06.06.2019
Разработка урока «Путешествие по родному краю» для обучающихся среднего школьного возраста»..
Тема: Путешествие по родному краю.
Тип: урок – игра.
Цель: активизация познавательной деятельности детей, развитие экологического мышления.
Задачи:
-
Освоение элементарных туристических навыков, краеведческих знаний;
-
Развитие наблюдательности, коллективизма;
-
Воспитание любви к природе, родному краю. Поднятие проблемы гуманного и толерантного отношения ко всему живому.
Методы работы: рассказ, беседа, объяснение, игра.
Оборудование: проектор, гербарий лекарственных растений, таблицы, муляжи грибов, мяч, красная книга Свердловской области, карточки, мешочки с крупой.
Предварительно учащимся были даны опережающие задания:
-
Основные растения, занесённые в красную книгу Свердловской области.
-
Съедобные и несъедобные грибы.
Способы ориентирования в лесу.
Ход занятия:
I.
Приветствие. (1 минуты).
Ребята, добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие. Мы с вами будем путешествовать по родному краю.
Но перед этим нам необходимо поднять друг другу настроение.
Разминка - 5 минут (психологическая игра «Мяч-комплимент»).
Я буду кидать кому-то из вас мяч, и говорить комплимент, а вы, поймав мячик, кидаете его кому-то другому и также говорите комплимент.
Например: «Маша, ты очень эрудированная».
Часть 1. «Сборы в поход с ночлегом» (13 минут).
Ребята, скажите, а перед тем как идти в поход, что необходимо? Что нужно взять с собой в поход (вопрос-ответ)?
Я предлагаю вам разделиться на две команды. Каждой из команд я даю «конверт-рюкзак», в нём лежат карточки, с названием различных вещей, а вы должны из них выбрать предметы первой необходимости в походе. На это вам даётся 7 минут.
Ребята, вы хорошо справились с заданием, теперь вы знаете, что необходимо брать с собой в поход.
Часть 2. «Обед» (10 минут).
А теперь представьте, что мы прошли 5 км в походе, проголодались и решили сделать привал. Теперь нам нужно приготовить обед.
Ребята, сейчас я вам покажу мешочки с крупами, а вы должны угадать, какую кашу можно сварить из этой крупы (греча, рис, геркулес, манка).
Учащиеся угадывают.
А сейчас давайте проведём конкурс на лучший обед.
Для этого вам необходимо написать названия продуктов, которые обычно употребляют в походе, и составить меню обеда (крупа, картофель, тушёнка, сухофрукты, консервы, чай).
Часть 3. «Красная книга» (7 минут).
Ребята, ну вот мы пообедали, и двинусь дальше, и вышли на поляну редких растений. Что мы можем увидеть на ней?
Выступление учащегося, которому было дано опережающее задание «Основные растения, занесённые в красную книгу Свердловской области».
Вывод (4 минуты):
Подвожу итоги урока, что узнали нового, чему научились.
II.
Приветствие (1 минута).
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем наш урок - путешествие. Для начала, давайте, как и в прошлый раз поднимем друг другу настроение игрой «Мяч-комплимент»:
Психологическая игра «Мяч – комплимент» (3 минуты).
Я кидаю вам мяч и говорю комплимент, а вы, поймав мячик, кидаете его кому-то другому и также говорите комплимент.
Часть 1. «Лекарственные растения» (13 минут).
Ребята в лесу очень много лекарственных растений. Дайте посмотрим на экран и вспомним, какие лекарственные растения мы с вами знаем (на экране появляются лекарственные растения).
Ребята, а сейчас вам задание: вспомните и напишите, от каких болезней помогают данные лекарственные растения:
Малина – от простуды;
Черника – улучшает зрение, при желудочных расстройствах;
Шиповник – источник витамина С;
Ландыш – для приготовления сердечных капель;
Одуванчик – укрепляет волосы;
Берёза – общеукрепляющее, лямблии.
Сосна – источник витамина С, от цинги;
Подорожник – кровеостанавливающее, желудочное.
Ребята, а вы знаете, как и когда правильно собирать лекарственные растения? (Собирать надо весной и летом, когда травы цветут, сушить нельзя на солнце, можно в тени и на ветру, правильно высушенные лекарственные растения не меняют цвет).
Часть 2. «Съедобные и ядовитые грибы» (10 минут).
Ребята, представьте, что мы идём по лесу, а под деревьями так много грибов, мы обязательно их соберём и сварим вкусный обед. Но ведь среди грибов естьи ядовитые, кА их узнать?
Выступление учащегося, которому было дано опережающее задание «Съедобные и несъедобные грибы».
А теперь ребята, на экране будут появляться грибы, а вы скажете мне какие из них съедобные, а какие ядовитые.
Часть 3. «Вредные и полезные животные» (10 минут).
Ребята, сегодня сложно представить и в лесу, и в городе жизнь без комаров. Они не только надоедают нам своим жужжанием, но ещё и кусают нас и пьют нашу кровь.
Летом в тайге на предплечье человека садиться до 400 комаров одновременно, а в оленя сразу впивается до 8 000.
А вы знаете, что комары самцы крови не пьют? А кусают нас только самки, они пьют кровь для кладки яиц и продолжения рода.
В одной луже может проживать до 4 000 личинок комара. Человека комары чувствуют за 100 метров, но предпочтение отдают животным.
Но так ли вредны комары?
Ребята, комары выполняют важную функцию в природе, они участвуют в круговороте веществ. В новорожденном комаре есть фосфор, кремний, марганец, железо, бор, молибден. Исследователи комаров предполагают, что комары являются главным переносчиком микроэлементов в тайге. Без микроэлементов не могут жить растения и животные. Поэтому, такие, казалось бы, неприятные животные имеют свою ценность. И всё живое очень важно для планеты.
Вывод:
Что мы узнали в этом путешествии?
Отвечают учащиеся:
Научились отличать съедобные грибы от ядовитых, узнали о пользе комаров, узнали о свойствах и пользе лекарственных растениях.