Открытый урок "Путешествие по родному краю"

06.06.2019

 

Разработка урока «Путешествие по родному краю» для обучающихся среднего школьного возраста»..

Тема: Путешествие по родному краю.

 

Тип: урок – игра.

 

Цель: активизация познавательной деятельности детей, развитие экологического мышления.

 

Задачи:

  • Освоение элементарных туристических навыков, краеведческих знаний;

  • Развитие наблюдательности, коллективизма;

  • Воспитание любви к природе, родному краю. Поднятие проблемы гуманного и толерантного отношения ко всему живому.

 

Методы работы: рассказ, беседа, объяснение, игра.

 

Оборудование: проектор, гербарий лекарственных растений, таблицы, муляжи грибов, мяч, красная книга Свердловской области, карточки, мешочки с крупой.

 

Предварительно учащимся были даны опережающие задания:

  1. Основные растения, занесённые в красную книгу Свердловской области.

  2. Съедобные и несъедобные грибы.

Способы ориентирования в лесу.

Ход занятия:

 

I.

Приветствие. (1 минуты).

Ребята, добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие. Мы с вами будем путешествовать по родному краю.

Но перед этим нам необходимо поднять друг другу настроение.

 

Разминка - 5 минут (психологическая игра «Мяч-комплимент»).

 

Я буду кидать кому-то из вас мяч, и говорить комплимент, а вы, поймав мячик, кидаете его кому-то другому и также говорите комплимент.

Например: «Маша, ты очень эрудированная».

 

Часть 1. «Сборы в поход с ночлегом» (13 минут).

Ребята, скажите, а перед тем как идти в поход, что необходимо? Что нужно взять с собой в поход (вопрос-ответ)?

 

Я предлагаю вам разделиться на две команды. Каждой из команд я даю «конверт-рюкзак», в нём лежат карточки, с названием различных вещей, а вы должны из них выбрать предметы первой необходимости в походе. На это вам даётся 7 минут.

 

Ребята, вы хорошо справились с заданием, теперь вы знаете, что необходимо брать с собой в поход.

 

Часть 2. «Обед» (10 минут).

А теперь представьте, что мы прошли 5 км в походе, проголодались и решили сделать привал. Теперь нам нужно приготовить обед.

Ребята, сейчас я вам покажу мешочки с крупами, а вы должны угадать, какую кашу можно сварить из этой крупы (греча, рис, геркулес, манка).

 

Учащиеся угадывают.

 

А сейчас давайте проведём конкурс на лучший обед.

Для этого вам необходимо написать названия продуктов, которые обычно употребляют в походе, и составить меню обеда (крупа, картофель, тушёнка, сухофрукты, консервы, чай).

 

Часть 3. «Красная книга» (7 минут).

Ребята, ну вот мы пообедали, и двинусь дальше, и вышли на поляну редких растений. Что мы можем увидеть на ней?

 Хочу такой сайт

Выступление учащегося, которому было дано опережающее задание «Основные растения, занесённые в красную книгу Свердловской области».

 

Вывод (4 минуты):

Подвожу итоги урока, что узнали нового, чему научились.

 

 

II.

Приветствие (1 минута).

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем наш урок - путешествие. Для начала, давайте, как и в прошлый раз поднимем друг другу настроение игрой «Мяч-комплимент»:

 

Психологическая игра «Мяч – комплимент» (3 минуты).

Я кидаю вам мяч и говорю комплимент, а вы, поймав мячик, кидаете его кому-то другому и также говорите комплимент.

 

Часть 1. «Лекарственные растения» (13 минут).

Ребята в лесу очень много лекарственных растений. Дайте посмотрим на экран и вспомним, какие лекарственные растения мы с вами знаем (на экране появляются лекарственные растения).

Ребята, а сейчас вам задание: вспомните и напишите, от каких болезней помогают данные лекарственные растения:

Малина – от простуды;

Черника – улучшает зрение, при желудочных расстройствах;

Шиповник – источник витамина С;

Ландыш – для приготовления сердечных капель;

Одуванчик – укрепляет волосы;

Берёза – общеукрепляющее, лямблии.

Сосна – источник витамина С, от цинги;

Подорожник – кровеостанавливающее, желудочное.

 

Ребята, а вы знаете, как и когда правильно собирать лекарственные растения? (Собирать надо весной и летом, когда травы цветут, сушить нельзя на солнце, можно в тени и на ветру, правильно высушенные лекарственные растения не меняют цвет).

 

Часть 2. «Съедобные и ядовитые грибы» (10 минут).

 

Ребята, представьте, что мы идём по лесу, а под деревьями так много грибов, мы обязательно их соберём и сварим вкусный обед. Но ведь среди грибов естьи ядовитые, кА их узнать?

Выступление учащегося, которому было дано опережающее задание «Съедобные и несъедобные грибы».

 

А теперь ребята, на экране будут появляться грибы, а вы скажете мне какие из них съедобные, а какие ядовитые.

 

Часть 3. «Вредные и полезные животные» (10 минут).

 

Ребята, сегодня сложно представить и в лесу, и в городе жизнь без комаров. Они не только надоедают нам своим жужжанием, но ещё и кусают нас и пьют нашу кровь.

 

Летом в тайге на предплечье человека садиться до 400 комаров одновременно, а в оленя сразу впивается до 8 000.

А вы знаете, что комары самцы крови не пьют? А кусают нас только самки, они пьют кровь для кладки яиц и продолжения рода.

В одной луже может проживать до 4 000 личинок комара. Человека комары чувствуют за 100 метров, но предпочтение отдают животным.

Но так ли вредны комары?

Ребята, комары выполняют важную функцию в природе, они участвуют в круговороте веществ. В новорожденном комаре есть фосфор, кремний, марганец, железо, бор, молибден. Исследователи комаров предполагают, что комары являются главным переносчиком микроэлементов в тайге. Без микроэлементов не могут жить растения и животные. Поэтому, такие, казалось бы, неприятные животные имеют свою ценность. И всё живое очень важно для планеты.

 

Вывод:

Что мы узнали в этом путешествии?

Отвечают учащиеся:

Научились отличать съедобные грибы от ядовитых, узнали о пользе комаров, узнали о свойствах и пользе лекарственных растениях.

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».