
самообразования и самовыражения) на персонифицированном образовательном
маршруте;
4

•
формирует исследовательские ЗУНы, функциональную грамотность, развивает
культуру межличностной коммуникации;
•
способствует самовыражению в общественно-полезных и личностно значимых
формах социореализации личности.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы:
Формирование творческого потенциала ребенка, его экологических знаний и
умений через поисково-познавательную деятельность, интереса к живой и неживой
природе.
Задачи:
Обучающие
• углубление знаний по зоологии;
• овладение биологической терминологией и символикой;
• усвоение знаний о таксономии и классификации животного мира;
• формирование умений обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий;
• овладение навыками взаимодействия и ухода за представителями различных видов
животных на примере обитателей живого уголка.
Развивающие
• формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной
деятельности;
• развитие умений сравнивать и анализировать;
• развитие воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования животных
объектов;
• обогащение словарного запаса детей и их знаний об окружающем их мире.
Воспитательные
• воспитание бережного отношения, сопереживания к окружающему миру;
• воспитание и совершенствование трудолюбия.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Название раздела,
темы

1.
2.

Введение.
Природа и здоровье.
Правила поведения в
природе.
Мир
животных.
Значение диких и
домашних животных.
Древние
млекопитающие.

3.

4.
5.
6.
7.

Млекопитающие.
Отряды. Семейства.
Отряд – грызуны
Отряд – хищники.

Кол-во часов
Всего

Теория

Практика

2

1

1

10

4

6

10

4

10

4

12

5

7

10
10

4
4

6
6

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Игра

6

Изготовление
коллажа

6

Педагогические
наблюдения
Игра
Доклад
Доклад
5

8.

Отряд
парнокопытные.
Отряд
непарнокопытные.

–
–

Ареалы
обитания
млекопитающих
на
разных континентах.
10. Заповедники.
Национальные парки
РФ.
11. Охрана
природных
сообществ. Красная
книга Свердловской
области.
12. Итоговое занятие.

Доклад
10

4

6

10

4

6

Тест

9.

Итого

Беседа
10

4

6
Опрос

10

4

6

4

-

4

108

42

66

Открытое
занятие

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Введение.
Теория: вступительная часть (знакомство детей между собой, а также с образовательной
программой), техника безопасности при проведении занятий, практической деятельности.
Практика: наблюдение за животными, трудовые поручение.
Природа и здоровье. Правила поведения в природе.
Теория: что такое природа? Живая и неживая природа. Человек как часть природы.
Природа и здоровье человека. Какое значение для здоровья человека имеет воздух и
растения. Кислород для живых существ. Вода в жизни живых существ. Какое влияние
оказывает природа на человека. Правила поведения в лесу. Выживание в дикой природе.
Практика: чистка клеток у животных, замена воды. Подготовка и обработка инвентаря,
оборудования для уборки у животных.
Мир животных, значение диких и домашних животных.
Теория: кто такие домашние животные? Роль домашних животных в жизни человека. Кто
такие дикие животные? Роль диких животных в природе. Животные как участники
круговорота веществ в природе. Виды млекопитающих.
Практика: заготовка сена, создание тематической газеты, коллажа.
Древние млекопитающие.
Теория: первые млекопитающие. Период появления. Внешний вид, размеры, особенности
строения. Хищные и растительноядные млекопитающие. Причины вымирания.
Практика: подготовка и обработка инвентаря, оборудования для уборки у животных.
Мытье клеток. Кормление животных.
Млекопитающие. Отряды. Семейства.
Теория: кто такие млекопитающие? Общие характеристики. Где обитают? Самые большие
млекопитающие воды и суши. Внешнее строение млекопитающих. Отряды
млекопитающих.
Практика: чистка клеток у животных, замена воды. Кормление животных.
6

Отряд – грызуны.
Теория: классификация, виды грызунов.
Подотряды, семейства.
Основные
характеристики грызунов, описание, размеры. Питание, поведение, размножение
грызунов. Распространение, среда обитания. Значение грызунов в дикой природе. Роль в
жизни человека.
Практика: приготовление зерносмеси для грызунов, кормление. Уход за грызунами,
уборка клеток, аквариумов.
Отряд – хищники.
Теория: особенности строения. Семейства. Питание, поведение, размножение хищников.
Распространение, среда обитания. Значение хищников в дикой природе. Роль в жизни
человека.
Практика: чистка клеток у животных, уход за животными.
Отряд – парнокопытные.
Отряд – непарнокопытные.
Теория: особенности строения. Семейства.
Питание, поведение, размножение
парнокопытных и непарнокопытных. Распространение, среда обитания. Отличительные
особенности парнокопытных и непарнокопытных. Значение в дикой природе. Роль в
жизни человека.
Практика: чистка клеток у животных, уход за животными.
Ареалы обитания млекопитающих на разных континентах.
Теория: Что такое ареал обитания? Ареалы: сплошной, разорванный, реликтовый. Ареалы
обитания животных Евразии. Ареалы обитания животных Африки. Ареалы обитания
животных Северной Америки и Южной Америки. Ареалы обитания животных
Антарктиды. Ареалы обитания животных Австралии.
Практика: работа с зоогеографической картой мира, уход за животными.
Заповедники. Национальные парки РФ.
Теория: что такое заповедник? Самые большие заповедники по территории в РФ.
Краснокнижные животные в заповедниках. 40 знаменитых национальных парков РФ.
Практика: подготовка и обработка инвентаря, оборудования для уборки у животных.
Мытье клеток. Кормление животных.
Охрана природных сообществ. Красная книга Свердловской области.
Теория: что такое природные сообщества? Виды природных сообществ. Структура
природного сообщества. Пищевые связи и роли в природном сообществе. Влияние
человека на природные сообщества. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
животные нашего края. Красная книга Свердловской области.
Практика: наблюдение за животными, трудовые поручение.
Итоговое занятие.
Практика: подготовка и защита проектов по темам: «Влияние изменения условий
содержания грызунов на их размножение и рост», «Развитие хомяка от стадии рождения
до взрослой особи».
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
• Развитие эмпатии по отношению к членам социума.
• Формирование позитивного и ответственного отношения к животным.
• Развитие личностных качеств: терпение, аккуратность, трудолюбие.
7

Метапредметные:
• Коммуникативные: развиты позитивные паттерны поведения в данной
социальной группе, наработаны способы позитивного взаимодействия со
сверстниками и с наставниками, педагогами, развито умение ладно работать в
команде.
• Познавательные: умеет самостоятельно применять на практике полученные
теоретические знания, умеет анализировать и обрабатывать информационный
материал, интегрируя его в учебную деятельность.
• Регулятивные: способен воспроизводить адекватную ситуации реакцию, способен
рационально оценивать свои возможности относительно поставленной задачи,
способен взвешенно реагировать на внешние раздражители.
Предметные:
• Получат представление о многообразии животного мира, характерных
особенностях животных разных континентов.
• Усвоены знания о таксономии и классификации животного мира.
• Владеет навыками взаимодействия и ухода за представителями различных видов
животных на примере обитателей живого уголка.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

Дата начала
обучения

Дата
окончания
обучения

9 месяцев

15 сентября

31 мая

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36

36

108

Режим
занятий
1 занятие
по 3 часа
в неделю

Каникулы: 31 декабря 2023 г. – 8 января 2024 г.
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным
планом, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими
правилами. Методика работы позволяет творчески подходить к вопросам образования и
оздоровления, открывает широкий простор для инновационной деятельности.
Занятия проводятся в классе, в живом уголке, на природе, во время экскурсий.
Для наблюдений и исследований:
- клетки, вольеры, аквариумы: 15 л, 20 л, 50 л, 70л, 100 л, 200 л;
- оборудование: обогреватели, лампы, сачки, совки, щётки, поильники;
- другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, проектор, и другое) и средств фиксации (фотоаппарат,
фотокамера).
Живые объекты МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей»:
- хомяки;
- мыши;
- крысы;
- морские свинки;
8

- дегу;
- шиншиллы;
- кролики;
- ежи;
- енот;
- черепахи;
- песчанки;
- волнистые попугаи;
- голубь,
- белки,
- палочники,
- мадагаскарские тараканы,
- улитки.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу
реализует(ют)
педагог(и)
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ № 273 ст.46, ч.1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Наглядный материал: учебники и пособия по географии,
хрестоматии, атласы, раздаточный материал, схемы, карточки.
№
Название раздела,
МатериальноФормы, методы,
темы
техническое
приёмы обучения.
п/п
оснащение,
Педагогические
дидактикотехнологии
методический
материал
1
Введение.
Наглядный
Словесный метод;
2
Природа
и материал:
Словесный метод;
и Игровой метод;
здоровье. Правила учебники
по
поведения
в пособия
географии,
природе.
биологии,
Наглядный метод;
экологии,
хрестоматии,
Использование
атласы,
технических
раздаточный
средств;
материал, схемы,
карточки.
Практическое
Для наблюдений задание;
3
Мир
животных. и исследований:
Словесный метод;
клетки,
вольеры,
Значение диких и
Проблемный метод;
аквариумы,
домашних
обогреватели,
животных.
лампы,
сачки,
совки,
щётки, Наглядный метод;
поильники.

биологии, экологии,
Формы учебного
занятия

Беседа;
Рассказ;
Игра
«Правила
поведения
в
природе»;
Демонстрация
плакатов;
Презентация
на
тему: «Человек как
часть природы»;
Трудовые
поручения;
Беседа;
Изготовление
коллажа: «Дикие и
домашние
животные»;
Демонстрация
таблиц: «Домашние
9

4

Древние
млекопитающие.

5

Млекопитающие.
Отряды.
Семейства.

Оборудование
для
мультимедийных
демонстраций и
средств
фиксации.
Живые объекты:
хомяки, мыши,
крысы, морские
свинки,
дегу,
шиншиллы,
кролики,
ежи, енот.

Практическое
задание;
Словесный метод;
Частичнопоисковый метод;
Практическое
задание;
Словесный метод;
Частичнопоисковый метод;
Наглядный метод;
Игровой метод;
Использование
технических
средств;

6

7

8

9

Отряд – грызуны

Отряд – хищники.

Отряд –
парнокопытные.
Отряд –
непарнокопытные.
Ареалы обитания
млекопитающих на
разных
континентах.

Практическое
задание;
Словесный метод;
Наглядный метод;
Частичнопоисковый метод;
Практическое
задание;
Словесный метод;
Наглядный метод;
Частичнопоисковый метод;
Практическое
задание;
Словесный метод;
Частичнопоисковый метод;
Практическое
задание;
Словесный метод;
Частичнопоисковый метод;
Наглядный метод;
Использование
технических
средств;

животные»;
Трудовые
поручения;
Беседа;
Работа
с
энциклопедиями;
Трудовые
поручения;
Рассказ;
Работа
с
зоогеографической
картой;
Демонстрация
плакатов, схем.
Игра
«Четвёртый
лишний»;
Презентация
на
тему:
«Самые
большие
млекопитающие
воды и суши»;
Трудовые
поручения;
Беседа;
Демонстрация
плакатов;
Доклад;
Трудовые
поручения;
Рассказ;
Демонстрация
плакатов;
Доклад;
Трудовые
поручения;
Беседа;
Доклад;
Трудовые
поручения;
Рассказ;
Работа с картой
мира: «Обитатели
Земли»
Демонстрация схем:
«Виды ареалов»;
Видео-материалы на
тему:
«Животные
Антарктиды»;
10

10

11

12

Заповедники.
Национальные
парки РФ.

Охрана природных
сообществ.
Красная
книга
Свердловской
области.
Итоговое занятие.

3.3.

Практическое
задание;
Словесный метод;
Использование
технических
средств;
Практическое
задание;
Словесный метод;
Частичнопоисковый метод;
Практическое
задание;
Исследовательский
метод;
Наглядный метод;

Трудовые
поручения;
Беседа;
Презентация
на
тему:
«Национальные
парки РФ»;
Трудовые
поручения;
Рассказ;
Работа с Красной
книгой СО;
Трудовые
поручения;
Защита проекта.
Демонстрация
презентации.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Способы определения и методы отслеживания результативности освоения
программы.
Методы отслеживания результативности:
1. Педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся.
2. Проведение тестовых и самостоятельных работ, в том числе тест на усвоение
программы и отношение к природе учащихся.
3. Создание продуктов творческой деятельности детьми:
- изготовление детьми совместно с педагогом кормушек, игровых стендов,
игрушек и домиков для птиц;
- исследовательские работы детей.
4. Проведение анкетирования детей.
5. Проведение выставок: фото- и видео-, рисунков, поделок, газет, оформление
праздников.
6. Проведение викторин.
7. Анализ исследовательской и творческой деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результата образовательного процесса педагог использует
следующие этапы мониторинга:
Вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений.
Форма: устный опрос, тесты.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе реализации
программы.
Форма: исследовательская работа, открытое занятие, беседа, игра, педагогическое
наблюдение, доклад, тест, опрос, выставка.
Итоговый контроль – оценка качества усвоения материала по окончании программы.
Форма: защиты исследовательских работ.
По окончании общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимся
вручаются грамоты, дипломы.
Формы выявления результатов
11

Педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, конкурсы, мероприятия,
выездные экспедиции, участие в конференциях, опрос.
Формы предъявления результатов:
•
Выполнение тестовых заданий (с набором баллов).
•
Защита творческих работ.
•
Диагностическая игра.
•
Участие в конференциях.
•
Выставка.
•
Анализ исследовательских и творческих работ.
•
Педагогическое наблюдение.
•
Тематические беседы, опрос.
•
Участие в конкурсах.
Формы фиксации результатов:
•
Информационная карта «Определение уровня сформированности предметных
умений и навыков учащихся».
•
Сводная информационно-диагностическая карта освоения программы.
•
Бланки анкет и тестовых заданий по отдельным темам программы.
•
Видеозаписи и фотографии участия в природоохранной деятельности, конкурсах,
праздниках, выездах.
Диагностика уровня сформированности предметных умений проводится по
параметрам и критериям, представленным в таблице «Определение уровня
сформированности предметных умений и навыков обучающихся» Приложение 3.
По окончании курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся получают грамоты и дипломы за участие в различных
мероприятиях.

12

Метапредметные

Личностные результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Развитие эмпатии по отношению к членам
социума
Формирование позитивного и ответственного
отношения к животным

проявление
толерантности и эмпатии
развитие этических
чувств, толерантности,
бережного отношения к
животным

Виды
контроля/промежут
очной аттестации
вводный, текущий,
итоговый
вводный, текущий,
итоговый

Диагностический инструментарий
(формы методы, диагностика)
педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения
педагогические
наблюдения,
творческий отчет, круглый стол,
дидактическая
игра,
беседы
трудовые поручения

умение и других, умение
сотрудничать
Развитие личностных качеств:
аккуратность, трудолюбие

терпение, способность применять
ответственность,
оценивать свои
поступки, уважать
других

Развитие позитивных паттернов поведения в
данной социальной группе, наработаны
способы позитивного взаимодействия со
сверстниками и наставниками, педагогами,
развито умение ладно работать в команде.
Умение
самостоятельно
применять
на
практике полученные теоретические знания,
умение
анализировать
и
обрабатывать
информационный материал, интегрируя его в
учебную деятельность
Способность воспроизводить адекватную
ситуации реакцию, способность рационально
оценивать свои возможности относительно

осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность
осуществление
расширенного поиска с
помощью различных
ресурсов,
самостоятельность
умение анализировать,
рассуждать, применять
на практике полученные

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения,
беседы, трудовые поручения

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, мастер-класса,
практических занятий
педагогические
наблюдения,
беседы, практических занятий

вводный, текущий,
итоговый

вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время
проведения:
беседы,
дидактической
игры,
теста,
13

Предметные результаты

поставленной задачи, способность взвешенно знания, сравнивать,
реагировать на внешние раздражители
делать выводы на основе
наблюдений
Полученные представления о многообразии применение полученных
животного мира, характерные особенности знаний в различных
животных разных континентов.
жизненных ситуациях,
уровни освоения знаний
по программе,
проявление
толерантности и эмпатии
к животным
Усвоение
знаний
о
таксономии
и уровни освоения знаний
классификации животного мира
по программе,
применять и
презентовать свои
результаты на основе
наблюдений
Владение навыками взаимодействия и ухода за умение анализировать,
представителями различных видов животных рассуждать, сравнивать,
на примере обитателей живого уголка.
презентовать свои
результаты на основе
наблюдений

викторины,
мастер-класса,
практических занятий
вводный, текущий,
итоговый

педагогические наблюдения во
время проведения: круглого стола,
беседы,
дидактической
игры,
теста, викторины, практических
занятий

вводный, текущий,
итоговый

дидактическая
игра,
беседы,
тесты,
трудовые
поручения,
практические занятия, мастеркласс, наблюдения и общение с
животными живого уголка

вводный, текущий,
итоговый

педагогические
наблюдения,
правила оформления дневников
наблюдения, творческий отчет

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга континентов» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 24 июня 2023 года).
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р) (с изменениями на 15 мая 2023 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015г.№ 996-р).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (разд. VI Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи).
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области» (с изменениями на 19 ноября 2021 года).
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70—Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года).
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля
2023 года)).
11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБУ ДО – ДЭЦ «Рифей».
12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования –
Детского экологического центра «Рифей».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Аксенов, В.А. 300 Вопросов и ответов по экологии/ В.А. Аксенов. - Ярославль:
Академия развития,1998. -198 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2.
Издательство Казанского университета, 2015 г.

15

3. Горчаковский П.Л. Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермская области):
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / ред. В.Н.
Большаков, П.Л. Горчаковский. - М.: Екатеринбург: Уральский университет, 2017. - 279 c.
4. Дунаева, Ю. А. Животные из Красной книги России / Ю.А. Дунаева. - М.: Балтийская
книжная компания, 2012. - 911 c.
5. Дунаева, Ю. А. Животные из Красной книги России / Ю.А. Дунаева. - М.: Балтийская
книжная компания, 2013. - 979 c.
6. Запаренко В.С. Школа рисования Виктора Запаренко. Санкт-Петербург, 2011 г.
7. Котенова Е. В. Мыши и крысы/ Е. В. Котенова. – Москва: «Компания Дельта М»,2000. –
40 с.
8. Котенова Е. В. Морская свинка/ Е. В. Котенова. – Москва: «Компания Дельта М», 2000.
– 42 с.
9. Красинская Н. М. Зоопарк дома/ Н. М. Красинская. – СПб: Интер Дайджест, 1991. –
180с.
10. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. - Учебно-методическое
пособие. – М.: ЦГЛ, 2008 г.
11. Скалдина О.В. Красна книга России. - М.: Эксмо, 2011. - 272 с.
12. Соколова В. Е. Жизнь животных: В 8 т.: - Т. 7. Млекопитающие. – М.: Просвещение,
1989. – 250 с.
13. Соколова Е.И. Жизнь животных/ Е.И.Соколова. – М.: «Просвещение», 1998. – 320 с.
14. Экологический журнал/ Табигат. Природа.
15. Экология.6-11кл.: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность
учащихся/ сост. И.П. Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2010 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Аксенов В.А. 300 Вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития,
1998. – 198 с.
2. Анашкина, Е.А. 300 вопросов и ответов о животных/ Е.Н. Анашкина. - Ярославль:
Академия развития,1998. -310 с.
3. Дроздова И. В. Удивительная биология. – М.: ЭНАС, 2008 г.
4. Дж. Грин, М. Пенни, Дж. Поуп и др.; Животные. Моя первая детская энциклопедия в
вопросах и ответах/ пер. с нем. М. Я.Беньковской. – М.:АСТ: Астрель, 2008
5. Журнал «Юный натуралист».
6. Росмэн. Детская энциклопедия. Москва, 2010 г.
7. Эксмо. Животные. 150 удивительных фактов. Москва, 2015 г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Биоуроки http://biouroki.ru/
2.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
http://schoolcollection.edu.ru
3. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала, http://experiment.edu.ru
4.
Обучающие
программы
и
исследовательские
работы
учащихся
http://obuchonok.ru/razdel-biologiya
5. Сайт "Открытый урок" http://festival.1september.ru/physics
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru
7. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке, http://www.elementy.ru

16

Приложение № 1
Итоговая игра по теме «Правила поведения в природе»
Педагог говорит действия, а обучающиеся отвечают «Да» или «Нет».
Если поступок хороший, дети говорят «да», если плохой – «нет»:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

17

Приложение № 2
Итоговая игра по теме «Млекопитающие». В каждой строчке одно животное
лишнее (не млекопитающее). Необходимо назвать лишнее животное.
Игра «Четвертый лишний»
1.

Лиса, волк, змея, медведь.

2.

Кит, курица, корова, собака.

3.

Слон, голубь, кенгуру, лошадь.

4.

Кошка, тигр, рыба, свинья.

5.

Дельфин, хомяк, енот, черепаха.

6.

Ящерица, ёжик, лев, жираф.

7.

Кролик, мышь, человек, бабочка.

18

Приложение № 3
Диагностика уровня сформированности умений и навыков у учащихся в
предметной области
Показатели
Критерии
Степень выраженности Баллы Формы выявления
оценивания
результативности
Теоретические Соответствие
низкий
уровень
0-1
Контрольный
знания
(по теоретических (ребенок овладел менее
опрос
основным
знаний ребенка чем ½ объема знаний,
разделам
программным
предусмотренных
учебного плана требованиям
программой);
программы)
средний
уровень
2-3
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более ½);
- высокий уровень
4-5
(ребенок
освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
Владение
Осмысленность низкий
уровень
0-1
Собеседование,
специальной
и правильность (ребенок, как правило,
Наблюдение.
терминологией использования избегает употреблять
по
тематике специальной
специальные термины);
программы
терминологии
средний
уровень
2-3
(ребенок
сочетает
специальную терминологию с бытовой);
- высокий уровень
(специальные термины
4-5
употребляет осознанно
и
в
полном
соответствии
с
их
содержанием)
Практические Соответствие
низкий
уровень
0-1
Контрольное
умения и
практических
(ребенок овладел менее
задание.
навыки,
умений
и чем ½ предусмотренных
Контрольное
предусмотренн навыков
умений и навыков);
занятие. Выставка
ые программой программным
средний
уровень
Презентация,
(по основным требованиям
(объем
усвоенных
2-3
трудовые работы
разделам
умений
и
навыков
и др.
учебного плана
составляет более ½);
программы)
- высокий уровень
(ребенок
овладел
4-5
практически
всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».